Власти столицы Удмуртии провели в этом году уже два аукциона проектов по благоустройству остановок общественного транспорта и размещению на них торговых ларьков. Однако они не состоялись в связи с отсутствием заявок. С чем связано отсутствие интереса со стороны бизнеса разбирались наши коллеги из «Коммерсантъ-Удмуртия».
Условия конкурса
Администрация города собиралась распределять право аренды размещения торговых объектов на остановках общественного транспорта, чтобы в дальнейшем за счет полученных денег обновить половину остановок за 2,5 года.
На майский конкурс единым лотом выставили 63 остановки, из которых только на трети можно было поставить киоски. Размер ежегодной платы за размещение торгового объекта должен был составить 3,1 млн руб. На втором конкурсе объекты разделили на шесть лотов, а ежегодная плата для победителя должна была составить от 300 до 600 тыс. руб.
На оба аукциона никто из представителей бизнеса не заявился. Но ижевская мэрия не сдается и готовится в ноябре провести еще один. Теперь объекты распределили уже по 12 лотам, а ежегодную плату снизили – от 88 до 490 тыс. руб.
«Для привлечения большего количества участников конкурса, мы проводим работу по пересмотру конкурсной документации и уменьшением количества объектов в лоте», – заявили «Коммерсанту» в администрации города.
Недоверие бизнеса
По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртии Александра Прасолова, одной из причин отсутствия интереса бизнеса к этим аукционам является недоверие предпринимателей к данному формату торговли.
«В прошлые годы с остановками была настоящая эпопея. Люди вкладывали большие деньги в это дело: в строительство павильонов, облагораживание остановок. Предприниматель следил за порядком на остановке, получал прибыль, а город получал аренду, все были в плюсе. Однако через какое-то время администрация стала расторгать договоры без объяснения каких-либо причин», – заявил собеседник издания.
По мнению президента межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» Михаила Балясникова, данная сфера бизнесу не интересна из-за отсутствия возможности даже окупить затраты. Победитель конкурса должен будет не только установить объект, содержать и благоустраивать остановку, но и платить аренду за земельный участок. А это около 100 тыс. руб. в год за павильон площадью 20-30 кв. м.
«Это огромные расходы. На остановке необходимо также устанавливать торговый павильон. По нашим подсчетам, при нынешнем росте цен на стройматериалы, такой объект обойдется более чем в 1 млн руб. И это не считая остановочный навес, операционных расходов, различного оборудования», – заявил Балясников.
Он также обратил внимание, что договор заключается на семь лет, однако за это время предприниматель не успеет «отбить» вложенные инвестиции.
Смена условий
Решение проблемы, по мнению экспертов, кроется в снижении арендной платы по договору и предложении администрацией более выгодных для бизнеса условий.
«Администрации необходимо держать руку на пульсе, чтобы не потерять данную категорию налогоплательщиков безвозвратно», – резюмировал Александр Прасолов.
В мэрии подчеркнули, что если и следующие аукционы не состоятся из-за отсутствия заявок, власти рассмотрят «иные способы реализации данных мероприятий», в том числе за счет городского бюджета.