Пока физики спорят, возможны ли путешествия во времени, лирики придумали свой способ. Многие из нас мечтают о другой жизни, более яркой и осмысленной. Мы хотим представить ее в деталях, перевоплощаясь в совершенно иных людей. Один из видов таких перевоплощений – реконструкция. И, пожалуй, ни один фестиваль не впечатляет так, как реконструкторский и этнический. Благодаря музыке, историческим танцам, всем видам средневековых «пыток» ты постепенно погружаешься в атмосферу совершенно другой эпохи путем ее достоверного воссоздания.
В этом году «Русь Дружинная» прошла 3-4 августа в деревне Кудрино Воткинского района. Фестиваль стал юбилейным и собрал огромное количество людей со всей России, увлеченных историей своей страны и любящих эпоху Средневековья, воинскую и бытовую культуру Древней Руси, средневековой Европы и Золотой Орды. А сельское поле фестиваля превратилось в город с харчевнями, улицей мастеров и торжищем. Там гостей обучили мирным умениям – средневековым ремеслам, письму, плетению венков, изготовлению горшков и игре в настольные игры древности.
Особенность фестиваля в том, что реконструкция тут переплетена с музыкой. И по-прежнему двумя самыми важными точками притяжения «Руси» остаются реконструкторское ристалище, где на схватку прибыли витязи со всей России, и сцена, где исполнители играют folk-rock, medieval-groov и Modern Folk музыку.
Перенеслись в Средневековье
Путь из ижевской квартиры до средневековой Руси не так далек и в то же время совсем не близок. Начинается он гораздо раньше, чем вы думаете. Сначала нужно подобрать образ, в котором вы будете переноситься в совершенно другую эпоху. И только потом – час езды на автобусе и преодоление огромного пути по полю фестиваля.
Прибыв, участники сразу же погружаются в удивительную атмосферу. И первое впечатление – масштаб. Тут ристалище для схваток, сложенные из бревен башни, деревянный частокол. Это совершенно другой мир. Тут благодаря умелым мастерам создаются уникальные вещи, витязи меряются силой, а кто-то лихо скачет верхом на бравом коне. Вдоль тянется палаточный лагерь, над которым величественно реют знамена и гербы военно-исторических клубов, клубятся дымки костров и доносятся смех и задорные крики детей. Народ тут определенно весел и всегда трезв. Но только до вечера.
И кто же из нас не мечтал увидеть прекрасных леди в длинных платьях, в образах фэнтезийных эльфийских дев с острыми ушами или древнерусских крестьянок, девушек в корсетах и шкурах дичи? А мужчин в образах бравых витязей в кольчугах и доспехах позднего или раннего средневековья, менестрелей, кочевников-мадьяров или скандинавских викингов, объясняющих возле драккара, что такое нож-скрамасакс? Были и скифы, и гусляры. Но главные обитатели «Руси Дружинной» и герои здешних действ – бравые средневековые воины.
Большинство гостей были, конечно, в обычной современной одежде. Но немало и честных реконструкторов, которые сшили себе наряды по всем правилам одеяния былых эпох.
И что может быть занимательнее экскурса в средневековые пытки? Народ в месте истязаний с улыбками на лице рассматривал страшные железные маски, отрубленные топорами «руки и головы». А радостные бабушки и мамы радостно отправляли своих детей в клетки для пыток, на гильотину, на дыбы и «кошачьи когти», пытались казнить друг друга на плахе. Потом так же радостно забирали их оттуда целыми и невредимыми. Хотя некоторые интеллигентные палачи предлагали оставить детишек, однако на это почему-то никто не соглашался.
При входе на территорию фестиваля все становится каким-то особенно необычным и по-своему сказочно притягательным.
Дополняет средневековую картину внешний мир. Вокруг изумрудные густые леса, пасутся кони, а в воде, на заводи речки Июль, отражаются солнечные лучи. Фестиваль не смог омрачить даже мощный ливень.
Рома Мигранов, басист ижевской фолк-группы «Трувер», на фестиваль приезжает уже в девятый раз, и не только выступать, но и чтобы небесполезно провести свое время. За последние годы, делится музыкант, «Русь Дружинная» очень выросла.
«Если несколько лет назад фестиваль был просто местечковым, то сейчас он заметно вырос. Хорошо, что в Удмуртии подобные фестивали цветут и пахнут. Люди идут именно сюда. Из того, что мне понравилось – фолк-группа Mythistory (Мифистори). Куплю своим детям очередное умеренно-бесполезное, но веселое изделие на память. Первый год, когда не жарко. Уже хорошо».
Рома уверен, что фестиваль прививает участникам любовь к фольклорной музыке.
Никита, посетитель фестиваля и историк, признается, что «Русь Дружинная» ему очень понравилась.
«Не так много подобных мероприятий в Удмуртии. Мне, как историку и любителю фэнтези, интересно на это посмотреть. Эти вещи на «Руси Дружинной», в принципе, соседствуют. Приятно, что фестиваль, если угодно, имеет мультикультурный характер. В первую очередь он посвящен средневековой Руси. Но представлены и сообщества реконструкторов, которые восстанавливают средневековые рыцарские ордена. Репертуар музыкальных групп включал сюжеты из фольклора разных народов России и зарубежья. Звучали песни на бретонском, карельском языках и на латыни, воспроизводились сюжеты из сказов Павла Бажова».
Мария на фестивале впервые. И, признается девушка, ей не хватило времени, чтобы вдоволь натанцеваться.
«Фестиваль для меня – хороводы под песни любимых групп, ламбада под группу Gilead, ноющие от танцев ноги и удивительные зрелища. А если грустно и одиноко, холодно и мокро под дождем – вставайте у костра, берите кого-нибудь за руку и вместе пляшите. Все расслабленные, одухотворенные и безумно задорные».
Русь Дружинная
Сердце «Руси Дружинной»
Сердцем фестиваля по-прежнему остается ристалище – просторное поле, обнесенное трибунами со всех сторон, где людям приходилось не только сидеть, но и стоять. Тысячи людей собрались, чтобы увидеть, как славные витязи борются за право стать лучшим бойцом реконструкторского фестиваля.
И это совсем не постановка, которую реконструкторы не очень-то любят. Не для этого они оттачивали свои рыцарские навыки и мастерили по всем канонам свои кольчуги и щиты, учились фехтовать с помощью средневекового меча, а для бугурта. В их руках – огромные округлые щиты, а на ногах – кожаная обувь. На ней подошва отчаянно скользит по полю битвы, шлемы мешают обзору, а щиты буквально «гуляют» в руке. Но коль попал ты в Темные века, забудь, что может быть иначе.
Поединки, как водится, самые зрелищные на фестивале, ведь со всех сторон издаются лязги металла. Бойцы потрясающе фехтуют, но за всем уследить очень уж сложно. Моргнул и уже не понял, кто же кого.
Как только бои закончились, на место профессионалов на ристалище пришли маленькие посетители фестиваля и устраивали свои «поединки» под присмотром родителей.
«Пеной волны спины гнут»
В этом году участники смогли покататься на настоящем драккаре («Так зовут на Руси ладьи»). Уже издалека, с поля фестиваля, видно, как величественная ладья подкрадывается к берегу, взмахивая перьями весел и рассекая воду речки Июль.
Путь туда тоже был не быстрый. Сначала по грязной глинистой тропинке, залитой дождем, нужно спуститься к речке и обойти ее вдоль, чтобы добраться до места назначения. Там вместе с викингами можно было покорить «кудринское море» и даже попробовать грести. Оказалось, что это совсем не легкое дело. Мужчины вышли из ладьи все в поту.
К вечеру на фестивале атмосфера стала особенно удивительной и притягательной. Над Варяжской Дружиной поднялся густой туман. А на заходе солнца поле фестиваля залилось золотым светом.
Торговали чем могли
На главной улице фестиваля развернулись торги с десятками лавок и фудтраков со всякой всячиной – от платьев с вышивкой ручной работы, рубах и лукошек, до керамики, исторических украшений и книг, средневековых мечей и доспехов для детей.
Как только мы приехали на фестиваль, возле всех торговцев стояла огромная толпа народу. Все хотели купить себе что-то на память. Мы, например, купили разные украшения с ладьями, книги, а главной покупкой стало великолепное платье ручной работы из натуральной ткани от мастерицы из Йошкар-Олы.
В лавках в основном привычная нам еда – мороженое, перепечи, шашлыки, травяной чай и табани из русской печи.
Еда на фестивале, как это бывает, дороже чем обычно. По харчевням ходят больше чтобы порадовать себя чем-нибудь вкусным и необычным.
Вечером, после 18:00, все превратилось в таверны. Начали торговать напитками для взрослых – медовухой, пивом и стибнем.
И даже без общей исторической части затягивает атмосфера не просто торгов, а ярмарки, куда раньше тянулись и наши предки из средневековых глубинок.
Мастер-классы от настоящих умельцев
Здесь же, на поле фестиваля, проходили и мастер-классы, ведь сюда приехали не только воины-реконструкторы, но и разные умельцы. Где-то учат каллиграфическому письму, а где-то – плести венки или кольчугу, обтачивать куски дерева, стрелять из лука или мастерить горшки из глины.
За столами буквально совершенно не было свободных мест. Иногда приходилось даже стоять в очереди, чтобы попробовать что-то смастерить. Особенно отрадно было видеть детей, которые тоже участвовали в мастер-классах и оттачивали свое мастерство на площадке фестиваля.
Истинный фолк-рок
Но, как известно, «Русь Дружинная» не только про сражения и мастер-классы, но и, конечно же, про музыку. Это та самая часть, на которую я еду не первый год. В особенности ради группы «Хмельная ворга», авторские песни и музыка которой – это славяно-скандинавский фольклорный сплав. Их песни исполняются на древних европейских и скандинавских языках. А еще – ради medieval-groove (средневековый грув) и folk-rock группы Gilead. Определенно, многие приезжие участники ждали именно их выступления и выступление группы «Сколот».
У всех групп был уклон в славянский и скандинавский фолк.
Даже организаторы в этом году отметили, что зрителей на выступлениях групп сильно прибавилось. Они огромным массовым потоком тянулись к сцене, танцевали, плавно двигаясь под истинный фолк, звонко пели песни любимых групп и кружились в хороводах.
Местные же группы, «Трувер» и «Сны саламандры», уже так горячо любимые участниками, выступали на второй день фестиваля.
Стоит отметить, что в этом году почему-то запретили слэм. Участники уже настроились, как их вдруг приструнили. Но circle pit (бег по кругу) и мош никто не отменял.
Все уже давно уехали домой, разъехались по городам нашей необъятной России, разбрелись по своим домам и квартирам. Но так хочется вернуться на фестиваль, вновь окунуться в средневековую сказку. Благодаря «Руси Дружинной» мы можем хоть ненадолго прикоснуться к истории.