Вечер. Во дворце культуры «Аксион» полный зал. Волнение. И вот появляется он. Маэстро Михаил Жванецкий с неизменным желтым (правда, очень потертым) портфелем. Аплодисменты. Кланяется. По-деловому достает и раскладывает бумаги.
- Он ушел, тепло встреченный зрителями… Не рассчитывал, что кроме меня сюда кто-то придет, - звучат первые слова и понимаешь: ну, все, это точно он, Михаил Жванецкий.
В свои 78, а ему и в самом деле столько лет, выглядит отлично: бодр, танцует чечетку, безумно обаятелен и… много шутит про возраст и про себя.
- Что такое настоящая старость? Это пиджак, заправленный в брюки.
- В этом возрасте, когда испытал все, единственное, что может обрадовать – только результаты анализов. За них мы и будем бороться.
- Физкультура продляет жизнь на 5 лет, но эти пять лет надо провести в спортзале.
- Я тут заболел и долго не пил. Но не помогло.
- Сегодня я тот, за кого я бы вышел замуж.
- Я не еврей, просто на душе тяжело.
Много шуток о современной жизни и Родине:
- Жизнь переменилась круто. Мы любили бесплатно, мы считали в уме: сейчас в это трудно поверить.
- Люблю наше время. Сейчас часы не для времени, а грудь не для младенца.
- Ребята соскучились по тяжелой жизни – они любят природу, падения, преодоления, житье без света, без воды, без еды. Я думал, думал: да я ж так жил 70 лет. Я только не знал, что это экстрим.
- У русских родина всегда есть.
- Первый путь стоять на месте, второй путь лежать на месте, третий путь наш – лежать на правильном пути.
Не обходит стороной и свое звание: в прошлом году сатирик стал народным артистом России.
- Подошел (Владимир Путин. - Прим. ред.), вручает коробочку и вдруг говорит шепотом: «Я соскучился по вам». А я ему: «Так награждайте почаще!»
Ижевская публика реагирует на Жванецкого прекрасно. И он благодарен:
- Люблю инженерную публику. Я по ней соскучился. Я не вру. Для того чтобы врать, нужна память хорошая. И спасибо за понимание.
В антракте все спешат в буфет, вернее, пообщаться.
- Жванецкий прекрасен. Жванецкий хорош, - слышится со всех сторон. - Все-таки его лучше слушать, чем читать. Расставленные акценты, его интонации в словах.
- У меня знакомые работают в отеле, где он живет. Рассказывают, что он там тоже «мочит», - делится слухами один из зрителей.
Второе отделение пролетает незаметно. Михаила Михайловича долго не отпускают со сцены – дарят цветы, подарки (хороший коньяк в пакетике), обнимают. Вообще, поражает его не звездность. Он терпеливо дает насладиться своим обществом, а потом в гримерке фотографируется с поклонниками, раздает автографы и опять много шутит.
Но когда все расходятся, Жванецкий меняется – ощущение, что он грустнеет.
- Я не пускаю новых людей в свою жизнь. И старые отходят. Поэтому телефон может молчать целыми днями. Относятся ко мне странно, говорят: «Я не хотел тебя беспокоить». Звонят Олегу (помощник и пресс-секретарь Михаила Жванецкого), домой, родственникам, но не мне. Всю жизнь питался этим беспокойством - и своим, и чужим. Все описывал, это и кормило меня. И вдруг эти слова. Обидно. Я теряю что-то для себя важное, какую-то новость, состояние человеческое. Поэтому меня надо беспокоить, - настаивает Михаил Михайлович.
И тут же, но уже с удовольствием, рассуждает о стремящейся за границу молодежи.
- Они едут туда не за едой и не за одеждой. Они едут за свободой работы. Это самое главное для человека. Чтоб не командовали, чтоб не было тупых начальников. У нас их больше, чем во всем мире. Они стоят поперек. Ты только начал движение куда-то, и обязательно кто-то стоит. А там этого мало. Там спонсируют молодых: дают гранты для работы, и они сидят около пробирки или компьютера и спокойно работают. И никто над ним не стоит.
А еще Михаил Жванецкий говорит, что превращается в женщину:
- Когда ты пишешь, ты – мужчина. Когда выходишь на сцену, становишься женщиной: получаешь цветы, кокетничаешь, тебя целуют, говорят, какой вы изумительный, и снова целуют. Это чисто женская профессия.
Выясняется, что сатирик приехал в Ижевск, пропустив при этом юбилейный вечер музыканта Юрия Башмета (ему исполнилось 60 лет):
- Звал на концерт Башмет, а я поехал в Ижевск. Помню немного про ваш город. Но тут всегда что-то связано с выстрелами (немного ехидно улыбается). И мотоциклы «Иж» помню прекрасно. Город не видел – как в тот раз, так и в этот. Я в последнее время приезжаю, чтобы показать себя. А начиналось с того, чтоб посмотреть на других. Видимо, такой период.
Немного слов было сказано и об ижевской публике:
- Публика приходит разная. Вот сейчас оружейники ко мне приходили, наговорили столько теплых слов. И я понимаю, кому я помогаю. Я очень соскучился по технической, инженерной и ученой публике (Жванецкий не устает это повторять). Это всегда хорошие мозги. Это люди, которые, казалось бы, разрабатывают оружие, разрабатывают автоконструкции, они прекрасно понимают юмор – и рождают, и оценивают его!
В конце интервью Михаил Жванецкий выдает секрет: рассказывает, что нужно сделать девушке, чтобы ему понравиться:
- Ничего. Быть естественной и ничего не делать. Как только она начнет что-то делать, чтобы понравиться, например, стремиться быть остроумной, уже не то…Лучше всего, чтоб я услышал, как она разговаривает с кем-то, чтобы я увидел, как она передвигается, как она выглядит, когда она разговаривает с кем-то. Тогда во мне что-то сразу (просыпается), очень тянет подойти. Это очень хорошая женская черта: говорить с кем-то, чтобы тот, на кого направлено, это оценил.
Концерт и интервью с Михаилом Жванецким организованы Центральным развлекательным управлением.
Читайте также: Как режиссер ижевского театра загорал с Михаилом Жванецким