Top.Mail.Ru
24 октября 2018 18:36
Образование

Бабушки-вахтеры и нехватка средств: безопасны ли образовательные учреждения в Удмуртии?

А также чувствуют ли себя защищенными сами студенты и ученики?

По данным региональной прокуратуры, видеонаблюдение, тревожные кнопки, ограждения территории есть в более чем в 90% образовательных организациях
По данным региональной прокуратуры, видеонаблюдение, тревожные кнопки, ограждения территории есть в более чем в 90% образовательных организациях

17 октября всю страну охватил траур. Ученик политехнического колледжа в Керчи унес жизни более 20 мирных жителей, взорвав в здании колледжа самодельное взрывное устройство и начав стрельбу. Все это – оружие и боеприпасы – парень пронес в колледж. IZHLIFE выяснил, как обстоят дела с безопасностью в учебных учреждениях Ижевска?

«Ты чувствуешь себя защищенным?»

Именно такой вопрос мы задали учащимся нашего города. Студент 4 курса одного из местных вузов Федор сообщил, что рамки металлоискателя в вузе есть, но они якобы не работают.

– У нас сидят (иногда и нет) охранники или вахтеры, которым можно показать что угодно, отдаленно напоминающее студенческий билет (можно телефон или тетрадь). И все, проходи, – поделилась Анастасия Ч.

Студент еще одного из ижевских учебных заведений, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что на территорию здания можно попасть со внутреннего двора практически беспрепятственно.

– У нас на входе стоит обычная «крутилка», к которой даже не надо было прикладывать пропуск. Зачастую во время учебного процесса на входе сидела бабушка, а иногда и вообще никого не было. Но надо отдать должное: в здании есть тревожные кнопки, где-то в административном коридоре, но где, я точно не знаю, – поделился парень.

«Лучше бабушки-вахтера никого нет…»

Представители образовательных учреждений на тему усиления мер безопасности после керчинской трагедии по телефону общаться не захотели. Своим мнением поделился только Николай Николаевич, начальник службы безопасности одного из учебных заведений.

– У нас есть одна рамка металлоискателя, тревожные кнопки есть, согласно антитеррористическому паспорту. Охрана? Лучше бабушки-вахтера никого нет, – сообщил мужчина в беседе с журналистом. – После случая в Керчи, считаю, нет смысла в усилении охраны, наши сотрудники дополнительно проинструктированы. Да и при входе досматривать мы не имеем права, проверяем только большие сумки. А так вход в здание по пропускам.

Кто «платит» за безопасность?

Проверкой безопасности образовательных учреждений в республике занимается прокуратура. Так, в школах в феврале этого года обнаружили более 160 нарушений закона в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и пожарной безопасности. Устранить их стоит немалых денег.

Свыше 700 миллионов рублей требуется для устранения всех нарушений, связанных с антитеррористической защищенностью

– О проблеме недостатка средств мы проинформировали дважды высшие органы власти Удмуртской Республики. В марте 2018 года мы передали информацию председателю правительства республики, где расписали каждую проблему, имеющуюся в нашем регионе, сообщили о финансовой потребности. По итогу приемки школ в сентябре этого года мы направили информацию главе республики, где, по всем расчетам, на устранение проблем требуется около двух миллиардов рублей, сумма заметно возросла, – добавили сотрудники прокуратуры Удмуртии.

В высших учебных заведениях Удмуртии ситуация с обеспечением безопасности обстоит намного лучше, так как бюджет этих учреждений больше. Проверки безопасности вузов и ссузов прокуратурой проводятся ежегодно перед началом учебного процесса. И уже ноябре-декабре 2018 года они пройдут снова.

На устранение всех проблем образовательным организациям дается 12 месяцев, после дело может дойти до суда. Но даже после этого не все обязательства были исполнены из-за отсутствия финансовых средств.

Денег не хватает

Известно, что 19 октября, уже через 2 дня после трагических событий в Керчи, прокуратурой Удмуртской Республики по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации были организованы проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся в образовательных организациях.

Как рассказала нашему изданию прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи региона Анна Ващенко, проверять будут все учреждения – от детских садов до вузов, а также их структурные подразделения.

