6 февраля 2023 17:43
Образование

Автобусов хватает, водителей нет: как дети из отдаленных районов Удмуртии добираются до школ

Из 504 автобусов в республике используется только 448

Каждый год в удмуртии закупают новые автобусы Фото: vk.com/a.brechalov
Каждый год в удмуртии закупают новые автобусы Фото: vk.com/a.brechalov

В декабре 2022 года глава Удмуртии Александр Бречалов сообщил ВКонтакте хорошую новость: очередная партия из 25 новеньких школьных автобусов поступила в регион и была распределена по 14 районам и городам. Действительно, сейчас ситуация с обеспеченностью автобусами обстоит несравнимо лучше, чем 6-7 лет назад, когда власти откровенно заявляли о нехватке такого транспорта. Тем не менее, жалобы по-прежнему остаются. Мы решили узнать, с чем они связаны и какова на сегодняшний день общая обеспеченность школьными автобусами в Удмуртии.

Официальные цифры

По данным Министерства образования и науки Удмуртии, в текущем учебном году школьные автобусы ежедневно перевозят более 13 тысяч детей. Подвоз осуществляют 346 образовательных организаций (цифра дана на начало учебного года 2022-2023 – прим. ред). Всего на балансе школ числятся 504 автобуса.

В Ижевске, по данным Управления образования городской администрации, есть 7 школьных автобусов. По два относятся к школам № 17 и 18, по одному – к школам № 70, 100 и ЦДТ Ленинского района. Детей возят из микрорайонов Бригада Самолет, Люлли, Медведево, Нагорный и Березово.

Если взять последние два года, то в 2021-м для образовательных организаций Удмуртии было закуплено 110, в 2022-м – 55 автобусов.

пресс-служба Минобрнауки Удмуртии
«Ежегодно в республике обновляется парк школьных автобусов российского производства за счет средств бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Заявка на поставку школьных автобусов направлена в Минпросвещения РФ, в 2023 году планируется получить 46 единиц автобусов»

Приобретение дополнительных школьных автобусов конкретно для Ижевска в 2023 году не запланировано.

Распределяют транспорт по специальным критериям на основании заявок от самих школ или муниципальных образований, в которых эти школы находятся. В первую очередь автобусами снабжают общеобразовательные организации, затем учреждения дополнительного образования, в том числе  – спортивные школы.  

Автобус, который некому водить

Тем не менее, в социальных сетях то и дело появляются сообщения о том, что подвоза детей в школу и обратно в некоторых районах нет. Так, одна из «болевых точек» Ижевска – микрорайон Орловское.

«Со слезами вспоминаю наших детей с Орловского, которые все учатся в Ижевске, но не имеют ни городского транспорта, ни школьного автобуса, который будто бы стоит где-то на стоянке, и к нему не могут найти водителя аж с июля 2022 года, полгода ищут водителя!!! А наши дети с Орловского так и ездят кто как может, часами в мороз кучками сидят в торговом центре «Малахит», греются, ведь к нам ходит автобус огородный раз в час, с перерывом, а после 16:00 через полтора часа», – пишет одна из мам под постом Главы о новых автобусах.

Информацию подтверждают в Управлении образования: запуск школьного автобуса в микрорайоне Орловское для подвоза к школам № 83, 86, 87, 70 на данный момент невозможен, водителя нет. Его ищут, вакансию на сайте «Работа России» и в родительских чатах разместила школа № 70. 

7b02a6921.jpg
В ряде школ автобусы уже износились, их постепенно меняют на новые. Фото: архив

При этом ситуация не единичная.

«В Шарканском районе, в деревне Нижние Кивары автобус есть, а водителя нет. Приходится возить своим ходом детей с деревни Мукабан Бородулинского поселения», – пишет еще один житель Удмуртии в комментариях к записи Александра Бречалова ВКонтакте. 

«Деревня Курегово, Глазовский район – тоже нет водителя школьного автобуса, не идут местные, знают условия работы какие», – гласит другой комментарий.

Дело – в деньгах?

Но почему водителей ищут так долго? 

Мы заглянули на сайт «Работа России» и действительно нашли там объявление от 70-й школы, обновленное в начале февраля 2023 года. Критерии для соискателя перечислены весьма условно: «Должностные обязанности: согласно должностной инструкции и правилам внутреннего трудового распорядка. Требования к кандидату: должностные обязанности работника определяются должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми в организации. Требуется справка об отсутствии судимости. Образование: среднее профессиональное». Размер зарплаты указан до 17 572 рублей.


Также на данном ресурсе мы обнаружили аналогичные объявления, датированные началом февраля, от гимназии Кузебая Герда, Республиканской спортивной школы, а также школ № 18, 25 и 100. Зарплаты указаны от 18 679 до 24 000 рублей.

При этом следует понимать, что перевозка людей – в особенности детей – накладывает на водителя дополнительную ответственность. Водитель автобуса должен иметь удостоверение категории D. Кроме того, по данным Управления образования администрации города Ижевска, чтобы работать водителем школьного автобуса, требуется пройти повышение квалификации – в чем именно оно заключается, не уточняется.

А теперь посмотрим на вакансии по запросу «водитель категории D». Зарплаты здесь, в среднем, начинаются от 30-40 тысяч, а если речь идет о вахтовых автобусах, то и около 100 тысяч. Вакансия водителя школьного автобуса, к сожалению, ощутимо проигрывает по деньгам, особенно если принять во внимание соотношение размера оплаты труда с ответственностью.

a7QtJWqrBgs1.jpg
Скриншот с сайта rudvsem.ru

«Одни пенсионеры за рулем», – продолжают сокрушаться в соцсетях.

А вот еще немного официальных цифр: из 504 школьных автобусов в Удмуртии сейчас эксплуатируются 448: 405 используются на ежедневном подвозе и 43 – по мере необходимости при поездках на соревнования, конкурсы и экскурсии. Правда, сколько автобусов простаивает по причине отсутствия водителей, а сколько по иным причинам, неизвестно.

«С целью решения вопроса по обеспечению школ водителями принимаются следующие меры: подаются объявления в Центр занятости населения, на порталах «Работа России», «Поиск персонала», в социальные сети, на сайтах образовательных организаций, пересмотр зарплаты, стимулирующие выплаты, обучение по соцконтрактам, привлечение совместителей», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки Удмуртии.

А кто обслуживает?

Ряд других жалоб связан с содержанием школьного автопарка.

«Сейчас эти автобусы начинают гнить через 3-4 года. Отсутствие гаражей при школах, специалистов-механиков, которые могут правильно обслуживать данный транспорт, приводит к быстрому износу», – еще один комментарий из социальных сетей.


«В данный момент большая часть данных автобусов не обслуживается механиками, так как их нет в штате школ. Водители их нормально не обслуживают, да им это и не надо за з/п 16-20 тысяч рублей в месяц. Нет гаражей или автопарков, где они бы стояли в сухом месте», – включается в обсуждение под постом главы республики еще один житель Удмуртии.

Мы обратились с вопросом о техобслуживании в Министерство образования и науки региона. В пресс-службе нам ответили, что оно осуществляется за счет средств балансодержателя, которому принадлежит транспортное средство, то есть образовательной организации либо специализированных организаций, которые созданы при администрациях муниципальных округов. 



Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее