Top.Mail.Ru
3 марта 2020 19:23
Образование

«Мы заново влюбляем в профессию»: как уроженка Удмуртии создала проект для учителей-гиков

На организацию всероссийского фестиваля Арина Нуриахметова потратила все свои отпускные

Почти час Арина Нуриахметова увлеченно рассказывает мне о своем проекте Geek Teachers*, и я понимаю, что он бы вполне мог не состояться, если бы не случайности. Как получилось, что девочка из Дебес стала организовывать масштабные фестивали для школьных преподавателей, и кто такие учителя-гики, она рассказала IZHLIFE. 

Арина Нуриахметова родилась в Дебесах, а сейчас ее знают тысячи учителей со всей страны  Фото: личный архив

Случайность первая: поступала на программиста, а стала учителем 

– Никогда не буду учителем, – еще в детстве решила для себя уроженка Удмуртии Арина Нуриахметова. Насмотрелась на маму, учительницу русского языка и литературы: бесконечные проверки тетрадей и подготовка к урокам. Поэтому после окончания школы в родных Дебесах девушка подала документы, чтобы выучиться на программиста в УдГУ.

Каково же было ее удивление, когда 1 сентября к ним, первокурсникам, обратились как к будущим учителям информатики. В общем, какая-то ошибочка вышла. И что делать? Арина решила пока учиться на учителя, а дальше видно будет. Бросить никогда не поздно.

А на 5 курсе обстоятельства сложились так, что девушка пришла работать в ижевскую гимназию №83 учителем информатики. И оказалось, что это та самая работа, которая ей интересна!

У меня не было тетрадок и листочков. Я придумывала задания, и мы с детьми играли, делали проекты, пытались программировать. Мне так зашло, что я поняла: хочу делиться своими знаниями
Арина Нуриахметова, сооснователь сообщества Geek teachers

На следующий день после выпускного в университете Арина купила билет в Санкт- Петербург – город, в котором всегда мечтала жить. Начала искать работу.

– Решила тогда, что в школе я себя уже попробовала, надо что-то другое, – рассказывает она. – Мне предлагали вакансии курьера, офис-менеджера, официанта... Но эти профессии никак не были связаны с моим педагогическим образованием. И тогда я все-таки поняла, что мне нужно идти в школу. Нашла в интернете вакансию учителя информатики, позвонила и прошла собеседование.

Первые два года Арина отработала на одном дыхании. Комфортно обучать половину класса, где у каждого ученика свой компьютер – можно спокойно работать в своем темпе. Дети работали с «фотошопом», снимали и монтировали видео, программировали. А потом коллега уволилась и вместо 15 учеников ей пришлось работать со всем классом в 30 человек.

Преобразиться, переодеться, накраситься – все это учителя делают с большой охотой  Фото: личный архив

– Тогда у меня хватало сил лишь на то, чтобы их успокоить, – делилась девушка. – Когда дети сидят по двое-трое за компьютером, единственное их развлечение – менять картинку на рабочем столе. И я выгорела, интерес к работе полностью пропал. Приходила на уроки неподготовленная. Говорила: «Открывайте учебники и переписывайте». В какой-то момент собралась увольняться. Уговорила себя доработать хотя бы до отпуска.

Случайность вторая: совместные проекты от нового учителя информатики

А после отпуска в школу пришла новый учитель информатики – Мария Плоткина. Она постоянно участвовала в конкурсах, проектах. И как-то уговорила поучаствовать и Арину. Вдвоем они подали заявку на участие в конкурсе «ТОПШкола» от «Рыбаков фонда» и выиграли для своей школы 800 тысяч рублей! Тогда же девушки создали группу школы в соцсетях, начали организовывать конференции в школе, проводить бесплатные вебинары, где рассказывали учителям, как использовать технологии в образовании.

В это время фонд организовал новый конкурс «iУчитель». Подруги снова подали заявку на него и прошли в финал, который состоялся в апреле 2018 года. Тогда всем финалистам предложили создать командный проект и представить его перед жюри. Там они и познакомились с еще одним партнером их будущего проекта – Глебом Лихобабиным, учителем истории из Смоленска. Впрочем, тогда жюри их идею не поддержало.

К каждому фестивалю готовится уникальное оформление из подручных средств. Как, например, этот робот в Ижевске  Фото: личный архив

А идея состояла в том, чтобы создать сообщество Geek teachers – собирать учителей в режиме онлайн, рассказывать им о новых технологиях и о том, как их использовать на уроках и в жизни.

– Гиками называют тех, кто увлечен технологиями. А мы гики-учителя, – смеется Арина. – Учитель, используя наши технологии, даже без сложной техники с одним телефоном внесет новые технологии в образовании. Мы по себе знали, что, когда молодые учителя приходят в школу и могут не встретить единомышленников, они или начинают «зависать» в учительской и ничего нового не узнавать, или просто уходят из школы. Мы хотели помочь им найти место, где молодые учителя могли бы весело проводить время. Для начала это было в наших соцсетях. В какой-то момент поняли, что этого мало.

Мастер-классы на фестивалях проходят в нестандартной обстановке  Фото: личный архив

Потратили на первый фестиваль все свои отпускные

Ребята решили двигать свой проект Geek teachers дальше. Заявились на еще один конкурс – инноваций в образовании (КИвО) – и вышли в финал. Там они и заявили, что проведут фестиваль для учителей.

