Top.Mail.Ru
30 октября 2023 15:49
Экономика

Как не платить лишнее: изучаем закон о штрафах за навязанные товары

Рассказываем, каких сфер коснется новый закон и как защитить себя от агрессивных методов продаж

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 40 тыс. рублей за навязывание потребителю платных услуг и дополнительных покупок.

Кроме того, поправки в статье 14.8 КоАП РФ устанавливают ответственность за вовремя не рассмотренные жалобы покупателей, чьи права были нарушены. Должностным лицам грозит штраф до 300 тыс. рублей.

IZHLIFE разобрался, какие услуги чаще всего навязывают жителям Удмуртии и куда обращаться при нарушении прав.

Что чаще всего навязывают жителям Удмуртии

В основном это навязывание дополнительных товаров и услуг в частных клиниках, банках, при подключении интернета или покупке товаров в магазинах, объяснили в управлении Роспотребнадзора по УР.

Чтобы увеличить прибыль, продавцы зачастую предлагают к основной покупке приобрести аксессуары, например, защитное стекло и услугу его установки при покупке смартфона. В автомастерских механики нередко предлагают более дорогие запчасти. При оформлении автокредитов клиентам настоятельно рекомендуют приобрести полисы «Помощь на дорогах».

Навязывание услуг 2.jpg
Более остро проблема навязывания допуслуг стоит в банках, клиентам которых при оформлении кредита или ипотеки предлагают застраховать жизнь и имущество. Стоимость таких услуг зачастую достигает пятизначных значений и включается в общую стоимость займа. Это сказывается и на общей сумме задолженности.
Чаще всего с навязыванием ненужных услуг сталкиваются клиенты операторов связи. В Роспотребнадзоре подчеркивают, что граждане жалуются на интернет-провайдеров, которые включают в договор пункты об автоматическом продлении и дополнительных платных услугах, не обговаривая их с клиентами. Это же касается и мобильных операторов, в чьи пакеты услуг входят ненужные клиентам платные подписки. 

Как закон повлияет на потребителей

Специалисты Роспотребнадзора по УР отмечают, что новый закон затрагивает самые проблемные в плане навязывания услуг сферы. В частности:
  • банки и прочие финансовые учреждения не смогут навязывать дорогие кредиты или кредитные карты, если они предлагают более выгодные альтернативы;
  • при заключении основного договора страхования компаниям под угрозой штрафа будет запрещено навязывать дополнительные страховые продукты; 
  • врачи не смогут направить на избыточные платные анализы и процедуры; 
  • туристические компании не смогут включать в свои туры дополнительные пакеты и услуги; 
  • операторов связи ограничат в подключении абонентов к ненужным им подпискам без их ведома.
Изменения в законодательстве напрямую затронут и дополнительные услуги при розничной торговле. Например, закон исключает навязывание обязательных подписок и аксессуаров при продаже бытовой техники. Также при покупке авто в кредит или лизинг продавцам запрещено включать в сделку платные услуги страхования, регистрации и технического обслуживания, если они не нужны клиенту.
Навязывание услуг 3.jpg

Как избежать ненужных услуг

Прежде всего специалисты Роспотребнадзора рекомендуют внимательно изучать условия договоров на покупку или оказание услуг. Все непонятные пункты стоит обговорить с продавцом и не бояться задавать дополнительные вопросы. При значительных тратах, покупке квартиры или дорогого авто, стоит обратиться к независимому эксперту.

При нарушении прав, например, при отказе продать авто без дополнительного полиса страхования, гражданину необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в Федеральную антимонопольную службу. Перед обращением в надзорный орган стоит сохранить чек и другие документы, которые смогут доказать навязывание услуги.