Представьте, что вы приходите в супермаркет, набираете полную тележку продуктов и идете на кассу, чтобы расплатиться. Но кассир пробьет ваши продукты только в том случае, если вы купите что-то на кассе – например, жвачку или шоколадку. А если нет, то извольте вернуть все продукты по полкам. Или без всяких конфет и жвачек сразу развернет у кассы, отберет продукты и вытолкнет из магазина.
Все это кажется нелепым и странным, но именно в такой ситуации оказались автомобилисты, которые пытаются купить электронный полис ОСАГО. Повсеместно электронным он стал с 1 января 2017 года и уже успел стать настоящей головной болью для страховых и автомобилистов.
Ожидание – реальность
Возможность приобрести электронный ОСАГО (е-полис) придумали с целью облегчить ситуацию в регионах, где страховщики всеми правдами и неправдами сокращают офисы и работников. Еще одна его задача – оградить автомобилистов от навязывания ДОПов или дополнительных услуг в виде страхования жизни, квартиры или ответственности. Только вот у кого-то все оформляется за 30 минут, а кто-то не может оформить полис на сайтах нескольких страховых.
По словам Сергея, в большинстве случаев после заполнения всех полей на мониторе появлялось предупреждение о «переходе» на сайт другой страховой компании для покупки полиса. Но в этот самый момент сайт страховщика «зависал». В итоге Сергей оставался без полиса.
Если вернуться к страховым компаниям, то РСА (российский союз автостраховщиков) предполагает, что если по техническим причинам невозможно приобрести е-полис у конкретного страховщика, то клиента, с его согласия, перенаправят на сайт другого страховщика. Но в реальности в этот самый момент «перехода» у автомобилистов на экране появляется слово «ошибка». Службы поддержки автолюбителям помочь не в состоянии.
– Еще один серьезный момент – это код подтверждения. Я 8 раз вводил тот, что мне приходил по СМС, и ни один из них не подошел, – добавил Сергей.
Еще одна беда – неполные сведения о населенных пунктах. Деревень Удмуртии просто нет в списках, есть только города. А поле «место прописки» автоматическое, вручную «деревня Двигатель» не напишешь. И таких примеров масса. В конечном итоге все кончается тем, что автомобилисты идут в офисы страховых компаний, берут номерки, высиживают очереди по 2-3 часа и покупают ОСАГО «по старинке».
В чем дело?
Это только на первый взгляд процедура покупки е-полиса ОСАГО проста: заводите личный кабинет, заполняете заявление за заключение договора, видите стоимость (которую сайт рассчитывает самостоятельно) и платите при помощи банковской карты. Далее полис приходит на вашу электронную почту. Но все вышеизложенное в эту гладкую схему явно не вписывается.
Вообще, официально страховые не признают, что у них есть какие-то проблемы с оформлением е-полисов. Однако статистика Центробанка позволяет понять, что оформить полис не могут не только в Удмуртии, а вообще по всей России. Об этом говорят сюжеты федеральных СМИ. Беда в том, что полис обязательный, и за его отсутствие автомобилистов штрафуют на 800 рублей.
– Мы получили за первый день работы определенное количество жалоб. Но надо на сегодняшний день разобраться, с чем связаны эти жалобы. То ли с тем, что граждане действительно не могут приобрести электронный полис ОСАГО, то ли с тем, что они, возможно, не разобрались просто с технологией того, как он оформляется на сайте страховщика, – цитирует заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации Владимира Чистюхина «Первый канал».
Проблемы с е-полисами не отрицают и в РСА.
«РСА проанализировал характер обращений граждан по поводу заключения таких договоров. Большая часть касается сложности заполнения большого числа полей», – цитирует слова президента союза Игоря Юргенса РБК. По его словам, если раньше все необходимые документы заполнял агент или сотрудник страховой компании, то в случае оформления полиса онлайн придется делать это самостоятельно.
Но есть и позитивные примеры
Однако тех, кто сумел оформить е-полис, также немало. С 1 по 19 января 2017 года в Удмуртии купили 4134 электронных полиса ОСАГО. Возможно, эти люди оказались лишь чуть более настойчивыми.
– Покупать полисы онлайн я начал еще в 2015 году. Не отошел от этой традиции и в этот раз, но уже в новой страховой. Разобрался не сразу, но все получилось. На оформление ушло 30 минут, полис пришел сразу же на электронный ящик, – рассказал другой ижевский автомобилист. Кстати, тоже Сергей.
По словам Сергея, самое главное – внимательно заполнять все поля.
Возможно, дело в недообработанной системе, с которой автомобилистам действительно сложно работать. Электронный ОСАГО стал «котом в мешке»: кому-то повезет, и он все сделает без проблем, а кто-то так и не может купить заветную бумагу.
Куда жаловаться?
Кстати, именно Центробанк и должен следить за реализацией данного нововведения. Поэтому учреждение просит всех автовладельцев жаловаться в интернет-приемную Банка России, либо по адресу электронной почты fps@cbr.ru, если они не могут приобрести полис на сайтах. К жалобе нужно приложить скриншот с экрана компьютера или мобильного устройства, который подтвердит наличие проблемы на стороне сайта страховой компании. За каждый сбой страховщик будет получать штраф от ЦБ.