Большинство родителей с трудом понимают, чем различаются программы в школах. Они могут назвать лишь авторов учебников и опираются на мнения других мам и пап. IZHLIFE разбирается, чем отличаются друг от друга методики для начальной школы (1-4 классы), каковы их плюсы и минусы.
Программа «Школа России»
Одна из старейших программ, рассчитанная на всех детей. Комплект учебников здесь не раз обновляли и дополняли. Ребенок качественно отрабатывает навыки чтения, письма и счета. А если что-то непонятно, объясняют «на пальцах». Из недостатков: у школьника мало задействовано воображение и логическое мышление.
– Это самая простая и понятная программа как для детей, так и для их родителей, с грамотной подачей материала: в ней есть свои правила и алгоритм решения задач. При этом она чем-то похожа на ту, по которой обучали в советских школах. Большинство детей осваивают программу легко, без каких-либо проблем, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея.
Мнение родителей:
– Если вы уже сейчас видите, что у вашего ребенка плохо с логикой, то лучше выбрать школу с этой программой. Именно так мы и поступили. Здесь все просто и понятно. И если мой первоклассник пропускает занятия, то, выходя с больничного, у него нет отчаяния, что он все на свете пропустил. Очень легко вливается и усваивает пропущенный материал, – рассказала Ольга Механошина.
Программа «Перспектива»
Главная идея этой программы – ребенок самостоятельно, своим умом и сообразительностью доходит до нужных знаний и умений. Учитель лишь дает толчок. В программе очень много задач на развитие логики и воображения, а учебники наполнены рисунками и схемами. Программа рассчитана, скорее, на ребят с математическим складом ума.
– Детям интуитивно придется понимать некоторые задания, возможно заниматься дома самостоятельно. То есть быть жадным до новых знаний. Для плохо подготовленных детей эта программа может даваться тяжело. Хотя и подталкивает учеников активно познавать мир и впитывать информацию, – объясняет учитель начальных классов.
Мнение родителей:
– В программе все построено на непонятной мне логике. Порой все кажется запутанным и сложным, хотя я с высшим образованием. Но дочери нравится, делает задания легко и правильно, – рассказала Ирина Михайлова.
Программа «Начальная школа XXI века»
Программа рассчитана на эрудированных детей. На каждом уроке ребятам придется активно включаться в процесс, а не просто «послушал, запомнил, повторил». Дети научатся быть самостоятельными и правильно организовывать свою учебу.
– Программа развивает у ребенка все: кругозор, логику, воображение, память, фантазию и смекалку. Для многих родителей это звучит очень привлекательно, но не стоит обольщаться, что ваш сын или дочь сразу станут гениями. Нужно реально оценивать способности и возможности ребенка, – объясняет учитель.
Мнение родителей:
– Мы активно готовили сына к 1 классу: он умел читать, был знаком со звуками, буквами, умел мыслить логически. Поэтому задания даются ему легко. Но в классе есть те, кто столкнулся с проблемами. Им кажется, что материал очень запутанный и подается непоследовательно. Особенно сложно закрытым и пассивным детям, – рассказала Татьяна Попова.
Программа «Перспективная начальная школа»
Программа, которая поддерживает индивидуальность каждого ученика, учитывая его возраст и личные способности. Ребята читают много стихов, а на математике детям постепенно дают азы геометрии.
– Часто здесь предлагают работать в небольших группах, то есть с малых лет учат работать в команде, находить язык со сверстниками, напрямую взаимодействовать друг с другом. В целом, такую программу потянут ребята любого уровня. Единственное, иногда родители жалуются на быстрый темп: ребенок не успевает усваивать материал, и отмечают, что изложена информация весьма поверхностно, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея.
Мнение родителей:
– Какое-то засилье игровой формы обучения, которая не дает конкретные и понятные задания. Пространные рассуждения героев Миши и Маши о правилах русского языка и алгоритме определения спряжения. Пример: «Миша думает так, а Маша думает так. А как думаешь ты?». И все. Дальше сидишь и ищешь в других учебниках ответы. Тут, видимо, все зависит от учителя, сможет ли он сам разобраться во всей информации, а потом четко и внятно донести до ребенка. Наш молодой учитель не смог: преподносит только то, что прочитала в этом учебнике, не более. В итоге у ребенка каша в голове.
Программа «Планета знаний»
Считается довольно сложной программой, нацеленной на саморазвитие ребенка. Скорее, подходит для детей с интересом к гуманитарным наукам. Ученикам предлагают самостоятельно придумывать сказки, делать множество проектов и презентаций. Основной упор делается на развитие творческих способностей ребенка.
– Очень приятная и интересная подача материала идет, как по спирали. Новый материал наслаивается на старый, но при этом ученики постоянно возвращаются к уже пройденной программе. То есть ребенок узнает новое, но и не успевает что-то забыть, – объясняет учитель начальных классов в лицее.
Мнение родителей:
– Мне нравится, что в каждом предмете темы между собой связаны, все идет логично. Хотя некоторые задания вызывали недоумение. Например, в учебнике по математике за 3 класс есть задание: нарисовать 1/3 круга. Объяснения, как это сделать, или каких-то правил в учебнике не нашла. Транспортир в таком возрасте они еще не используют. В итоге авторитет всезнающей умной мамы в глазах ребенка подорван, – рассказала ижевчанка Светлана Смирнова.
Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова
Обучение идет медленно, но для многих детей интересно. Подойдет для ребят, которые с трудом усваивают новый материал за короткое время, но хорошо мыслят логически. Здесь ученики будут не только заучивать школьную информацию, но и искать новые знания самостоятельно.
– Много работы в командах, это учит ребят быть коммуникабельными. Дети проводят свои небольшие исследования, а затем вместе с учителем обсуждают результаты и делают выводы. Но все-таки уровень предметов здесь предельно сложный, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея.
Мнение родителей:
– Я не заметила ничего сложного, мне кажется, нас больше пугали. В общем, считаю, что если ваш ребенок не вундеркинд, то ему в любом случае нужна будет помощь в начальной школе. Хотя иногда математика со своими исчислениями (измеряют в попугаях) иногда просто вводит в ступор. Либо стихи Анны Ахматовой, которые учим уже во втором классе.