9 мая 2025 14:00
Культура

«Рослый»: нетипичная военная драма о выдающемся советском генерале в эпицентре политической бури

Иван Рослый в исполнении актера Кирилла Зайцева. Фото: Кинопоиск
Иван Рослый в исполнении актера Кирилла Зайцева. Фото: Кинопоиск

Каждый год к 9 мая сад российской киноиндустрии распускается десятками фильмов и сериалов про Великую Отечественную войну. Сюжеты большинства из них традиционно-гомеровские: советские военные защищают крепость, возвращаются домой на трофейном немецком танке, раскрывают хорошо законспирированную сеть шпионов.

В 2025 году кинокомпания «Миррен-Фильм» решила отступиться от устоявшегося канона фильмов к 9 мая и сняла четырехсерийную военно-политическую драму о не самом известном советском генерале – «Рослый» (16+). Насколько интересной получилась экранизация жизни Ивана Рослого – читайте в нашей рецензии.

Иван Павлович Оппенгеймер

Если бегло прочитать биографию военачальника Ивана Павловича Рослого, то даже неопытный взгляд наверняка зацепится за немаловажную деталь. Начавший свою карьеру в армии еще в 20-х годах прошлого века Рослый, прошедший несколько войн и бравший Берлин, был отправлен в запас в 1961 году. Обстоятельствам столь стремительной отставки еще не старого, но опытного боевого генерала и посвящена основная часть картины.

С экранным Иваном Рослым (Кирилл Зайцев) мы знакомимся в Военной академии имени Фрунзе. На дворе 1939 год. Главный герой, уже имеющий за плечами опыт боев в Польше, читает лекцию советским офицерам и намекает на отсталость военной доктрины СССР, а также на скорый конфликт с Германией, куда лучше подготовленной к войне. Лекцию прерывает политический работник Пашаев (выделяющаяся на фоне остальных работа актера Сергея Векслера) лозунгами о непобедимости Красной армии. Этим он не ограничивается и за смелые речи ссылает Ивана Рослого на фронты только разгорающейся советско-финской войны. Но там Рослый выполняет все поставленные задачи, чтобы вернуться и, прорываясь через паутину политических интриг, приступить к командованию войсками в наступившей Великой Отечественной войне. 

Рослый 3.jpg
Тихое противостояние советского генерала Рослого и одной из партийных «шишек» Пашаева проходит красной нитью через весь фильм. Фото: Wink

Режиссер-дебютант Николай Никитин от серии к серии слишком стремительно переносит зрителя из кабинетов различных министерств в гостиные главных героев, а затем и на поле боя. Каждую из четырех серий открывают и закрывают эпизоды из 1957 года, времен заката военной карьеры главного героя. Даже после взятия Берлина бой Ивана Рослого продолжается. Но теперь это бой со своею совестью, ведь его всячески вынуждают оклеветать маршала Победы Георгия Жукова.

В череде сцен и смен временных отрезков даже неискушенный зритель увидит схожесть «Рослого» с «Оппенгеймером» (18+) Кристофера Нолана, совсем недавно собравшем кучу «Оскаров». Как и нолановский герой, Иван Рослый на протяжении жизни разрывается между тяготами военного ремесла, непростыми отношениями с любимыми женщинами и политическими интригами. Вот только история героя Нолана четко разделена темпом повествования и даже цветом картинки на энергичную молодость героя (времена создания атомной бомбы) и зрелость, когда Оппенгеймера, одного из авторов победы в войне, предает своя же страна.

Главный герой «Рослого», несмотря на проигранные битвы, измену жены, давление членов партии, всегда остается собой. Чуть сдвинув к переносице брови, он с одинаковой интонацией и мимикой разговаривает с другом-предателем, отчитывает дочь, поздно вернувшуюся с учебы, командует войсками в битве. Возможно, Иван Рослый был таким и в жизни, но его экранному воплощению такая маска не идет и не добавляет персонажу глубины.

Океан глубиною в лужу

За что точно можно похвалить авторов «Рослого», так это за амбиции. В четырех сериях кинематографисты уместили не только 20 лет жизни советского военачальника вместе со всеми его битвами и семейными драмами, но и вплели в повествование несколько дополнительных сюжетов и героев. Вот только фильму они скорее мешают.

Рослый 2.jpg
«Рослому» как военному фильму очень не хватает общих планов. Большинство событий картины происходят в закрытых помещениях и сняты крупным планом. Фото: Wink

В нескольких сериях нам показывают немецкого генерала фон Клейста. Именно ему Иван Рослый успешно противостоял на Кавказе. Клейст появляется на экране, успевает произнести несколько реплик о стойкости русских солдат, чтобы навсегда исчезнуть за кадром. Фильму он нужен как телеге пятое колесо. За минуты экранного времени авторы даже не пытались слепить из него ни достойного противника главного героя, ни хотя бы карикатурного злодея (главные антагонисты картины очерчены еще в первой серии, и это не немцы).

Или, например, ближе к концу картины зрителю показывают послевоенный быт Рослого. В его семье трое детей. Двоим из них режиссер уделил хоть сколько-то экранного времени, а вот как зовут третьего ребенка, зритель так и не узнает.

Есть в сериале и удачные примеры второстепенных персонажей. В полку Ивана Рослого служит молодой связист. На фронт он отправился после того, как его за бесталанность забраковали в консерватории. Свой главный в жизни концерт солдат в итоге сыграет на трофейном фортепиано в стенах Рейхсканцелярии в Берлине. Вот только трогательная история красноармейца растянута на четыре серии, никак драматически не акцентируется и фоновым шумом мельтешит между историями главных героев картины.

В итоге задуманная как эпическое полотно кинобиография советского генерал-лейтенанта Ивана Павловича Рослого к финалу больше походит на потрепанное лоскутное одеяло, лоскуты которого к тому же собирались со случайных прохожих.

Но даже в таком виде «Рослый» остается важной работой-памятником одному из творцов победы в Великой Отечественной войне. 

Посмотреть «Рослый» можно прямо сейчас на сервисе Wink