5 октября в российский прокат вышли новые «Гардемарины 1787. Мир» (12+). Это первый эпизод продолжения эпопеи режиссера Светланы Дружининой о лихих офицерах и их детях. В ноябре зрители увидят второй эпизод – «Гардемарины. 1787. Война» (12+).
«Старых» «Гардемаринов» показали в эфире центрального телевидения еще в 1988 году. И они на долгие годы стали культовыми персонажами, а песни из 4-серийного телефильма ушли в народ. Стала ли новая картина достойным продолжением популярной ленты? Журналист IZHLIFE сходил в кино – рассказываем, стоит ли оно того. Осторожно, возможны спойлеры.
О чем новый фильм?
Действие картины разворачивается в 1787 году. Европа плетет интриги и пытается разорвать мирный договор, который соединил Крым с Россией.
В этой игре использованы все приемы. Даже грязные манипуляции с незаконнорожденным сыном государыни Екатерины, посланным в Европу на обучение, – Алексеем Бобринским, страстным картежником и буяном. Этой слабостью ловко воспользовались международные интриганы – после того, как Бобринский проигрывает в карты фамильный крест, он попадает в плен.
Исправить положение Екатерина поручает верным друзьям-гардемаринам – Корсаку, Никите Оленину и Павлу Горину. Вместе с отцами на задание идут и их повзрослевшие дети – Шурка и Александра.
Трейлер «Гардемарины 1787. Мир». Видео: Киноафиша Трейлеры
Что здесь происходит?
Именно такой вопрос возникает при просмотре почти каждого нового эпизода фильма. Содержание всего фильма я, честно говоря, поняла, только прочитав описание сюжета в интернете. В целом он получился рваным и невнятным. Ни о какой логике повествования даже речи нет: кто, что, куда и зачем – ничего не понятно!
Зато понятно, что об исторической достоверности фильма можно забыть, а специалисты по историческим костюмам наверняка просто плачут где-то в сторонке – в то время одевались совсем не так.
Про героев и актеров
Перейдем к героям.
Да, понятно, что главные действующие лица тех первых «Гардемаринов» – Алешка Корсак, Павел Горин, Никита Оленин – постарели. И пополнели. И поседели. Но это очень сложно осознавать. И очень грустно на это смотреть. Будь они в новом фильме не главными героями, еще бы можно было смириться, но… Время берет свое – гардемарины уже не те.
Кстати, новые герои и появляются внезапно, и так же внезапно, без всякого объяснения – кто они и для чего тут появлялись, – исчезают. Вот взять хотя бы Анну Семенович. Вот для чего она и ее почти оголенная грудь? Это какая-то любовь режиссера к «Голубым огонькам» конца 90-х?
Да, Кристина Орбакайте в роли императрицы Екатерины нужна. Но уж больно она «заштампованная» – и манеры, и слова, и нюхательная соль (или что там) в ноздри. А Анастасия Макеева в роли «Роковой Дамы» напомнила мушкетерскую Миледи, но не более. Не хватило для нее достаточного места в действии фильма.
Ни для нее, ни для вообще какого-либо героя. Вот взять воскресшего французского дипломата-шпиона шевалье де Брильи. О том, как он выжил, мы узнаем только по одной единственной фразе: «Русские бабы выходили». Что? Как? Не говорят.
Так же мельком упоминают, почему Корсак стал простым моряком и почему Горин готовится в монахи. И весь фильм так. Все мельком, все внезапно и невпопад.
Конечно, есть в этом фильме и приятные моменты. И это… молодые актеры: Андрей Лаптев в роли Шурки, сына Корсака и Софьи; Ника Здорик, играющая возлюбленную Шурки, дочь Анастасии Ягужинской и Саши Белова; Даниил Зайцев в роли мажора Бобринского; Федор Гамалей, играющий итальянского капитана. Ну реально хороши – и на лицо, и на фигуру. Играют тоже вполне – стараются.
Шпаги, каменная постель и музыка
Признаюсь, я все время ждала каких-то схваток на шпагах. Дождалась. Она была. Одна. Когда Корсак скрещивает шпаги с шевалье де Брильи. Последнего, кстати, играет 73-летний Михаил Боярский, которого в фильме для чего-то сделали похожим на кота Базилио. Наверное, из-за возраста схватка получилась молниеносной и очень грустной. Эх, нет того запала из 80-х, ну нет!
Была и любовно-постельная сцена. Вернее, любовно-парящая. В кульминационный момент главная пара фильма – Шурка и Александра – с каменного пола почему-то воспаряют вверх. Наверное, жестко все-таки на камнях-то и холодно.
Все происходящее в фильме иногда перекрывали черно-белые кадры воспоминаний из первых фильмов. Еще звучали легендарные «Не вешать нос» и «Ланфрен-ланфра». Прибавьте к этому фразы: «Русские своих не бросают», «Этот Крым нам, что бородавка в носу», «Три оборзевшие сучки – Англия, Франция и Италия – начали науськивать Турцию, чтобы отнять у нас Крым…»
Что в сухом остатке? Просто «Гардемарины 1787. Мир».
И да. Ту самую знаменитую родинку Корсака, от которой в конце 80-х сходили с ума многочисленные поклонницы Харатьяна, я так и не увидела…
Подытоживая, можно согласиться с актером Сергеем Жигуновым, который недавно высказался по поводу новых «Гардемаринов»: «Иногда нужно вовремя остановиться»!