28 июня 2025 16:02
Культура

«О, Мандрагора, что со мной стало?»: незавершенную оперу Петра Чайковского «Мандрагора» представили на сцене Ижевска

В Ижевске представили оперу «Мандрагора». Фото: Данил Иванов
В Ижевске представили оперу «Мандрагора». Фото: Данил Иванов

Опера «Мандрагора» (6+) композитора Петра Чайковского не была закончена им при жизни. Но сегодня, когда ИИ стремительно проникает во все сферы, произведение смогли дописать нейросети совместно с композитором Петром Дрангой. И спустя 155 лет с момента создания «Мандрагоры», ижевчане под открытым небом смогли увидеть, как современные технологии возвращают к жизни замыслы из прошлых эпох. Как это было? Рассказываем в нашем материале.

Несостоявшийся оперный замысел Чайковского: немного истории «Мандрагоры»

Когда-то известный ученый ботаник и математик Сергей Рачинский, поддерживавший дружеские отношения с Петром Чайковским, настойчиво предлагал композитору создать оперу, где центральным образом стало бы растение мандрагора. Однако этот творческий проект так и не был до конца реализован композитором при жизни.

Биограф Сергея Рачинского Иван Баврин писал, что опера «Мандрагора» стала «символическим памятником дружбы великого композитора и профессора ботаники».

Рачинский вошел в историю отечественной науки как один из первых популяризаторов и последователей дарвиновской теории эволюции. При этом он являлся глубоким знатоком и страстным поклонником немецкого романтического искусства. Кроме того, он сам был поэтом и прозаиком, творящим для узкого круга ценителей.

Mandragora autumnalis (мандрагора) – ядовитое растение, известное с древних времен. Его корень часто принимал причудливые антропоморфные формы, напоминающие человеческое тело, что породило множество мистических поверий. Именно эта особенность стала причиной, по которой растению приписывали сверхъестественные свойства и магическую силу в различных культурах. Вспомнить хотя бы известный корень Мандрагоры из «Гарри Поттера» (6+), который выглядел как маленький человечек и истошно кричал. Он вовсе не был фантазией Джоан Роулинг, ведь растение существует в действительности. .

IMG_5015.jpg
Млада в исполнении Альбины Гордеевой. Фото: Данил Иванов

Несмотря на то, что в 1869 году Чайковский в знак дружеского расположения к Сергею Рачинскому приступил к работе, его усилия ограничились созданием лишь шестиминутного музыкального фрагмента под названием «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь». Других авторских материалов, связанных с этой оперной затеей, в наследии композитора не сохранилось.

Друзья же всячески отговаривали Чайковского заканчивать оперу, уверяя, что она не принесет успеха.

Так писал Чайковский своему брату Модесту о «Мандрагоре»:

«Любезный брат Модя. Полагаю, милый брат, что ты не сердишься за мое долгое молчание и веришь в мое родственное расположение, которое я тебе не раз оказывал. У нас здесь гостили Балакирев и Корсаков. Они проехались напрасно; концерт, которым Балакирев должен был управлять, не состоялся, так как зала была занята. Мы, разумеется, каждый день виделись. Балакирев все больше и больше начинает меня обожать, так что я, наконец, не знаю, как его отблагодарить за всю эту любовь. Корсаков посвятил мне очень хорошенький романс, проданный им Юргенсону. Им обоим очень нравится моя увертюра, которая и мне тоже нравится.

Кроме этой увертюры, я еще написал хор насекомых из оперы «Мандрагора», сюжет которой тебе, кажется, известен; он сделан Рачинским. Я было решился приняться за это либретто, но приятели отговорили, доказывая, что опера выйдет несценичная. Теперь Рачинский же готовит мне очень интересный сценарии под названием «Раимонд Люллии». 

IMG_5165.jpg
Ижевчане смогли насладиться живым исполнением. Фото: Данил Иванов

Рыцарь, цветок и жертвенная любовь: о чем эта опера

Отважный рыцарь (храборь) Велес, страстно желающий завоевать сердце красавицы Млады, отвергнувшей его любовь, выбирает опасный путь. Ему известно древнее предание. В волшебном лесу в Иванову ночь свои лепестки распускает таинственное растение, корень которого исполняет желания.

В купальскую ночь он добывает волшебный корень мандрагоры и надеется с его помощью осуществить мечту. Однако судьба преподносит рыцарю внезапный поворот: вместо ожидаемого колдовского помощника из земли, буквально из цветка Мандрагоры, появляется прекрасная девушка. Ее чувства к рыцарю оказываются искренними и глубокими. Уже в этой завязке понятно, что кому-то придется пожертвовать собой.

Велес приводит невесту в деревню. Но магическая встреча оборачивается испытанием для обоих: новоявленная красавица, воплотившаяся из цветка, готова на величайшую жертву ради счастья своего избранника. Ее любовь становится проверкой и для рыцаря, и для всех участников этой необыкновенной истории.

