Top.Mail.Ru
28 декабря 2020 14:46
Общество

Проект из Удмуртии «Экочемоданчик для учителя» получил Национальную экологическую премию

Федеральную премию выиграл проект регоператора по обращению с отходами, который помог запустить уроки о раздельном сборе в школах и садах республики

Ильяс Бекмансуров
Ильяс Бекмансуров

Проект Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии ООО «Спецавтохозяйство» стал победителем Национальной экологической премии им. Вернадского. Среди рекордного количества заявок в этом году – 514 проектов из 69 регионов России – «Экочемоданчик» стал лучшим в номинации «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Благодаря проекту уроки о раздельном сборе отходов уже посетили  8 350 детей Удмуртии. 

Фото: Региональный оператор по обращению с ТКО в Удмуртии – ООО «Спецавтохозяйство»

IZHLIFE встретился с педагогами и узнал, как экочемоданчик помогает обучать детей сортировке. 

150 желающих преподавать уроки о раздельном сборе отходов

Всё началось осенью 2019 года, когда Регоператор совместно с московским «Центром экономии ресурсов» решил бесплатно обучить педагогов детских садов и школ методике преподавания урока о раздельном сборе отходов. На объявление о приёме заявок откликнулось 150 учителей и воспитателей. Сначала пробно обучили 15, а когда увидели первые результаты, собрали второй поток. 

Каждый из 50 учителей-участников проекта получил готовый сценарий урока «Секреты переработки» и реквизит для наглядного занятия - экочемоданчик. В каждом – комплект с образцами материалов, которые можно переработать, игровые контейнеры, карточки с заданиями, примеры вещей, сделанных из отходов и т.д. О секретах переработки сегодня рассказывают детям в Ижевске, Воткинске, Можге, Сарапуле, Глазове, Малой Пурге, Уве и Вавоже.

В чемоданчике учителей  – обучающие карточки, наглядные примеры переработки и пособия.  Фото: Ильяс Бекмансуров
Фото: Региональный оператор по обращению с ТКО в Удмуртии – ООО «Спецавтохозяйство»
Фото: Региональный оператор по обращению с ТКО в Удмуртии – ООО «Спецавтохозяйство»

—  Каждый учитель сам определяет для себя, где он будет проводить занятия. У нас есть примеры, когда преподаватели вели уроки не только в своей школе, но и выходили с мастер-классами в летние лагеря, санатории, в период самоизоляции проводили онлайн занятия. Сотрудники регоператора тоже прошли обучение и по заявкам от учителей или родителей также проводят занятия  —  рассказывает пресс-секретарь регоператора Удмуртии Ольга Чураева.

Что нужно делать с мусором? Разделять!

Людмила Бегишева – воспитатель в ижевском саду № 274. За год занятий с экочемоданчиком настолько погрузилась в тему раздельного сбора, что сейчас всем садом собирают пластиковые крышечки. Накопили уже 25 кг! А ещё там частично отказались от покупки соков в упаковке тетрапак. 

Крышечки собирают всем садиком – приносят даже выпускники и родители Фото: Амир Закиров

После экозанятия ребята без запинки перечисляют виды отходов, которые можно переработать и бойко отвечают на вопрос «почему надо разделять отходы?». Воспитатель говорит, темой отходов интересовалась давно, но  только после обучения все знания смогла структурировать и собрать в увлекательное игровое занятие.

– Чем раньше начать такие уроки, тем лучше. У детей нет проблемы всему научиться. Проблема научить нас, взрослых, правильно сортировать, менять свои за годы сложившиеся привычки. А для подрастающего поколения это как зубы почистить: легкая и интересная процедура,  —  делится Людмила Бегишева.

У воспитательницы уже выпустилась группа, где проводились подобные уроки. Теперь ей постоянно пишут родители, что дети не разрешают им, как раньше, выбрасывать мусор, а требуют разделять - полезные отходы в один бак, все остальные - в другой. 

Юные педагоги

Педагог детского центра «Ровесник» Лилия Бадретдинова  тоже участник проекта «Экочемоданчик для учителя». Чтобы охватить, как можно больше детей, методике обучила волонтёров. Теперь о «Секретах переработки» детям рассказывают дети. 

– От нас зависит в какой стране мы будем жить, как чисто у нас будет. Сейчас мы должны сами взять инициативу в свои руки, помочь решать имеющиеся экологические проблемы, не оставаться в стороне, потому что свалки огромные, их много и они растут!  —  говорит волонтёр центра «Ровесник» Кира Опарина.

Уроки преподают не только взрослые и опытные учителя, но подключаются и молодые волонтеры Фото: Ильяс Бекмансуров

Экозанятия по заявке волонтёры проводят в разных центрах досуга, школах и детсадах. Педагоги учебных заведений сами обращаются с предложением прийти к ним и рассказать детям о современных экологических проблемах, и как каждый из нас в рамках своей семьи может начать жить чуть осознаннее. 

– Учителям интересно, чем и как будут жить их дети, и у них есть реальная возможность повлиять на это. Ведь никто не хочет в будущем жить в куче мусора,  —  делится педагог центра «Ровесник» Лилия Бадретдинова. 

Что дальше?

Проект уже показал эффективность и практические результаты. Подтверждают это не только педагоги, мамы и папы, но и специалисты федерального уровня. Доказательство этому – победа проекта «Экочемоданчик для учителя» в Национальной экологической премии им. Вернадского.

Как говорит Ольга Чураева, пресс-секретарь регоператора Удмуртии, просто поставить спецконтейнеры для вторсырья —  мало, нужно научить ими пользоваться, ведь не все отходы, к сожалению, возможно переработать, а значит, им не место в таких баках. В следующем году бесплатное обучение педагогов регоператор планируют продолжать.

– Нам и сейчас продолжают писать учителя - когда будет следующее обучение? когда вновь приедет тренер из Москвы, чтобы мы могли тоже обучиться? Как получить ваш Экочемоданчик? Спрос есть! Педагоги посмотрели, что это классно, что это рабочие методики по обучению детей. Поэтому в будущем году мы хотим продолжить эту важную работу. Мы от души благодарим всех учителей и воспитателей, которые уже включились в проект! Без них ни занятий, ни победы не было бы —  подводит итоги Ольга.