8 октября 2025 13:30
Экономика

Цены на иномарки вырастут на 20% - как новый утильсбор изменит авторынок

Новая методика расчета затронет не только мощные иномарки, но и машины на вторичке

Владеть мощным внедорожником в России станет значительно дороже.  Изображение: dalle-e
Владеть мощным внедорожником в России станет значительно дороже. Изображение: dalle-e

С 1 ноября 2025 года в России планируют изменить правила расчета утилизационного сбора на автомобили. Теперь размер платежа будет зависеть не только от возраста и объема двигателя, но и от его мощности, а льготы сохранятся лишь для машин до 160 л. с. Это приведет к росту цен на иномарки, особенно мощные модели, гибриды и электрокары, а также ударит по параллельному импорту. Как изменится рынок и чего ждать покупателям в ближайшие месяцы, эксперты рассказали телеграм-каналу Ижевский бизON.

Утильсбор по-новому: что изменится

С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует пересмотреть методику расчета утилизационного сбора. По новым расчетам размер платежа будет зависеть не только от объема и возраста автомобиля, но и от мощности двигателя. Для машин до 160 л. с. сохранятся льготы, но для более мощных авто сбор резко вырастет.

«Калькулятор утильсбора есть в свободном доступе. С 1 ноября добавят еще одну градацию – мощность. Утилизационный сбор = базовая ставка × коэффициент (в зависимости от объема ДВС и возраста ТС) × на л. с.», – пояснил генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
По словам эксперта, ключевой вопрос – сохранит ли Минпромторг базовую ставку на уровне 20 тыс. руб. «Если базовая ставка останется на текущем уровне, утильсбор на полюбившиеся россиянами 3+ летние Kia Sportage, Hyundai Sonata и Toyota RAV4 возрастет до 1 млн руб., а на новые электромобили и гибриды – до 2 млн», — отметил Дмитрий Матвеев.

Ольга Дмитриева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, подчеркнула, что изменения коснутся в первую очередь физических лиц и владельцев мощных автомобилей. Что приведет к удорожанию ряда категорий машин, в том числе ввезенных по параллельному импорту.

Какие авто подорожают сильнее

Аналитики сходятся во мнении, что рост цен затронет весь рынок, но особенно заметным он будет для мощных машин, электрокаров и гибридов.
«Ожидается, что утильсбор не изменится для машин с объемом двигателя 1,6 л. Наиболее сильно он повлияет на автомобили с двигателем 3 л. – сбор для них вырастет до 3,5 млн руб. За электрокары придется заплатить более 2 млн», – рассказала доцент кафедры корпоративных финансов Финансового университета Ольга Борисова.
Дмитрий Матвеев уточнил, что ситуация отразится и на доступных моделях: «После того, как утильсбор для физлиц сравняют с коммерческим, цены на иномарки вырастут до 20%. Подорожают все машины, даже продукция АвтоВАЗа».
По расчетам экспертов, уже к концу ноября заметно вырастут цены на подержанные авто. «Для машин старше трех лет утильсбор варьируется от 900 тыс. руб. до 1,5 млн руб. в зависимости от мощности. Рост станет очевиден уже в конце ноября», – сказала Ольга Борисова.

Импорт и конкуренция

Введение новых ставок неизбежно ударит по параллельному и «серому» импорту, считают эксперты.

«Решение с увеличением утильсбора и отказом от льгот для физиков сократит параллельный импорт и пресечет “серый” ввоз, когда машины покупаются не для себя, а для перепродажи. Торговцы без сервиса на территории РФ должны уйти из бизнеса», – прокомментировал Дмитрий Матвеев.

По его словам, изменения также помогут АвтоВАЗу и стимулируют локализацию производства. Однако последствия будут заметны и для ассортимента: «Какие-то из популярных премиум-моделей скорее всего и вовсе исчезнут с рынка РФ – BMW X5, Volkswagen Tiguan, Audi Q5, Mercedes-Benz GLE и т. п.».

Ольга Дмитриева добавила, что государство решает сразу несколько задач: «Это мера защиты рынка от иностранного импорта и средство пополнения бюджета. Средства могут быть направлены на поддержку отечественного автопрома».
Gemini_Generated_Image_vjki2kvjki2kvjki__.png
Спрос на машины мощностью до 160 л. с. уже вырос втрое. Изображение: dlle-e

Что ждет покупателей и рынок в целом

Покупатели уже начинают активно реагировать на возможное подорожание. По данным экспертов, спрос на машины из Японии, Южной Кореи и Германии с мощностью свыше 160 л. с. в последние месяцы вырос втрое.

«Повторится прошлогодняя ситуация, когда в автосалоны потянулись даже те, кто не планировал покупку. Мы ожидаем ажиотажного спроса до 1 ноября», – прогнозирует Дмитрий Матвеев.

Однако в долгосрочной перспективе рынок адаптируется. «Скорее всего, по итогу нововведений потребители начнут приобретать автомобили европейских брендов с мощностью до 160 л. с., потому что цены будут примерно на одном уровне», – сказала Ольга Дмитриева.

По мнению доцента Финансового университета Дмитрия Морковкина, глобальных потрясений ожидать не стоит: «Рынок уже был перенасыщен китайскими автомобилями, а многие покупатели переключаются на электродвигатели. Массового ажиотажа мы не увидим».

Эксперты считают, что повышение утильсбора изменит структуру авторынка: машины с мощными двигателями и электрокары станут значительно дороже, часть моделей может исчезнуть, а вторичный рынок получит новый виток роста. При этом государство решает задачи поддержки отечественного автопрома и снижения «серого» импорта.

«На наш взгляд, идет нормальный цивилизационный процесс. Уже почти все крупные производители собирают машины в России, значит, время, когда они адаптируются и вернутся к улучшению качества ТС, не за горами», – заключил Дмитрий Матвеев.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее