14 апреля 2025 12:00
Экономика

Почему в Удмуртии остается менее четверти собранных налогов

И как такое распределение бюджетных средств влияет на развитие республики

В существующей системе Удмуртия не может исполнить свой бюджет без федеральным дотаций. Фото: архив редакции
В существующей системе Удмуртия не может исполнить свой бюджет без федеральным дотаций. Фото: архив редакции

По данным доклада Счетной палаты РФ об исполнении бюджета за 2024 год, Удмуртия перечисляет в федеральный бюджет 77,3% всех своих налоговых доходов. Но даже в таких условиях расходы республиканского бюджета в минувшем году выросли на 17,9%. Это связано с увеличением финансирования соцпрограмм, инфраструктуры и поддержки промышленности. Особенно заметен рост субсидий региональным фондам развития и помощи малому бизнесу. 

Эксперты рассказали телеграм-каналу Ижевский бизON, достаточно ли остающихся в регионе средств для его устойчивого развития, и необходимо ли менять подход к перераспределению налогов. 

Перераспределение налогов между федеральным центром и Удмуртией

Одной из особенностей бюджета Удмуртии является высокая доля налоговых поступлений, направляемых в федеральный бюджет. В 2024 году 77,3% всех налоговых доходов республики ушли в федеральный центр, а на нужды региона осталось лишь 22,7%. Это типично для субъектов, в которых сосредоточены предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и крупные производства.

По мнению ведущего аналитика AMarkets Игоря Расторгуева, высокая доля налоговых поступлений в федеральный бюджет (77,3%) вполне естественна, учитывая существующую систему межбюджетных отношений в России. 

«В рамках централизованной налоговой системы большинство крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, и другие, аккумулируются на уровне федерального бюджета. Это позволяет обеспечить более равномерное распределение средств по регионам и поддерживать финансирование крупных государственных программ и инфраструктурных проектов», – прокомментировал эксперт.

Система перераспределения доходов между центром и регионами оправданна, считает Игорь Расторгуев. Она направлена на обеспечение стабильности в финансировании различных уровней власти, включая поддержку социально-экономических проектов и обеспечение равенства между регионами. Такая модель позволяет регионам получать финансирование на решение локальных задач, в то время как федеральный центр концентрирует ресурсы для реализации крупных национальных инициатив и обеспечения сбалансированности бюджета.

Рост налоговых поступлений: позитивная динамика

В 2024 году Удмуртия вошла в число 36 субъектов страны, где наблюдался рост поступлений от налога на прибыль. Этот показатель в регионе увеличился на 27%, что связано с увеличением госзаказов, в первую очередь в ОПК. В 2023 году таких регионов было 76.

Комментируя ситуацию с бюджетом, глава Удмуртии Александр Бречалов неоднократно подчеркивал, что развитие промышленности – один из приоритетов региона. Это подтверждается увеличением субсидий для региональных фондов развития промышленности и ростом поддержки малого и среднего бизнеса.

Как перераспределяются деньги: межбюджетные трансферты

Для обеспечения финансовой стабильности республика получала в 2024 году средства от федерального центра:

  • Дотации (безвозмездные средства для сбалансированности бюджета) – 12,3 млрд руб.;
  • Субсидии (целевые средства на определенные программы и проекты) – 12,8 млрд руб.;
  • Субвенции (средства на переданные федеральным центром полномочия, например, финансирование школ, медицины) – 3,2 млрд руб.;
  • Прочие трансферты (могут включать компенсации за различные льготы, поддержку отдельных отраслей) – 1,8 млрд руб.

Высокий объем дотаций говорит о том, что без федеральной поддержки региону было бы сложно покрывать собственные расходы, особенно в социальной сфере.

Также, согласно докладу Счетной палаты РФ, в Удмуртии в прошлом году были увеличены расходы на предоставление субсидий региональным фондам развития промышленности – государственные средства, направленные на поддержку предприятий, особенно в стратегически важных отраслях (например, ОПК, машиностроение, перерабатывающая промышленность). А также на господдержку малого и среднего бизнеса – гранты, льготные кредиты, налоговые льготы для предпринимателей. Это помогает создавать новые рабочие места и развивать региональную экономику.

123456 1.jpg
Региональные поступления нужны федеральному центру для финансирования крупных национальных проектов. Фото: архив редакции

Расходы бюджета: на что тратятся деньги

Расходы бюджета республики в прошлом году выросли на 17,9% по сравнению с 2023 годом. Это связано с увеличением финансирования социальных программ, инвестициями в инфраструктуру и ростом затрат на оборонные заказы. Если доходы бюджета растут медленнее, чем расходы, это может привести к увеличению бюджетного дефицита. В целом, данные показывают, что Удмуртия активно развивается в первую очередь за счет ОПК, но остается высокозависимой от федерального бюджета.

В ходе прямой линии в декабре 2024 года Александр Бречалов отметил, что не может быть доволен бюджетом региона, поскольку властям не хватает средств на несколько направлений для развития экономики. 

«У нас не хватает на ключевые большие проекты, но мы полностью поддерживаем все соцобязательства. Что на мой взгляд должны правительство и минфин России? Пересмотреть пропорции финансирования больших проектов», – отметил Александр Бречалов.

Глава Удмуртии также подчеркнул, что докладывал свою позицию Владимиру Путину. На что он, в свою очередь, дал поручение по изменению подхода именно к Удмуртии. 

Бюджетные кредиты 

Общая сумма выплат по возврату бюджетных кредитов в 2024 году составила 35,35 млрд руб. Удмуртия вошла в число пяти регионов (вместе с Архангельской областью, Калмыкией, Ульяновской областью и Хакасией), которые досрочно вернули часть долга из-за нарушения условий реструктуризации.

Вместе с тем, председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по бюджету, налогам и финансам Наиль Мухамедзянов рассказал, что в 2024 году в послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин объявил о необходимости списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам.

«Для Удмуртии это очень важное решение. Мы планируем списать порядка 40 млрд рублей. Списание будет производиться поэтапно в течение 5 лет (2025-2029 гг.). Для этого половину высвобождаемых средств, 20 млрд руб., мы планируем направить на поддержку проектов в сфере ЖКХ, вторую половину – на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов», – сказал Наиль Мухамедзянов. 
В целом, по мнению экспертов, экономическая ситуация в Удмуртии остается стабильной: растут налоговые поступления, особенно за счет ОПК, увеличиваются инвестиции в промышленность и сельское хозяйство. Однако высокая зависимость от федеральных трансфертов и неравномерное распределение налоговых доходов между регионами и центром ставят перед республикой вызовы, требующие стратегических решений.

Одной из ключевых задач является развитие налоговой базы за счет диверсификации экономики, чтобы регион мог оставлять больше средств на собственные нужды. Однако, как подчеркивал глава республики Александр Бречалов в своих прошлых заявлениях, без федеральной поддержки сейчас обеспечить полноценное развитие региона невозможно.

Игорь Расторгуев добавил, что снижать финансовую зависимость от федерального центра не стоит. Наоборот, такой механизм перераспределения позволяет регионам сохранять устойчивость и защиту в случае экономических или финансовых трудностей. 

«Вместо того чтобы стремиться к уменьшению зависимости, регионы должны работать над оптимизацией своих расходов, повышением эффективности местного самоуправления и привлечением дополнительных инвестиций, что позволит повысить их доходную часть без значительных рисков для экономической стабильности», – заключил эксперт.