Молодежь во всем мире, в том числе и в Ижевске, пытается стать независимой, запуская стартапы. И некоторые из них действительно оказываются «золотыми». 29-летний Игорь Мельников рассказал порталу IZHLIFE, что даже не затратные на первый взгляд продукты надо уметь продавать и продвигать. Он продает очки виртуальной реальности Boxglass не только крупным компаниям в России (Яндекс, Ford, Музей Москвы), но и в стран СНГ.
Идею подсказал Google
Игорь и трое его друзей всегда увлекались IT-технологиями, но на них не зарабатывали. К 2014 году кто-то только окончил университет или начинал работу в качестве менеджера. Но однажды они посмотрели ежегодную конференцию Google. В этот момент друзья поняли, что они хотят быть частью интерактивного будущего. Американская корпорация на конференциях рассказывает о своих новых продуктах и технологиях, а также фантазирует, как может развиваться IT-рынок, не претендуя на патенты. Так в 2014 году они представили картонные очки виртуальной реальности, которые состоят из каркаса, двух линз и собственного телефона. И сказали: «Вот вам мобильная виртуальная реальность, которая почти ничего не стоит».
– Нам идея показалась интересной. Мы связались с Google, они нам отправили чертежи, точнее векторную развертку.
Он пояснил, что у всей компании друзей сложилось впечатление, что это очки будущего – не выходя из дома можно окунуться в виртуальную реальность, разве это не будет пользоваться большим спросом? Еще немного, и все крупные компании возьмут их на вооружение. Но все оказалось не так просто. Друзьям понадобилось три года и долгая работа над ошибками, чтобы понять, как продвигать свой продукт.
Сначала друзья окунулись в технологию. По признанию Игоря, они пошли по ложному пути, потратив несколько миллионов рублей на одну лишь документацию в рамках военного проекта. Пришлось взять несколько кредитов, по которым расплачиваются до сих пор. Позже поняли, что пора заниматься производством, и ушли в свободное плавание.
Из чего состоят очки?
Разработкой подобных очков занимаются несколько компаний по всему миру, но только ребята из Ижевска догадались сделать их складными, чтобы Boxglass всегда можно было взять с собой и показать друзьям.
Очки виртуальной реальности состоят из картона, ребята решили его ламинировать, чтобы не оставались пятна от лица после носки, двух линз, одна из которых приближает, а другая отдаляет, и липучек. Сборкой занимаются в Ижевске. Чтобы оценить виртуальную реальность, в специальное отверстие нужно поставить свой телефон, предварительно включив видео в приложении или на YouTube с возможностью дополненной реальности.
Себестоимость производства выходит в 100-150 рублей на одни очки, продают в розницу за 500-600 рублей. Но на обычной продаже покупателям компания не зарабатывает, основной поток средств идет от крупных компаний.
Яндекс, канал 2х2 и Ford
Чтобы заявить о себе, ребята стали постоянными участниками тематических мероприятий: форумов, съездов, конференций. Это позволяет показать свой продукт, а также завязать контакты с крупными предприятиями. Продукцию компании Boxglass по достоинству оценил президент Татарстана Рустам Минниханов и лично предложил перевести компанию в республику и стать резидентами IT-парка.
– Сейчас рынков у нас достаточно много. Музей Москвы сделал виртуальную прогулку по музею, они продают наши очки в музее. Телеканал 2х2 заказал партию очков для презентации своего мультфильма в формате виртуальной реальности. Air France сняли видео 360, это когда снимают все пространство, а мы с вами сами выбираем, что смотреть. Оценить салон самолета можно через наши очки, – рассказал Игорь.
Также продуктом Boxglass воспользовалась компания Ford для презентации новой машины Ford Fiesta. С помощью очков можно было посмотреть не только салон автомобиля, но и интерактивно прокатиться в ней по Риму, Барселоне и Парижу. Из ижевских компаний обратились за разработкой видео и очков компания «УралДомСтрой», чтобы показать потенциальным покупателям, как может выглядеть их квартира в ЖК «Матрешка-сити».
– Теперь мы поняли, что помимо самих очков, нам нужно делать контент, и заказчикам тоже нужен контент. Олегу Вылегжанину (основатель «Центром высоких технологий» – Прим. авт.) наша идея понравилась. В итоге мы создали совместную компанию по разработке программного обеспечение для виртуальной и дополненной реальности «Латум», – рассказал основатель Boxglass.
Также поставка очков идет в соседние страны: Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Латвию.
Планы на будущее
Не все четверо друзей по-прежнему работают в этой компании. Кто-то ушел, кто-то пришел. Теперь в основном составе руководства пять человек. В конце 2016 года компания впервые смогла получить прибыль. Этого результата они добивались почти три года. В планах у Boxglass заниматься съемкой видео 360 градусов, зарегистрировать свой товарный знак и логотип.
– Мы с друзьями шутим, что зарабатываем на картоне. Так оно и есть. Продавая картон, можно получать хорошую прибыль. По оценкам специалистов из Digital Capital обьем мирового рынка VR/AR в 2016 году составил 2,7 млрд долларов, к 2020 году обьем составит 100 млрд долларов, – поделился Игорь Мельников.