Одно дело сказать и совсем другое – сделать. Особенно сложно, когда нет ни денег, ни спонсоров. Втроем решили «была-не была» и потратили на организацию первого фестиваля все свои отпускные и грант, которые получили на конкурсе «iУчитель». Нашли бесплатную площадку для проведения в Санкт-Петербурге и объявили о дате проведения в своих соцсетях.

– Мы хотели сделать своеобразную тусовку, – объясняет Арина. – Чтобы учителя приходили не только учиться, но еще и отдохнуть. И на первый фестиваль пришли 450 учителей. У нас работало несколько зон. Были и танцы, и видеомонтаж. Самая длинная очередь стояла в зоне макияжа, где их красили блестками. А потом в банданах и с блестками они разошлись по мастер-классам. Таким образом мы решили совмещать приятное с полезным. На наших фестивалях практические мастер-классы. Учителю объясняют: вот сервис, который можно использовать на уроке, пять практик его использования, пять кейсов. После этого учитель знает, как проведет урок, когда придет на следующей неделю в школу.

В Ижевске на фестиваль Geek teachers пришли 900 человек, а зал вмещал лишь 450. Пришлось сидеть на ступеньках  Фото: личный архив

Первый фестиваль прошел на ура! И появилось желание организовать фестивали в других городах. На новогодний бал-маскарад во Владивостоке собрались 600 человек. На космический фестиваль в Екатеринбурге – уже 800. В Ижевске фестиваль проводили в ДК «Интеграл» в рамках темы «Дискотека 80-х». Зал рассчитан на 450 мест. А пришли 900 учителей! Многим пришлось сидеть на ступенях зала. Последний фестиваль проходил в Санкт-Петербурге в осенние каникулы. На вечеринку в гавайском стиле собрались уже 1500 человек!

Генеральный партнер фестивалей – «Рыбаков Фонд». Благодаря их поддержке вход на фестивали бесплатный

– Нас часто спрашивают: «Почему вы это делаете?». А ответ один: «Да потому что это прикольно», – делится Арина. – Мы не толкаем важных речей. Но всегда говорим, что быть учителем – это здорово. И мы хотим сделать так, чтобы вы не уходили из профессии. Мы заново влюбляем вас в профессию. Участие в наших фестивалях, в группах – абсолютно бесплатное. У нас нет возрастных ограничений. В наши группы в соцсетях вступают учителя с разным стажем работы. У них после этого открывается второе дыхание. 

Некоторые воспринимают так: образование – это серьезная штука, здесь нет место веселью. Мы говорим: хороший учитель – отдохнувший учитель. Тот, кто знает, как грамотно применять технологии в своей профессии и жизни, тот, кто знает, как отдыхать и веселиться, тот, кто готов всегда учиться и делиться своими знаниями
Арина Нуриахметова, сооснователь сообщества Geek teachers

Стали делать ремонты кабинетов в онлайн-режиме 

Со временем организаторам фестивалей Geek teachers пришлось уволиться из школы, потому что, увы, совмещать не успевали. Дело в том, что они занялись еще одним серьезным проектом – «Кабинет на прокачку».

– Учителя обучаются, проводят уроки по-новому. Но в каких кабинетах это происходит! – рассказывает о новом проекте Арина Нуриахметова. – Образование меняется, а помещения с ужасным ремонтом так и остаются. И мы решили делать онлайн-шоу «Кабинет на прокачку». То есть вы можете сделать ремонт кабинета вместе с нами и даете свое полное согласие, что мы полностью поменяем ваше пространство. И ваш директор не будет против того, что мы делаем. Кроме того, у вас есть помощники, которые будут помогать делать ремонт: стелить полы, красить стены. Это хорошо описывает концепцию «школа-центр социума», разработанную «Рыбаков Фондом», когда в школу привлекаются выпускники, родители, местные жители. «Рыбаков Фонд» также является генеральным спонсором этого проекта.

Спикерами на мастер-классах часто выступают учителя, которым есть чем поделиться с коллегами Фото: личный архив

За три недели приема заявок пришло 95 писем. Из них выбрали три: в школе поселка Рассвет, что под Ростовом-на Дону, в городе Кировск и кабинет иностранного языка в Иваново.

– Мы все транслировали онлайн, чтобы каждый учитель в каждой школе понял, что суперремонт – это смена пространства простыми материалами при небольшом бюджете. Максимум 200 тысяч рублей. У нас был дизайн-проект, который нам помогал разработать учитель, ученики этой школы вносили в него изменения. За 5 дней под нашим непосредственным руководством было изменено пространство так, чтобы ученик мог и учиться в светлом помещении, и была создана зона для отдыха (читальный уголок), и чтобы он не был окружен голубыми или розовыми стенами, вызывающими дискомфорт. Мы сами ездили и закупали мебель. Сделали кабинет с пространством из нескольких зон.

Увидеть, как это происходит, можно по ссылке.

Уже в самом ближайшем будущем планируется начать сбор заявок на второй сезон этого онлайн-шоу. Так что, учителя, даже если вы и не гики (пока не гики), у вас есть шанс, начать новую жизнь. 

А стать гиком очень просто, достаточно зайти по одной из этих ссылок:

Генеральный партнер проекта – «Рыбаков Фонд»

*Гик Тичерс