
Цены на бензин на Петербургской бирже почти неделю подряд обновляют исторические максимумы. С 4 августа марки АИ-95 и АИ-92 подорожали на 3-4%, а рост цен, несмотря на запрет экспорта, ускорился после аварий на НПЗ 2 августа.
Минэнерго пообещало восполнить дефицит за счет резервных мощностей и увеличения переработки нефти. Также руководство страны продлило запрет на экспорт бензина на сентябрь, а для трейдеров, нефтебаз и небольших производителей, возможно, и на октябрь. Мера призвана удержать цены на топливо в период высокого сезонного спроса и сельскохозяйственных работ.
Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго, ФАС и Петербургской бирже подготовить долгосрочные решения для стабилизации оптового рынка. Однако введенные в июле ограничения не остановили подорожание: к 12 августа АИ-95 достиг рекордных 80,51 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 – 70,48 тыс. руб., почти сравнявшись с максимумом сентября 2023 года.
Эксперты рассказали
телеграм-каналу Ижевский бизON, с чем связан рост цен на бензин, как обстоит ситуация в Удмуртии и стоит ли ожидать снижения в ближайшие месяцы.
Причины повышения цен на бензин
По словам эксперта по нефтепродуктам компании E1 CARD Александра Апостолова, на рынке бензина сейчас особенно напряженная ситуация: на бирже выставляются минимальные объемы топлива, а крупные нефтяные компании приберегают запасы для своих сетей. На фоне сезонного спроса и аварий на НПЗ это усиливает дефицит, и оптовые цены растут по 1,5-2% в день.
«Розничные сети АЗС уже работают с нулевой маржой, а логистику осложняют атаки БПЛА, даже при закупках топливо не всегда вовремя доставляется», – прокомментировал эксперт.
Запрет на экспорт, по его мнению, не сработал. Более эффективным могло бы быть повышение топливного демпфера (это механизм, используемый для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, особенно в условиях колебаний мировых цен на нефть. Он предполагает, что нефтяные компании получают компенсацию от государства за продажу топлива внутри страны по цене ниже рыночной, когда мировые цены высокие, и наоборот, выплачивают часть прибыли в бюджет, когда мировые цены низкие - прим. ред.) и увеличение обязательных продаж на бирже с 15 до 17%, чего сейчас добивается ФАС.
«Эти меры могут частично стабилизировать рынок, но без устранения логистических сбоев быстрого снижения цен ждать не стоит», – добавил Апостолов.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев также отмечает, что в 2024 году бензин в стране подорожал на 10-15%.
Основные факторы роста цен по мнению эксперта:
- Курс рубля – ослабление валюты удорожает импортное оборудование и влияет на стоимость нефтепродуктов.
- Акцизы и налоги – около трети цены топлива. В 2023 году акцизы выросли до 5%, в 2024-м – до 14%.
- Логистика – в регионах без переработки нефти топливо дороже из-за перевозки сырья и готового продукта, а также низкой конкуренции между продавцами.
- Госрегулирование – меры (или их отсутствие) по сдерживанию цен.
- Внешние факторы – геополитика и мировые цены на нефть.
По наблюдениям основателя ГК «Benza» Михаила Колесникова, за три года премиальный бензин АИ-98 подорожал на 39,5%. Однако в текущем году основной рост пришелся на массовый сегмент: с января АИ-92 прибавил 4,8%, АИ-95 - 4,5%.
По его словам, ключевым фактором стало сокращение демпферных выплат, из-за чего производство высокооктанового топлива потеряло привлекательность для нефтяных компаний. Дополнительно на цену влияют налоги: акцизы, НДС и НДПИ составляют около половины стоимости литра, и любое изменение фискальной политики отражается на потребителях.
«Один лишь запрет на вывоз бензина не способен мгновенно развернуть цены вниз, особенно на фоне высокого спроса со стороны сельхозпредприятий и туристического автомобильного потока», – подчеркнул Михаил Колесников.

Фото: архив редакции
Что происходит в Удмуртии
По данным Удмуртстата, бензин с декабря 2024 года по июль 2025 года в среднем подорожал на 4,6%. По состоянию на июль текущего года, средняя стоимость бензина в Удмуртии: АИ-92 – 57,12 руб./л., АИ-95 – 61,64 руб./л., АИ-98 – 87,01 руб./л.
Удмуртия – удаленный от НПЗ регион, и это напрямую отражается на топливной ситуации, считает Михаил Колесников. Цены в регионе в целом следуют за общероссийскими, однако ключевым фактором остается логистика. Удаленность от НПЗ Поволжья добавляет к стоимости топлива 1,5-2 руб./л.
Прогноз
По мнению Михаила Колесникова, краткосрочные перспективы остаются пессимистичными – биржевые котировки АИ-95 продолжают обновлять максимумы, а рост розничных цен возможен уже к сентябрю.
Стабилизация в IV квартале возможна при ряде условий:
- Продление экспортного запрета.
- Повышение нормы обязательных биржевых продаж для борьбы со спекуляциями.
- Корректировка демпферного механизма для баланса интересов НПЗ и рынка.
«Запланированное повышение акцизов с 1 января 2026 года может спровоцировать новый скачок цен, поэтому к зиме рисков станет только больше», – подчеркнул Михаил Колесников.
Дмитрий Матвеев также отмечает, что к концу 2025-го, даже при благоприятных условиях, рост составит еще не менее 15%.