Top.Mail.Ru
24 января 2025 20:00
Культура

Оскар-2025: знакомимся с номинантами на главную кинонаграду планеты

И держим кулачки за Юру Борисова

Юра Борисов первым из российских актеров номинирован на «Оскар». Фото: Википедия
Юра Борисов первым из российских актеров номинирован на «Оскар». Фото: Википедия

23 января американская киноакадемия представила номинантов на премию «Оскар». Для российского зрителя академики подготовили отдельный сюрприз и номинировали Юру Борисова. 32-летний актер первым из наших соотечественников может получить «Оскар» в одной из главных номинаций.

Церемония награждения пройдет 3 марта. У любителей кино есть достаточно времени, чтобы лучше присмотреться к другим номинантам на «Оскар». Подробнее о них в обзоре IZHLIFE.   

Анора (18+)

Борисов Кинопоиск.jpg
«Анора» самый «легкий» фильм из всех оскаровских номинантов, этим картина и подкупает зрителей и кинокритиков. Фото: Кинопоиск

«Анора» – самый русский фильм наградного сезона и самая успешная работа американского независимого режиссера Шона Бэйкера. Картина уже получила главный приз на Каннском кинофестивале и теперь претендует еще и на все главные «Оскары».

Как и в предыдущих своих фильмах, Бэйкер в «Аноре» отстраненно наблюдает за светлыми мечтами людей, вынужденных зарабатывать на жизнь сексуальными услугами, которые непременно разобьются о суровую реальность. Стриптизершу Анору (Майка Медисон) забирает из клуба на Манхэттене сначала к себе домой, а потом и замуж эксцентричный сын русского олигарха Иван (Марк Эйдельштейн). Родители Ивана против такого союза и оперативно снаряжают пеструю группу переговорщиков, которые должны расторгнуть брак.

В двухчасовой «Аноре» слишком много ярких красок, достаточно динамики и шуток, чтобы аудитория не заскучала до самого финала. Зрителям из России картину пропускать не рекомендуется еще и из-за яркой роли Юры Борисова, сыгравшего чуткого и местами трогательного гопника-решалу. Отметить стоит и персонажа Карена Карагуляна – любимчика Бэйкера. Дуэт Карагуляна и Борисова генерирует большинство удачных шуток «Аноры».

«Анора» слишком легковесная в сравнении с конкурентами. Фильм вряд ли получит главный «Оскар», но кулачки за Юру Борисова держать стоит, он номинирован на приз за лучшую мужскую роль второго плана. Сам Бэйкер претендует на награды лучшему режиссеру и автору оригинального сценария, Майку Медисон представили в номинации «Лучшая женская роль».

Посмотреть «Анору» можно на Кинопоиске.

Бруталист (18+)

Новый фильм 36-летнего режиссера Брэйди Корбета с первых кадров обрушивается на зрителя эпической монументальностью, свойственной лучшим литературным романам. Подобные кинороманы, особенно посвященные мигрантской теме, на «Оскаре» любят. Это и делает «Бруталиста» главным претендентом на награду за лучший фильм.

Бруталист Ютууб.jpg
«Бруталист» самый масштабный фильм «Оскара» 2025 года. Фото: YouTube

Картина рассказывает историю пережившего Холокост венгерского еврея Ласло Тота (Эдриан Броуди). Когда-то на родине он работал архитектором, но вынужден был бросить профессию и эмигрировать из разоренной войной Европы в США. «Страна возможностей» встречает Тота испытаниями, схожими с пережитыми на родине ужасами. 

Рассказывать о сюжете «Бруталиста» подробнее – преступление. Без малого четырехчасовое полотно все равно не получится разглядеть беглым взглядом, изучать его следует в задуманном Корбетом темпе. К тому же режиссер мастерски держит ритм и подкидывает шокирующие зрителя сюрпризы в виде новых героев и новых обстоятельств их биографий. Фильм (явно не случайно) рифмуется с другой знаковой картиной про Холокост – «Пианистом» (18+). И у Полански, и у Корбета Эдриан Броуди своим талантом загораживает недостатки режиссерской работы и сценарные огрехи. «Бруталиста», как и «Пианиста», стоит смотреть хотя бы из-за этого выдающегося артиста.

