Top.Mail.Ru
9 марта 2024 12:32
Культура

Оскар-2024: Барбигеймер, новые высоты Ди Каприо и вероятная статуэтка Эммы Стоун

Обзор самых значимых претендентов на кинонаграды

Все претенденты на главные награды Оскар-2024 в нашем обзоре. Фото: Кинопоиск
Все претенденты на главные награды Оскар-2024 в нашем обзоре. Фото: Кинопоиск

Совсем скоро, в ночь на 11 марта, состоится очередная церемония вручения главной, хоть и утратившей былую популярность кинонаграды в мире. По традиции, в театре «Долби» среди красных дорожек, вспышек сотен камер и ослепительных улыбок знаменитостей члены Американской киноакадемии огласят свою версию лучшего фильма, лучшего режиссера и лучших актеров года.

IZHLIFE подготовил обзор самых главных фильмов церемонии, претендующих на Оскар.

«Оппенгеймер» (18+)

Оппенгеймер.jpg
Киллиан Мерфи в роли Оппенгеймера. Фото: Кинопоиск

Последние годы Кристофер Нолан, бесспорно главный на сегодня мегаломан мирового кинематографа, неуклюже пытался перенести на экран учебник физики и рассказать об отдельных эпизодах Второй мировой войны. Новый фильм кинематографиста – экранизированная биография физика Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мерфи), создателя атомной бомбы, – казалось бы, тематически должен объединить две его последние работы, и нам снова пришлось бы наблюдать многомиллионный пересказ отдельных статей Википедии. К счастью, это оказалось не так.

В «Оппенгеймере» остались все любимые нолановские приемы: нелинейное повествование, оглушающий саундтрек, страсть к неодушевленным объектам, но работать они начали в какой-то  сложно объяснимой гармонии. Повествование постоянно перепрыгивает из прошлого в настоящее и будущее ученого, вплетая в сюжет новые линии и героев. Первые испытания атомной бомбы сняты так, что оправдывают остальные эпизоды картины, временами слишком затянутые.

Но, самое главное, на этот раз Нолан уделил своему герою чуть больше времени, чем черной дыре, и перед зрителями в лице Оппенгеймера предстал грандиозный портрет эпохи, вместившей в себя главную войну в истории человечества, ядерный холокост, гонку вооружений, охоту на коммунистов в маккартистской Америке.

«Оппенгеймер» пока самый внятный и главный фильм в фильмографии Нолана, заслуженно получивший 13 номинаций на Оскар. Картина рискует собрать статуэтки за лучшую режиссуру, лучшие мужские роли (первого и второго плана) и лучший фильм.

«Убийцы цветочной луны» (18+)

Убийца.jpg
Прошлые тандемы Скорсезе и Ди Каприо почти всегда означали Оскар. В «Убийцах» к ним на помощь пришел еще и Де Ниро. Фото: Кинопоиск  

Новая работа классика мирового кинематографа Мартина Скорсезе по трейлерам ловко пыталась казаться детективом. Место и время действия – округ в штате Оклахома, США, после Первой мировой войны. Бросовые земли, куда когда-то насильно переселили индейцев племени осейдж. В начале XX века там нашли много нефти, и местные коренные американцы вмиг разбогатели. Вместе с богатством в племя пришел страх – самые видные его члены начали регулярно умирать не своей смертью.

За три с половиной часа зрители успеют проникнуться драмой осейджей и узнать их трагическую долю благодаря актерскому дуэту главных любимчиков Скорсезе – Роберту Де Ниро и Леонардо Ди Каприо. Под завораживающий саундтрек и панорамное описание быта племени главный герой в исполнении Ди Каприо перевоплотится из грубоватого, но симпатичного простака в настоящего монстра, заставляя зрителя испытать весь спектр эмоций – от сожаления до ненависти. После тарантиновского «Однажды в… Голливуде» и скорзесовского же «Волка с Уолл-стрит» звание главного актера Голливуда окончательно закрепилось за Ди Каприо, но в новой своей работе он не стал засиживаться на актерском Олимпе и устремился к звездам.

