
С 1 ноября 2025 года в России планируют изменить правила расчета утилизационного сбора на автомобили. Теперь размер платежа будет зависеть не только от возраста и объема двигателя, но и от его мощности, а льготы сохранятся лишь для машин до 160 л. с. Это приведет к росту цен на иномарки, особенно мощные модели, гибриды и электрокары, а также ударит по параллельному импорту. Как изменится рынок и чего ждать покупателям в ближайшие месяцы, эксперты рассказали телеграм-каналу Ижевский бизON.
Утильсбор по-новому: что изменится
С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует пересмотреть методику расчета утилизационного сбора. По новым расчетам размер платежа будет зависеть не только от объема и возраста автомобиля, но и от мощности двигателя. Для машин до 160 л. с. сохранятся льготы, но для более мощных авто сбор резко вырастет.
Ольга Дмитриева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, подчеркнула, что изменения коснутся в первую очередь физических лиц и владельцев мощных автомобилей. Что приведет к удорожанию ряда категорий машин, в том числе ввезенных по параллельному импорту.
Какие авто подорожают сильнее
Аналитики сходятся во мнении, что рост цен затронет весь рынок, но особенно заметным он будет для мощных машин, электрокаров и гибридов.По расчетам экспертов, уже к концу ноября заметно вырастут цены на подержанные авто. «Для машин старше трех лет утильсбор варьируется от 900 тыс. руб. до 1,5 млн руб. в зависимости от мощности. Рост станет очевиден уже в конце ноября», – сказала Ольга Борисова.
Импорт и конкуренция
Введение новых ставок неизбежно ударит по параллельному и «серому» импорту, считают эксперты.
«Решение с увеличением утильсбора и отказом от льгот для физиков сократит параллельный импорт и пресечет “серый” ввоз, когда машины покупаются не для себя, а для перепродажи. Торговцы без сервиса на территории РФ должны уйти из бизнеса», – прокомментировал Дмитрий Матвеев.
По его словам, изменения также помогут АвтоВАЗу и стимулируют локализацию производства. Однако последствия будут заметны и для ассортимента: «Какие-то из популярных премиум-моделей скорее всего и вовсе исчезнут с рынка РФ – BMW X5, Volkswagen Tiguan, Audi Q5, Mercedes-Benz GLE и т. п.».
Ольга Дмитриева добавила, что государство решает сразу несколько задач: «Это мера защиты рынка от иностранного импорта и средство пополнения бюджета. Средства могут быть направлены на поддержку отечественного автопрома».
Что ждет покупателей и рынок в целом
Покупатели уже начинают активно реагировать на возможное подорожание. По данным экспертов, спрос на машины из Японии, Южной Кореи и Германии с мощностью свыше 160 л. с. в последние месяцы вырос втрое.
«Повторится прошлогодняя ситуация, когда в автосалоны потянулись даже те, кто не планировал покупку. Мы ожидаем ажиотажного спроса до 1 ноября», – прогнозирует Дмитрий Матвеев.
Однако в долгосрочной перспективе рынок адаптируется. «Скорее всего, по итогу нововведений потребители начнут приобретать автомобили европейских брендов с мощностью до 160 л. с., потому что цены будут примерно на одном уровне», – сказала Ольга Дмитриева.
По мнению доцента Финансового университета Дмитрия Морковкина, глобальных потрясений ожидать не стоит: «Рынок уже был перенасыщен китайскими автомобилями, а многие покупатели переключаются на электродвигатели. Массового ажиотажа мы не увидим».
Эксперты считают, что повышение утильсбора изменит структуру авторынка: машины с мощными двигателями и электрокары станут значительно дороже, часть моделей может исчезнуть, а вторичный рынок получит новый виток роста. При этом государство решает задачи поддержки отечественного автопрома и снижения «серого» импорта.
«На наш взгляд, идет нормальный цивилизационный процесс. Уже почти все крупные производители собирают машины в России, значит, время, когда они адаптируются и вернутся к улучшению качества ТС, не за горами», – заключил Дмитрий Матвеев.