
Популярность китайских марок машин стремительно растет. Эксперты рассказали телеграм-каналу Ижевский бизON о ситуации на авторынке, динамике спроса, ценовой политике и перспективах развития этого сегмента.
В 2024 году продажи китайских авто в России выросли на 70% в сравнении с 2023 годом, согласно данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). При этом за прошлый год в стране открылось 600 новых дилерских центров китайских автобрендов.
Высокий спрос и инфляция повлияли и на стоимость изделий азиатского автопрома. В конце 2024 года цена машин made in China уже увеличилась на 7-10% по сравнению с началом года. Но цены продолжат расти, так как курс рубля остается нестабильным, а кредитно-денежная политика ЦБ серьезно ужесточилась, что отражается на размере ключевой ставки.
Изменение спроса и цен на китайские марки машин
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников рассказал, что рост спроса на китайские автомобили в 2024 году был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, постепенное улучшение качества продукции китайских автопроизводителей привело к тому, что их машины стали восприниматься как достойная альтернатива европейским и японским брендам. Во-вторых, экономические санкции и уход европейских производителей с рынка открыли нишу для китайских компаний. Особенно активно инвестировали в маркетинг и адаптацию моделей под российские условия такие бренды, как Haval, Chery и Geely. Что и привело к их лидирующему положению на российском рынке. Кроссоверы стали популярны из-за их универсальности, а также благодаря политике субсидий и льготных автокредитов на такие модели.
«Рост цен на китайские автомобили неизбежен в условиях инфляции и валютных колебаний. Но также стоит учитывать, что китайские производители стараются минимизировать увеличение стоимости за счет оптимизации производственных процессов и локализации производства в России. Частично рост цен связан с повышением качества автомобилей и внедрением новых технологий, что делает их более конкурентоспособными на рынке. Однако без стабилизации курса рубля и снижения процентных ставок по кредитам, цены могут продолжить рост», – отметил Александр Стрельников.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев считает, что закрепление доллара на отметке в 100 руб., рост ключевой ставки до 21% и очередное увеличение утильсбора после 1 января 2025 года авторынок выдержит. И коллапса не будет, потому что цены на автомобили не могут расти постоянно. Этот рост будут останавливать периодические падения спроса.
«Но цены вырастут точно. В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну – они подорожают в размере до 10%», – подчеркнул эксперт.
При этом, по его мнению, резкого повышения цен именно с начала года ожидать не стоит - дилерские и дистрибьюторские склады заполнены машинами, которые еще нужно реализовать. Также есть надежда, что китайский производители будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024-2025 года.
«Самым недоступным станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. Рост на бюджетные авто будет самым небольшим. Лидерами явно будут Geely, Haval и Chery. Санкционные бренды уже возвращаются и демпингуют, но заметную долю рынка они себе вернут вряд ли, потому что успели измениться предпочтения потребителей», – рассказал Дмитрий Матвеев.

Фото: архив редакции
Доступность запчастей для китайских авто
Проблемы с запчастями для китайских автомобилей в основном касаются новых моделей или нишевых брендов, у которых складские запасы в России пока ограничены, считает Александр Стрельников.
«Советую покупателям учитывать доступность сервиса и запчастей для этого бренда при выборе модели. Предполагается, что в 2025 году, с увеличением объемов продаж, ситуация с запчастями должна улучшиться за счет увеличения импорта и развития локального производства. Но важно также следить за политикой сервисных центров, которые могут повышать цены на обслуживание, используя дефицит запчастей как предлог», – поделился эксперт.
В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр добавили, что в сегменте запчастей сейчас нет дефицита. Официальные дилеры быстро поставляют оригинальные детали, что позволяет осуществлять качественный ремонт и сервисное обслуживание авто китайских брендов.
Сложности в эксплуатации китайских машин
Хотя китайские автомобили становятся все более адаптированными к российским условиям, проблемы с эксплуатацией в экстремально низкие температуры все еще актуальны для некоторых моделей, отмечает Александр Стрельников. Потенциальным покупателям следует обращать внимание на отзывы владельцев и выбирать автомобили с хорошей репутацией по зимней выносливости. Также рекомендуется искать модели с предпусковыми подогревателями или покупать дополнительные аксессуары для зимней эксплуатации.
Прогноз на 2025 год
По мнению Дмитрия Матвеева, рынок будет развиваться так, как было когда-то с корейскими автомобилями. Вначале их тоже не особо хотели покупать в нашей стране, но в итоге оценили. И по популярности они даже превзошли европейские марки.
Если у вас есть 5-7 летний «европеец», задумайтесь о том, чтобы выставить его на продажу, пока цена на него на вторичном рынке не упала, рекомендует Дмитрий Матвеев.
«Неопределенность будущего уже отражается на интересе наших соотечественников – с сентября в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал покупку нового авто. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, в 2025 году дешевле не будет», – прокомментировал Дмитрий Матвеев.
Александр Стрельников также предполагает, что китайские бренды будут продолжать наращивать рыночную долю, но конкуренция внутри сегмента усилится.
«На рост спроса может повлиять повышение качества продукции, более агрессивный маркетинг и улучшение сервисной поддержки. Возможное увеличение цен на машины и запчасти связано с глобальными экономическими тенденциями, но китайские производители могут использовать это как шанс предложить более доступные модели или улучшить сервисные программы для поддержания продаж. Важно будет следить за политикой государства в отношении автопрома, так как новые налоги или субсидии могут значительно изменить рыночную ситуацию», – заключил Александр Стрельников.