Top.Mail.Ru
6 февраля 2023 17:43
Образование

Автобусов хватает, водителей нет: как дети из отдаленных районов Удмуртии добираются до школ

Из 504 автобусов в республике используется только 448

Каждый год в удмуртии закупают новые автобусы Фото: vk.com/a.brechalov
Каждый год в удмуртии закупают новые автобусы Фото: vk.com/a.brechalov

В декабре 2022 года глава Удмуртии Александр Бречалов сообщил ВКонтакте хорошую новость: очередная партия из 25 новеньких школьных автобусов поступила в регион и была распределена по 14 районам и городам. Действительно, сейчас ситуация с обеспеченностью автобусами обстоит несравнимо лучше, чем 6-7 лет назад, когда власти откровенно заявляли о нехватке такого транспорта. Тем не менее, жалобы по-прежнему остаются. Мы решили узнать, с чем они связаны и какова на сегодняшний день общая обеспеченность школьными автобусами в Удмуртии.

Официальные цифры

По данным Министерства образования и науки Удмуртии, в текущем учебном году школьные автобусы ежедневно перевозят более 13 тысяч детей. Подвоз осуществляют 346 образовательных организаций (цифра дана на начало учебного года 2022-2023 – прим. ред). Всего на балансе школ числятся 504 автобуса.

В Ижевске, по данным Управления образования городской администрации, есть 7 школьных автобусов. По два относятся к школам № 17 и 18, по одному – к школам № 70, 100 и ЦДТ Ленинского района. Детей возят из микрорайонов Бригада Самолет, Люлли, Медведево, Нагорный и Березово.

Если взять последние два года, то в 2021-м для образовательных организаций Удмуртии было закуплено 110, в 2022-м – 55 автобусов.

пресс-служба Минобрнауки Удмуртии
«Ежегодно в республике обновляется парк школьных автобусов российского производства за счет средств бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Заявка на поставку школьных автобусов направлена в Минпросвещения РФ, в 2023 году планируется получить 46 единиц автобусов»

Приобретение дополнительных школьных автобусов конкретно для Ижевска в 2023 году не запланировано.

Распределяют транспорт по специальным критериям на основании заявок от самих школ или муниципальных образований, в которых эти школы находятся. В первую очередь автобусами снабжают общеобразовательные организации, затем учреждения дополнительного образования, в том числе  – спортивные школы.  

Автобус, который некому водить

Тем не менее, в социальных сетях то и дело появляются сообщения о том, что подвоза детей в школу и обратно в некоторых районах нет. Так, одна из «болевых точек» Ижевска – микрорайон Орловское.

«Со слезами вспоминаю наших детей с Орловского, которые все учатся в Ижевске, но не имеют ни городского транспорта, ни школьного автобуса, который будто бы стоит где-то на стоянке, и к нему не могут найти водителя аж с июля 2022 года, полгода ищут водителя!!! А наши дети с Орловского так и ездят кто как может, часами в мороз кучками сидят в торговом центре «Малахит», греются, ведь к нам ходит автобус огородный раз в час, с перерывом, а после 16:00 через полтора часа», – пишет одна из мам под постом Главы о новых автобусах.

Информацию подтверждают в Управлении образования: запуск школьного автобуса в микрорайоне Орловское для подвоза к школам № 83, 86, 87, 70 на данный момент невозможен, водителя нет. Его ищут, вакансию на сайте «Работа России» и в родительских чатах разместила школа № 70. 

7b02a6921.jpg
В ряде школ автобусы уже износились, их постепенно меняют на новые. Фото: архив

При этом ситуация не единичная.

«В Шарканском районе, в деревне Нижние Кивары автобус есть, а водителя нет. Приходится возить своим ходом детей с деревни Мукабан Бородулинского поселения», – пишет еще один житель Удмуртии в комментариях к записи Александра Бречалова ВКонтакте. 

«Деревня Курегово, Глазовский район – тоже нет водителя школьного автобуса, не идут местные, знают условия работы какие», – гласит другой комментарий.

Дело – в деньгах?

Но почему водителей ищут так долго? 

Мы заглянули на сайт «Работа России» и действительно нашли там объявление от 70-й школы, обновленное в начале февраля 2023 года. Критерии для соискателя перечислены весьма условно: «Должностные обязанности: согласно должностной инструкции и правилам внутреннего трудового распорядка. Требования к кандидату: должностные обязанности работника определяются должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми в организации. Требуется справка об отсутствии судимости. Образование: среднее профессиональное». Размер зарплаты указан до 17 572 рублей.


Также на данном ресурсе мы обнаружили аналогичные объявления, датированные началом февраля, от гимназии Кузебая Герда, Республиканской спортивной школы, а также школ № 18, 25 и 100. Зарплаты указаны от 18 679 до 24 000 рублей.

При этом следует понимать, что перевозка людей – в особенности детей – накладывает на водителя дополнительную ответственность. Водитель автобуса должен иметь удостоверение категории D. Кроме того, по данным Управления образования администрации города Ижевска, чтобы работать водителем школьного автобуса, требуется пройти повышение квалификации – в чем именно оно заключается, не уточняется.

А теперь посмотрим на вакансии по запросу «водитель категории D». Зарплаты здесь, в среднем, начинаются от 30-40 тысяч, а если речь идет о вахтовых автобусах, то и около 100 тысяч. Вакансия водителя школьного автобуса, к сожалению, ощутимо проигрывает по деньгам, особенно если принять во внимание соотношение размера оплаты труда с ответственностью.

a7QtJWqrBgs1.jpg
Скриншот с сайта rudvsem.ru

«Одни пенсионеры за рулем», – продолжают сокрушаться в соцсетях.

А вот еще немного официальных цифр: из 504 школьных автобусов в Удмуртии сейчас эксплуатируются 448: 405 используются на ежедневном подвозе и 43 – по мере необходимости при поездках на соревнования, конкурсы и экскурсии. Правда, сколько автобусов простаивает по причине отсутствия водителей, а сколько по иным причинам, неизвестно.

«С целью решения вопроса по обеспечению школ водителями принимаются следующие меры: подаются объявления в Центр занятости населения, на порталах «Работа России», «Поиск персонала», в социальные сети, на сайтах образовательных организаций, пересмотр зарплаты, стимулирующие выплаты, обучение по соцконтрактам, привлечение совместителей», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки Удмуртии.

А кто обслуживает?

Ряд других жалоб связан с содержанием школьного автопарка.

«Сейчас эти автобусы начинают гнить через 3-4 года. Отсутствие гаражей при школах, специалистов-механиков, которые могут правильно обслуживать данный транспорт, приводит к быстрому износу», – еще один комментарий из социальных сетей.


«В данный момент большая часть данных автобусов не обслуживается механиками, так как их нет в штате школ. Водители их нормально не обслуживают, да им это и не надо за з/п 16-20 тысяч рублей в месяц. Нет гаражей или автопарков, где они бы стояли в сухом месте», – включается в обсуждение под постом главы республики еще один житель Удмуртии.

Мы обратились с вопросом о техобслуживании в Министерство образования и науки региона. В пресс-службе нам ответили, что оно осуществляется за счет средств балансодержателя, которому принадлежит транспортное средство, то есть образовательной организации либо специализированных организаций, которые созданы при администрациях муниципальных округов.