Top.Mail.Ru
7 октября 2015 15:59
Образование

Михаил Черемных: То, кем станет выпускник в 30 лет, важнее отметок

Директор Гуманитарного лицея рассказал, почему его ученики начинают строить свою карьеру уже в 9-10 классе.

И. Ширманов, архив М. Черемных
И. Ширманов, архив М. Черемных

Досье

Михаил Черемных

  • 52 года,
  • учился в школах №№ 22 и 68 в Ижевске,
  • окончил филологический факультет Удмуртского госуниверситета,
  • кандидат педагогических наук,
  • заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики,
  • женат, трое детей.

19 октября Гуманитарный лицей отмечает свое 25-летие. В преддверии этой даты мы встретились с директором Лицея, Михаилом Черемных, и узнали у него, с чего начинался и к чему пришел сейчас самый главный в его жизни проект.

Первые выпускники Гуманитарного лицея вспоминают: Михаил Черемных образу классического директора – строгого и неприступного – никогда не соответствовал. Он мог подойти к любому ученику и спросить, как у того дела, мог на перемене взять и спеть песню собственного сочинения – прямо в коридоре лицея. Сейчас, спустя четверть века, времени для общения у Михаила Петровича, конечно, несоизмеримо меньше, однако ученики и выпускники все так же обожают и своего директора, и атмосферу Лицея в целом. Почему? Давайте разберемся.

Мог стать актером, но выбрал филфак

– Я понял, что хочу быть учителем и работать с детьми, на обязательной для всех студентов филфака педагогической практике, – рассказывает Михаил Черемных. – До сих пор помню первый в жизни урок в школе №24. Чтобы отработать эти 45 минут, я готовился не меньше недели! А окончательно расставила все по своим местам практика на пятом курсе. Она проходила в моей родной 68-й школе, куда меня и пригласили на работу.

При этом, сложись обстоятельства по-другому, Михаил Петрович мог бы стать актером.

– Еще в детстве я начал заниматься в Театре юного зрителя в ДК «Октябрь», – рассказывает он. – Все было очень серьезно: три занятия актерского мастерства в неделю, репетиции, постановки. Но я остановил свой выбор на филфаке Удмуртского госуниверситета. Дело в том, что русский язык и литературу в 68-й школе преподавала Алиса Дмитриевна Муханова – потрясающий человек и великолепный учитель, – рассказывает Михаил Петрович. – Когда она вела урок, даже самые отъявленные хулиганы в классе сидели молча и ловили каждое ее слово. Во многом именно она повлияла на мой выбор будущей профессии.

Творческая жизнь на факультете бурлила: студенты ставили спектакли, снимали фильмы, выпускали стенгазету «Филолог».

- В этой атмосфере я чувствовал себя удивительно органично, - говорит Михаил Петрович. – Сказалась в том числе и моя любовь к театру. На филфаке снимали фильм по мотивам романа «Три мушкетера», я не только играл в нем одну из ролей, но и ставил сценические поединки на шпагах, ведь в ТЮЗе нас учили фехтованию.

Михаил Черемных: То, кем станет выпускник в 30 лет, важнее отметок

Кроме того, в 17 лет Михаил начал заниматься в клубе самодеятельной песни «Ижик». При этом он практически сразу стал лауреатом в номинации «Дебют» на одном из фестивалей и получил в подарок гитару, с которой не расставался долгие годы. 

С чего начинался Гуманитарный лицей?

Михаил Петрович окончил вуз в 1985 году, практически одновременно с началом перестройки. Перемены коснулись и сферы образования, причем во многом их инициатором был сам Черемных и его коллеги.

Михаил Черемных,
директор Гуманитарного лицея:
Мы с коллегами в 68-й школе пытались внедрить новые методы воспитания, делали школьную жизнь интересной и яркой. Нашей целью было дать детям возможность реализоваться. Например, ребята сами создавали школьное радио, и это был настоящий проект, хотя в те годы мы и не использовали такое понятие. В целом же мы старались следовать принципам коммунарства – педагогической системы, зародившейся еще в 1960-х. И когда позже создавался Гуманитарный лицей, идея коммунарства, то есть коллективных творческих дел, в которых каждый может проявить себя как Личность, стала одной из его основ.

В 1988 году Михаил Черемных оказался на фестивале авторских школ «Эврика».