«Бруталист» претендует на награды за режиссуру, оригинальный сценарий, операторскую работу, а также на главный «Оскар». С немалой долей вероятности приз за лучшую мужскую роль заберет Эдриан Броуди, а статуэтка за лучшую мужскую роль второго плана достанется Гаю Пирсу (у Юры Борисова шансов тут мало).

Фильм пока никак не продвигался в России, посмотреть его у нас можно только на пиратских ресурсах. 

Конклав (18+)

Преступно прошедший почти незамеченным в российском прокате «Конклав» – новая работа Эдварда Бергера и один из лучших фильмов 2024 года. Три года назад немецкий режиссер громко пошумел своей экранизацией «На западном фронте без перемен» и вернулся с более размеренным и камерным триллером о природе власти.

Конклав Кинопоиск.jpg
«Конклав» соблазнительно предлагает зрителю заглянуть в закулисье Ватикана. Фото: Кинопоиск

Все главные события фильма крутятся вокруг процедуры избрания нового Папы Римского. Прежний понтифик перед стремительной кончиной лично попросил кардинала Лоуренса (блистательная работа Рэйфа Файнса) проконтролировать процесс голосования. В Сикстинской капелле со всех уголков планеты собираются более 100 главных служителей Католической церкви. Ее стены они не покинут, пока один из претендентов не наберет две трети голосов.

Ограниченное пространство очень идет картине Бергера. Два часа немолодые мужчины в сутанах шаркают обувью по мрачным коридорам, плетут интриги, трясут шкафы друг друга в поисках скелетов и приближают фильм к таким шедеврам разговорного кино, как «12 разгневанных мужчин» (16+). Во второй половине «Конклав» и вовсе перевоплощается в клаустрофобический триллер, а финал, немного нелепый для такого кино, оглушительно и неожиданно обрушивается на головы зрителей.

Главная сила «Конклава» в размеренном почти театральном повествовании, где все внимание фокусируется на актерах. А в фильме выдающихся артистов предостаточно. Помимо Файнса, в «Конклаве» сыграли Стэнли Туччи, Джон Литгоу и даже сама Изабелла Росселлини.

У Рэйфа Файнса есть неплохие шансы с третьей попытки получить долгожданный «Оскар» за лучшую мужскую роль. На награду претендует и Изабелла Росселлини (лучшая женская роль второго плана). Картина представлена в категориях «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий». Работу художников по костюмам также отметили номинацией за лучший дизайн.

Весьма ограниченный российский прокат «Конклава» завершился еще осенью. В России фильм сейчас можно посмотреть только нелегально.  

Субстанция (18+)

 Натуралистичностью хоррор француженки Корали Фаржа оглушительно прошел в прокате благодаря своей рекламной кампании и был замечен американской киноакадемией.

Субстанция Кинопоиск.jpg
«Субстанция» самый яркий и одновременно пугающий фильм киносезона. Фото: Кинопоиск

Фильм рассказывает о стареющей звезде Голливуда (Деми Мур), которая не хочет мириться с возрастными изменениями и начинает принимать предложенный незнакомцами препарат. Благодаря инъекции методом почкования на свет появляется молодая, идеальная версия актрисы (Маргарет Куэлли). Жить сразу в двух телах героиня не может и должна менять их каждую неделю. Проблема одна – как побороть соблазн ежедневно демонстрировать окружающим лучшую версию себя?

«Субстанция» с холодным цинизмом давит на болевые точки современного зрителя  – всеобъемлющий культ молодости, искаженная медиа и соцсетями действительность, испепеляющая психику гонка за успехом. Поднятые в фильме темы пугают куда сильнее, чем временами очень шокирующие кадры.