Если «Убийцы цветочной луны» станет последней картиной в фильмографии 81-летнего Скорсезе, пусть даже не получив Оскар ни в одной из десяти номинаций, она запомнится как грандиозный финал великого режиссера.

«Американское чтиво» (18+)

Чтиво.jpg
 «Американское чтиво» – очень смелый дебют, затрагивающий актуальные для Северной Америки темы. Фото: Кинопоиск 

Среди картин именитых кинематографистов на «Оскаре-2024» сложно разглядеть темную лошадку – режиссерский дебют сериального сценариста Корда Джефферсона. А внимания «Американское чтиво» более чем достоин.

Фильм рассказывает о чернокожем профессоре литературы Телониусе Эллисоне (Джеффри Райт), которого близкие называют просто Монк. Преподавая в университете, главный герой грезит о карьере серьезного писателя и работает над переосмыслением трагедии Эсхила, но издательства возвращают ему рукопись под предлогом того, что книга не соответствует «афроамериканскому опыту».

Героя начинают преследовать бытовые трагедии: увольнение с работы, болезнь матери, сложные отношения с близкими. В приступе невротической ярости Монк садится за свою новую книгу – роман о чернокожем гангстере из гетто, снабженный сценами насилия, приема наркотиков и сленгом. Книга тут же становится популярной, издательство предлагает писателю многомиллионный контракт.

Картина Джефферсона не замыкается в узких рамках популярной в Голливуде в последние годы сатиры на расовую тематику (оскароносные картины Джордана Пила и Спайка Ли), а переходит во второй половине в сентиментальную семейную драму о герое, который рушит все сложившиеся десятилетиями культурные стереотипы.

У «Чтива» всего пять номинаций, но высокие оценки среди зрителей и критиков. Такое единодушие в последнее время встретишь нечасто.

«Барби» (18+)

Барби.jpg
«Барби» собрал в прокате более 1 млрд долларов и заслуженно считается самым «народным» фильмом из всех номинантов. Фото: Кинопоиск  

Любимица американских киноакадемиков Грета Гервиг в своем новом фильме оживила знакомые всему миру куклы, собрав в кинотеатрах огромную фанбазу пластиковой блондинки и миллиард долларов. Режиссер попыталась донести до зрителя феминистический манифест и в то же время яркими красками высказать протест против корпоративного феминизма. Вышло не слишком убедительно.

Все удачные шутки «Барби» компактно умещаются в двухминутном трейлере, в остальное экранное время герои Райана Гослинга и Марго Робби танцуют и восстанавливают матриархат в Барбиленде.

Картине Гервиг не грозит Оскар ни в одной из главных 8  номинаций, в которых она представлена. Но волна мемов, которую породил фильм, достойна приза зрительских симпатий.

«Бедные-несчастные» (18+)

Бедные.jpg
В картине Лантимоса героиня Стоун раскрывается во многих контрастных сценах, а ее танец способен затмить хит Ортеги из «Уэнздея». Фото: Кинопоиск

В альтернативном фантастическом Лондоне живет ученый (Уильям Дефо), практикующий, будто булгаковский профессор Преображенский, странные эксперименты с пересадками разных частей животных. Однажды к нему на стол попадает прыгнувшая в реку девушка (Эмма Стоун). Чтобы спасти гостью своей операционной, ученый пересаживает героине мозг ее нерожденного ребенка. Героиня картины, будто Шариков, начинает жадно познавать окружающий мира глазами младенца. Мир встречает ее несправедливостью, лицемерием, жестокостью. Героиня Стоун по мере социального взросления начинает видеть окружающих уже «мужскими» глазами.

Йоргос Лантимос, режиссер картины, играл на поле социальной фантастики, но слепил более внятный феминистический манифест, чем крикливая работа Гервиг. Из 11 номинаций «Бедные-несчастные» вряд ли удостоятся хотя бы половины статуэток, слишком уж по-европейски смелой получилась картина для все еще консервативного Оскара, но своего зрителя она точно найдет. А вот Эмма Стоун смело может рассчитывать на награду за лучшую женскую роль.