– Эвриканское движение – это движение педагогов-новаторов, и на фестивале на наших глазах советскую педагогическую систему, которая казалась незыблемой, подвергали сомнению. Неудивительно, что именно тогда у меня появилось четкое стремление создать учебное заведение, построенное на непривычных для традиционной школы принципах, – вспоминает Михаил Петрович.

На фестивале Черемных познакомился с Александром Копиновым, которому как раз тогда поручили возглавить школу №81, строившуюся на улице Союзной. Тот как раз набирал педагогов.

– В школе №81 я проработал год. Затем Александра Ивановича назначили начальником ГорОНО, а мне предложили стать директором нового лицея, – говорит Михаил Петрович. – Мне было 27 лет. В должность директора я вступил 1 сентября 1990 года. 

Михаил Черемных: То, кем станет выпускник в 30 лет, важнее отметок

Критерии отбора – психологические качества и уровень IQ

Под лицей отдали здание школы №44 на Культбазе, а педагоги и ученики 44-й переехали в школу-новостройку по соседству.

– Начиналось все так: пустое здание, директор, три сторожа и психолог, – вспоминает Черемных. – Документы о регистрации лицея подписали в октябре, но первый год, пока шел ремонт и собиралась команда педагогов, занятия не проводились. И тут нужно подчеркнуть – мы, педагоги, были не одни. Наши друзья-бизнесмены, молодые художники-авангардисты, знакомые вузовские преподаватели отнеслись к идее создания новой школы с большим интересом. Их поддержка, причем, не только финансовая, оказалась очень важной. Они принимали участие в разработке концепции Гуманитарного лицея, вместе с нами придумывали, по каким законам и правилам он будет работать, каким будет его архитектурное пространство.

Чем же лицей должен был отличаться от обычной школы?

– Это сейчас мы набираем и первые классы тоже, а тогда было решено, что здесь будут учиться только старшеклассники. Они распределились не по классам, а по профильным группам, как в вузе. У нас были историки, филологи, финно-угроведы, экономисты (потом к ним добавились юристы) и «иностранцы», – рассказывает Черемных. – Вместо уроков – пары, кроме школьных учителей – преподаватели вузов, 9-й класс был первым курсом, 10-й – вторым, 11-й – третьим.

«Нам важно, каким выпускник будет через 17 лет. Будет ли он счастлив, каких целей сможет добиться».

– Мы набрали сразу около 100 девятиклассников из разных школ города, – вспоминает Черемных. – Конкурс был – три человека на место. Поэтому отбор был тщательным. Помимо того, что с «абитуриентами» проводили собеседования психологи и преподаватели, нам пришлось установить правило: мы не зачисляли на первый курс ребят с IQ ниже 120. Но главное, на что мы смотрели при отборе, это самостоятельность, независимость суждений, стремление самореализоваться и умение взять ответственность на себя.

Найти себя… в 9-м классе

«Школа работы с будущим» – именно так называется образовательная программа, по которой занимаются старшеклассники Гуманитарного лицея. Это не просто красивое название, ученики Гуманитарного лицея действительно начинают работать над собственным будущим – в первую очередь, карьерой – относительно рано.

– Все лицеисты имеют возможность работать с тьютором – консультантом по индивидуальной образовательной программе, – и тот на уровне 9-10 класса помогает своему подопечному определить основные жизненные цели и перспективы. Исходя из этого, ученик планирует, какое именно ему необходимо образование, какие курсы и предметы надо изучать, то есть выстраивает собственную траекторию карьерного движения. Через какие-то промежутки времени они с тьютором снова встречаются и, если нужно, что-то корректируют, – объясняет Михаил Петрович.

– Кроме того, ученик минимум дважды за время обучения в лицее проходит практику в той или иной компании, будь то банк, редакция газеты, следственный отдел или архитектурное бюро, – продолжает Михаил Черемных. – После этого подросток принимает решение, будет ли он строить карьеру в этом направлении либо попробует себя в чем-то другом. При таком подходе наши выпускники практически застрахованы от ситуации, когда студент только на последних курсах понимает, что выбрал не тот вуз или не ту специальность.

Михаил Черемных,
директор Гуманитарного лицея:
Преподаватели вузов говорят нам: «Ваших видно сразу! Они могут чего-то не знать, но при этом они умные, самостоятельные, коммуникативные и всегда могут взять ситуацию в свои руки». Как правило, уже к середине первого курса они становятся лидерами в своих группах.

