«Дом, который построил Джек» (18+) — это картина, которая возвращает нас к вопросу о человеческой психологии и животной натуре. На показе в Каннах 60-летнему режиссеру аплодировал стоя опустевший наполовину зал. Некоторые критики призывали ни в коем случае не идти на такой жестокий и нигилистический фильм, а заняться чем-то другим.
Ларс фон Триер преподносит зрителю притчу о маньяке Джеке (которого прекрасно сыграл Мэтт Диллон, которого мы прежде видели в «Столкновении», «Бойцовой рыбке» и «Дикости») с обсессивно-компульсивным расстройством (у человека постоянно и непроизвольно появляются тревожные и навязчивые мысли, от которых он старается избавиться с помощью утомительных и повторяющихся действий). Через пять преступлений видно, как герой все глубже погружается в безумие, параллельно рассуждая о своих убийствах и плотских желаниях с помощником Верджем.
Как рассказывал в интервью сам режиссер, изначально «Дом, который построил Джек» планировали снимать как мини-сериал. Следы первоначальной задумки в любом случае можно заметить: каждый инцидент — это новый архитектурный стиль, новая личность Джека и метафоричные вставки в виде картин. Если последняя работа Ларса фон Триера «Нимфоманка» была разделена на две части, чтобы сфокусироваться на проблеме персонажа, то «Дом, который построил Джек» цельно рассказывает историю человека без моральных устоев. Даже когда главные герои ведут разговоры об искусстве охоты, о любви, о хаосе, об искусстве, не чувствуется, что фильм отклоняется от курса. Свойственное Джеку сумасшествие есть навязчивая утонченность во всем.
Новая лента фон Триера — это добрая пощечина современному обществу со своими гендерквирами, жертвами харассмента и феминизмом. В одной из сцен Мэтт Диллон произносит речь, где говорит: если ты рождаешься мужчиной, то ты уже во всем виноват.
В зависимости от того, какое отношение у вас к фильмам одного из самых скандальных режиссеров, это можно рассматривать как покаяние от собственной работы режиссера или как претензии в сторону современного общества. В конце концов, Данте Алигьери в «Божественной комедии» заключил всех своих врагов в свой ад. Вполне возможно, что фон Триер сделал все то же самое.
«Дом, который построил Джек» выносит очень много тем, которыми, на взгляд режиссера, болен весь современный социум. Одна из них — это безразличие. Безразличие к чужой беде, к чужим проблемам. Никто из соседей не услышит истошных криков очередной жертвы маньяка, не заметит ничего подозрительного прямо под окнами своей квартиры. Ни один полицейский не проверит подозрительного человека около дома пропавшей хозяйки.
Тем самым человек — наедине с собой — становится обособленным животным, убегающим от реальности.
Эта лента еще и фильм об искусстве в своем первозданном виде. Джек — архитектор, он — перфекционист, который пытается добиться идеала. Но ничего идеального в природе нет. Именно поэтому ради достижения своей идеи перфекционизма он готов делать и переделывать: построить дом из блоков, а затем снести его; построить дом из каркаса и панелей, а затем вновь снести его. Того же самого он пытается достичь и в своих убийствах: если ему не понравится фотография своих жертв, то он готов сделать все заново, рискуя всем.
Дотошное желание достичь своего идеала делает из героя фон Триера гения. Джек очень умен и понимает, что его «хобби» — это смысл жизни. Без своего «творчества» он не сможет прожить. Он это прекрасно понимает и осознает, что делает, понимает, куда приведет его деятельность в дальнейшем. Даже своих последних жертв Джек хочет убедить в том, что все это делается ради наследия. Недаром в одной из сцен коллективной казни орудием убийства становится винтовка и патрон с цельнометаллической оболочкой — так делали во время войны ради экономии боеприпасов.
Самому материальному дому главный герой времени уделяется не так и много. Но что именно есть дом для людей? Здание? Постройка? Семья? Время и место действия? Определенные стечения обстоятельств? Дом — это нечто такое, что служит человеку укромным местом, где можно отдохнуть и где процветает эскапизм. Джек такой дом построил.
Новая картина фон Триера не оставит равнодушным — это многоуровневая история, которую нужно изучать. Он снят так же, как и прошлые картины: долгие планы, ручная съемка при естественном освещении, с философскими беседами о жизни, о человеческих пороках, об искусстве. И в основе ее, как всегда, лежит провокация, полная аллюзий, метафор и отсылок.
18+