– Мы будем проверять не только те здания, где расположены юридические лица, но и все другие здания. Например, есть школа или детский сад, у которого есть отдельное структурное подразделение с отдельно стоящим зданием, деятельность ведется на нескольких площадках. Мы будем смотреть каждую площадку. Последняя проверка в феврале-марте 2018 года показала, что если в головном офисе юридического лица в целом оборудовано, то отдельно стоящее помещение не всегда соответствует требованиям закона.

Помимо всех проверок, будут и выявлять сайты, где распространяется информация о создании бомбы, содержатся призывы совершения нападения на образовательную организацию, о незаконной продаже оружия и боеприпасов к ним

Сейчас свыше 90% образовательных организаций оснащены системами видеонаблюдения, кнопками тревожной сигнализации, освещением и ограждениями территории. Но болевые точки все равно остаются: обеспечение квалифицированной физической охраной (теперь везде полагается охрана ЧОПами – частными охранными предприятиями) и установка систем контроля управления доступа – металлоискателями, турникетами и электронными ключами.

И на то, и на другое нужны немалые деньги. Чаще всего по этим параметрам проигрывают сельские школы, где финансирование меньше.

Всего в республике зарегистрировано 1 685 юридических лиц, предоставляющих образовательные услуги. Проверить их должны до конца декабря. Если нарушения все-таки обнаружат, то у учебных заведений будет год на устранение всех недочетов.

Проверки начались

В Ижевске требования прокуратуры постараются выполнить. Как рассказал и.о. заместителя главы администрации города по социальной политике Дмитрий Чистяков, в 2019-2020 учебном году 100% школ будут иметь договор с частными охранными предприятиями. В этом году на безопасность потратили более 28 млн рублей.

Важно понимать, что при том непростом бюджете нашего города мы эти деньги выделяем, и так будет всегда
Дмитрий Чистяков

Проверки начались с Индустриального района.

– Мы посмотрим весь комплекс мер. Это, прежде всего, пропускной режим, мы посмотрим также наличие ограждений, потому что в случае, если где-то деформация ограждения произошла, мы должны этот момент устранить. Мы должны посмотреть, насколько у нас в рабочем состоянии находятся все видеокамеры, все видеонаблюдение. Поговорить обязательно с директором о количестве недостающих камер видеонаблюдения, потому что мы будем уже формировать новый титул на подготовку школ к новому учебному году. И, естественно, все предложение директоров по увеличению количества камер и по наружному, так скажем, наблюдению, и по внутреннему, мы это все учтем, – заявила начальник управления образования администрации муниципалитета Светлана Петрова.

«Процедура получения оружия несложная…»

Еще один предмет обсуждения – получение «керченским стрелком» разрешения на оружие. Прокурорские проверки коснутся и этой сферы –законности выдачи разрешений на оружие лицам в возрасте от 18 до 25 лет.

– Будут проверяться документы. При наличии оснований будут организованы выезды соответствующим подразделением. <…> Будем смотреть жалобы и предложения граждан на оборот оружия, периодичность проверок владельцев гражданского оружия: где хранится, каким образом, были ли случаи, когда проверка не проводилась, а в документах соответствующая отметка есть. Уничтожение и изъятие оружия, которое запрещено на территории Российской Федерации, – рассказала Анна Ващенко.

Если выяснится, что гражданские лица предоставляли недостоверные документы, то их могут пригласить для дачи объяснений – где и как он получил документ. Потом материалы будут направлены в органы внутренних дел и другие следственные органы для дачи оценки на предмет выявления должностных преступлений и преступлений по предоставлению подложных документов в отношении физического лица.

Кстати, ижевчанин рассказал, как проходит эта процедура.

– Я владею травматическим оружием в целях самообороны. Процедура получения разрешения, по моей личной оценке, несложная. Необходимо пройти медкомиссию, сдать анализы, посетить нарколога и психиатра, выучить необходимую теорию и сдать экзамен по ней, далее – практика в тире. После получения оружия необходимо встать на учет к участковому, а также в центр лицензионно-разрешительной работы. Личное оружие необходимо хранить в сейфе, недоступном для детей и людей, не имеющих разрешения. Сейф должен быть прикручен к стене и полу. Но сейчас участковые не требуют, чтобы это был специальный сейф, достаточно и металлической запирающейся коробки. Лицензия на оружие выдается на 5 лет, далее ее необходимо подтверждать. Участковый может прийти и проверить, как хранится оружие в любое время. Но лично меня практически не проверяют, может, пару раз только приходили, – сообщил Николай (имя изменено по просьбе героя. – Прим. ред.).