Для учеников Гуманитарного лицея вуз – не конечная цель, а лишь один из шагов на пути к ее достижению.

– Да, практически все наши выпускники становятся студентами, причем лучших вузов страны. Однако важны не только баллы ЕГЭ и сам факт поступления, но и то, чем выпускник будет заниматься, условно, через 17 лет, то есть когда ему будет за 30, – говорит Михаил Петрович. – Будет ли он счастлив, успешен? Каких целей сможет добиться? Какой у него будет уровень дохода?

Первый год работы начался с «игры в капитализм»

Еще одна особенность Лицея в том, что здесь большое внимание уделяется деловым играм и тренингам.

- Некоторые навыки – например, управленческие или коммуникативные, - гораздо лучше отрабатываются именно в процессе игры, - объясняет Михаил Петрович. – А началось все в 1991 году, когда мы только-только набрали первых ребят. Здание Лицея ремонтировалось, учиться здесь было нельзя. Нам выделили помещения бывшего Дома политпросвещения (сейчас – Филармония), но въехать туда можно было только после 17 сентября. И две недели нужно было как-то работать. Мы придумали игру – что-то вроде «Цивилизации», где ученики, разделившись на группы, проживали несколько эпох – от первобытно-общинного строя до капитализма. И вот, моделируя последнюю эпоху, мы раздали ребятам настоящие деньги. Эта ситуация была шоковой – и для учителей, и для учеников. Но к концу игры вся денежная наличность, – до последнего рубля! – которой мы рискнули, вернулась обратно.

Михаил Черемных: То, кем станет выпускник в 30 лет, важнее отметок

 Символическое «открытие» здания Гуманитарного лицея. Октябрь 1992 года. В центре – сам Михаил Черемных.

За эти годы Лицей сформировал свой круг единомышленников, в который, помимо учеников и педагогов, входят и родители. Здесь почти нет «случайных» учеников, ведь, как правило, мамы и папы весьма четко представляют себе, по каким принципам работает Гуманитарный лицей.

– К нам приводят своих детей те, кому важно, чтобы у их ребенка появились собственные жизненные смыслы, чтобы он научился ставить цели и двигаться к ним. Это люди, для которых личностное становление ребенка не менее значимо, чем академические успехи, – говорит Михаил Петрович. – При этом наши выпускники реализуют себя в бизнесе и творчестве, занимают высокие посты в различных структурах, работают в разных городах России и за рубежом. Среди них – профессиональные дипломаты, политики, видные ученые и преподаватели, топ-менеджеры, фотографы и дизайнеры. Ведь тот, кто нашел себя относительно рано, как правило, добивается больших успехов, чем его сверстники.

Блиц-опрос

  • Какую книгу вы прочитали последней?

– «Обитель» Захара Прилепина.

  • Любимый фильм

– «Назад в будущее». Причем из всей трилогии самый любимый именно первый, 1985 года. А так очень люблю умные фильмы, которые дают пищу для размышлений.

  • Педагогическое кредо

– Человек – это возможность.

  • Что бы вы сделали, если бы вдруг появилось свободное время?

– Поехал бы на рыбалку с друзьями.

Прямая речь

Выпускники Гуманитарного лицея – о самом ярком воспоминании, связанном с ним

Михаил Баскин,
кандидат филологических наук:
В Лицее нас сразу погрузили в атмосферу самостоятельности, свободы и ответственности за свои поступки. Не было жесткого расписания, контроля. Никто не загонял на занятия насильно, фактически это было свободное посещение. Зато были невиданные раньше занятия – по психологии, верховой езде, пулевой стрельбе, второму иностранному языку. Всего этого тогда не было в обычных школах. Что интересно - позже, уже работая в университете, я всегда распознавал выпускников - они всегда умели долго говорить в случаях, где остальные ограничивались парой слов по теме.

 

Михаил Шмырев,
директор по маркетингу Корпорации «Центр»:
Самое яркое воспоминание – это поездка на археологические раскопки в Севастополь после 9 класса. Мы, лицеисты, занимающиеся в группе «История и философия», копали вместе со студентами из Петербурга, и я до сих пор помню, как это было здорово – море, практически античные руины, и интереснейшие находки.