«Зона интересов» (18+)

Зона.jpg
Теплым цветом и широкими планами Глейзер рассказывает об ужасах холокоста. Фото: Кинопоиск

Десять лет назад британский режиссер Джонатан Глейзер взбудоражил критиков своей картиной «Побудь в моей шкуре», в которой инопланетное существо в виде Скарлетт Йоханссон устраивало локальный геноцид жителей Земли, засасывая их в темную биомассу. В 2023 году режиссер вернулся на большие экраны с новым, более осязаемым хоррором. 

«Зона интересов» рассказывает о быте на первый взгляд типичной немецкой семьи сороковых годов прошлого века. Нетипичной семью делает ее глава – комендант концлагеря Освенцим Рудольф Гесс.

Фильмов о холокосте снято много, многие из них получали свой Оскар. Их авторы предлагали нам смотреть на трагедию глазами жертв, сочувствующих и палачей, но всегда это происходило на грани нервного срыва. Сцена прогулки по опустевшим улицам Варшавы в «Пианисте» Полански или финальный монолог спилберговского Шиндлера мало кого оставят равнодушным.

Глейзер же намеренно отстраняется от происходящих в историческом контексте событий и превращает рассказ о коменданте лагеря смерти и его близких в своеобразное реалити-шоу. Семья Гесса занимается повседневной рутиной, отец белокурых детей уходит на работу, но мы вместе с камерой покорно дожидаемся его возвращения в привычный быт, о происходящем на его «работе» мы можем только догадываться. Но самый ужас и кроется в этой повседневности – жена коменданта примеряет новые вещи, недавно снятые с узников, дети на полу играют чьими-то зубами, на фоне семейной идиллии из печных труб Освенцима валит дым.

«Зона интересов» претендует на 5 Оскаров, в том числе на статуэтку за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший международный фильм.

«Оставленные» (18+)

Оставленные.jpg
«Оставленные» – самый по-семейному добрый номинант Оскара-2024. Фото: Кинопоиск

На дворе американской школы-интерната 1970-й год, канун Рождества. Все его обитатели уезжают к близким. В стенах заведения остается 17-летний Ангус, чья мать предпочла отпуск с любовником компании сына, повариха и престарелый профессор античной истории, тихо оплакивающий смерть сына во Вьетнаме.             

Постановщик картины Александр Пэйн, постоянный оскаровский номинант, мастерски рассказывает истории забытых и потерянных людей (его «Небраска» чудом в свое время не получила статуэтку). Истории своих героев режиссер очищает от сентиментальной шелухи и дарит даже самым забытым и оставленным из них надежду.

У фильма 5 номинаций на Оскар. Исполнитель роли профессора Пол Джаматти – один из главных претендентов на приз за лучшую мужскую роль.

Коротко о других номинантах

«Маэстро» (18+)

Актер Бредли Купер вновь пробует себя в режиссерском кресле. Он же исполняет главную роль в своем фильме – композитора Леонарда Бернстайна. Творческому пути пианиста в ленте места уделено мало, Купер сосредоточился на душевных переживаниях музыканта. Из «Маэстро» получился стандартный байопик – частый гость в шорт-листах оскаровских номинантов. Обычно большие награды, за редким исключением, обходят такие картины. У фильма 7 номинаций на Оскар.

«Прошлые жизни» (16+)

История девочки, которую родители привезли из Южной Кореи в Канаду. На родине у нее остались друзья и первая любовь. Повзрослев и сменив место прописки, героиня находит того самого мальчика в соцсетях. Общение ограничивается обрывками фраз. Встретятся герои только спустя еще 12 лет.

«Прошлые жизни» – режиссерский дебют Селин Сон. У фильма две номинации на Оскар.

«Анатомия падения» (18+)

В центре сюжета новой картины Жюстин Трие писательница, живущая в доме где-то в Альпах вместе с мужем и лишенным зрения сыном. Однажды супруг героини выпадает из окна, все подозрения падают на нее.

Картина Трие из триллера превращается в судебный детектив, потом перевоплощается в семейную драму. Свою главную награду – Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля – фильм уже получил. Теперь картина претендует на 5 Оскаров