Сыгравшая главную роль в «Субстанции» Деми Мур буквально прожила своего персонажа. Еще в молодости актриса перенесла несколько неудачных пластических операций и, как она сама заявляла в интервью, начала с тех пор ненавидеть свою внешность. Актриса абсолютно заслуженно претендует на «Оскар» за лучшую женскую роль.

Корали Фаржа тоже номинирована на статуэтки как лучший режиссер и автор оригинального сценария, а ее работа претендует на звание лучшего фильма года.

«Субстанция» доступная для просмотра на Кинопоиске

Эмилия Перес (18+)

Испаноязычный мюзикл француза Жака Одияра претендует сразу на 13 «Оскаров». Такое количество номинаций можно объяснить лишь одним – «Эмилия Перес» вобрала в себя все, что волнует крикливое меньшинство из США.

Перес Кинопоиск.jpg
«Эмилия Перес» – лидер по номинациям на «Оскар». Картина претендует сразу на 13 статуэток. Фото: Кинопоиск

Центральная фигура фильма – лидер мексиканского наркокартеля, который хочет радикально изменить свою жизнь посредством смены пола и уехать из страны. Помогает ему в этом угнетаемая мужчиной-начальником адвокат (Зои Салдана). Герои картины два часа песнями и танцами поднимают проблемы самоидентификации, эмиграции и тяжелой жизни в Мексике. 

В истории «Оскара» уже были фильмы, которые подыгрывали сиюминутной политической повестке и получали за это призы. Теперь их можно отыскать разве что в самых темных уголках стриминговых сервисов. «Эмилия Перес» попросту смотрится вторично на фоне соседей по списку номинантов на «Оскар». Про иммиграцию, власть ради власти и непринятие себя куда лучше рассказали авторы «Бруталиста», «Конклава» и «Субстанции».

Коротко о других номинантах

«Дюна: часть вторая» (12+)

Новая работа Дени Вильнева – яркий пример его творческого регресса. С большими бюджетами и всемирной известностью канадский режиссер растерял свой главный дар: выстраивать визуальное повествование. Если в его лучших работах («Пленницы» (18+), «Пожары» (18+) зрители по одному кадру могли узнать о персонаже больше, чем из десятка строк сценария, то «Дюна» годится в этом плане разве что для демонстрации возможностей современных телевизоров.

Вторая часть «Дюны» представлена в номинации на лучший фильм, но шансы получить награду у нее призрачные. За набор красивых, но бессодержательных картинок главные «Оскары» обычно не дают. Фильм тем не менее может получить свои награды от киноакадемии за визуальные эффекты и лучший звук.

«Носферату» (18+)

Экранизация романа Брэма Стокера про самого известного в мире вампира графа Дракулу получила скромные 4 номинации на «Оскар», в основном технические – за грим и костюмы. Американские киноакадемики явно недооценили картину. Фильм вышел в мировой прокат несколько недель назад, но уже успел собрать хорошую кассу и толпу захлебывающихся от похвалы критиков.

Носферату.jpg
С большой любовью пересказанный классический «Носферату» смело можно назвать главным киноразвлечением года. Фото: Кинопоиск 

Новый фильм Роберта Эггертса – местами покадрово переснятый римейк картины Фридриха Вильгельма Мурнау. 100 лет назад немецкий режиссер в своей работе подружил кинематограф и экспрессионизм. В 2024 году Эггертс с явным успехом пытается подружить современного зрителя с одним из главных фильмов в истории кино, пусть и в качестве пересказа.

«Носферату» – главное киноразвлечение сезона. Благо в России его можно свободно посмотреть на Rutube.

«Никому не известный» (18+)

Редкий «Оскар» отсается без кинобиографий. Вот и в 2024 году сразу в нескольких номинациях представлен байопик о Бобе Дилане. Американского барда в картине играет Тимоти Шаламе. За режиссуру отвечает Джеймс Мэнголд. «Никому не известный» совсем недавно вышел в мировой прокат и посмотреть его в России пока негде.