Вот так, уже после смерти Чайковского, сюжет «Мандрагоры» был кратко изложен Рачинским в письме от 6 апреля 1898 года к брату композитора Модесту Ильичу:

«Рыцарь влюблен в прелестную даму, которая отвергает его любовь. Праздник в замке. Менестрель поет о всесильной мандрагоре, волшебном корне, о котором упоминается еще в Библии. Рыцарь отправляется в таинственный сад добывать мандрагору. Ночь. Инкантация. Расцветает мандрагора. Рыцарь вырывает ее с корнем – это оказывается заколдованная красавица, которая, конечно, тотчас в него влюбляется, и, в виде пажа, привязывается к его стопам. После целого ряда перипетий рыцарь влюбляется в другую женщину, а несчастная Мандрагора снова обращается в цветок».

IMG_5118.jpg
Алина Черташ, исполнившая партию Мандрагоры. Фото: Данил Иванов

 «Мандрагора» в Ижевске: грандиозное шоу Театра оперы и балета

В постановке «Мандрагора», которая прозвучала на Центральной площади Ижевска, объединились более ста артистов: блистательные солисты, великолепные хоровые группы и величественный симфонический оркестр Удмуртии. В состав оркестра вошли и юные музыканты – хор мальчиков «Concordium» ДШИ №9.

Магию спектаклю придавали современные технологии. Особенностью постановки стало масштабное использование видеомэппинга (3D-проекция на физический объект). На огромном экране оживали фантастические образы и сюрреалистичные картины оживших растений.

Проект успешно соединил классическое оперное искусство с современными мультимедийными технологиями. Зрители стали свидетелями революционного подхода к представлению, на реализацию которого бросили всю мощь искусственного интеллекта. Нейросеть GigaChat отвечала за разработку либретто (текста музыкально-сценического произведения) и сюжетных линий, Kandinsky создавал визуальные образы для декораций, а SymFormer занимался музыкальным сопровождением.

И хотя результат получился спорным, нельзя не признать: трехчастная структура сохранила каноны оперной драматургии. Так, под экзотичными языческими образами древних славян легко угадывается тот самый классический оперный сюжет о любовном треугольнике – традиционное противостояние сопрано и меццо-сопрано за внимание кавалера.

IMG_4914.jpg
Фото: Данил Иванов

Визуальная роскошь постановки тоже впечатляет. Сценическое пространство оживало благодаря потрясающему видеоряду, прекрасно изображающему таинственные славянские лесные дебри. Игра света поражала своей эстетической завершенностью и художественной выразительностью. Этот визуальный ансамбль стал настоящим украшением спектакля, превратив сцену в живой, буквально дышащий мир. 

IMG_5039.jpg
Ижевчане остались в восторге от оперы. Фото: Данил Иванов

Хотя художественная ценность работы нейросетей вызывает вопросы, результат нельзя назвать неудачным. Искусственный интеллект продемонстрировал способность воспроизводить каноны оперного жанра, пусть и в несколько механистической, торной форме. Но чего-то особенно завораживающего и гениального в этом, наверное, нет.

Некоторые критики отмечают, что «Мандрагора» далека от стиля Чайковского и мало соответствует характерному образу музыки композитора. Особенно это заметно в хоровых партиях, которые существенно отличаются от остальной партитуры. Скорее, в произведении прослеживаются общие черты русской музыки XIX столетия – своеобразная коллекция характерных элементов, типичных для национальной композиторской школы того периода.

Конечно, это была всего лишь попытка написать произведение в духе времени, когда жил и творил Чайковский. Тогда композиторы вдохновлялись славянскими образами, переработанными кабинетной фольклористикой. Поэтому в опере мы видим, что такой персонаж, как Ярило описан как Бог Солнца. Хотя в реальности это была всего лишь персонификация одного из летних праздников, связанных с плодородием. Из источников мы знаем, что у славянского Бога Солнца было два имени – Хорс (позаимствованное из иранских языков) и Дажьбог (Или Даждьбог – славянское). Поэтому перед нами, скорее, что-то вроде славянского фэнтези, которое имеет мало отношения к реальным славянском мифам. 

IMG_5246.jpg
Хор мальчиков, принявший участие в оперном представлении «Мандрагора». Фото: Данил Иванов.

Что ижевчане думают о «Мандрагоре»?

IZHLIFE узнал у посетивших оперу «Мандрагора» жителей столицы Удмуртии, что они думают о постановке.

«Мандрагора» была включена в программу празднования 185-летия со Дня рождения Петра Чайковского в Удмуртии.
 

IMG_5320.jpg
Ижевчане на опере. Фото: Данил Иванов.

«Мне понравилась эта опера. Впечатлило сочетание красивой музыки, профессионального пения и движущихся картин, созданных искусственным интеллектом. Благодаря им создавалась атмосфера сказки», – поделился ижевчанин Никита.

«Как же здорово, что именно у нас, в Ижевске, решили оживить эту забытую идею! Оркестр звучал великолепно, а цифровые декорации добавили мистики. Жаль, сам Чайковский не увидел, каким мог быть его замысел», – сказала Эльвира после премьеры спектакля.

«Все-таки есть в этой незавершенности какая-то магия. Будто попал в эпоху композитора и увидел, о чем мечтал сам Чайковский», – поделился впечатлениями Олег. 

2v-eWQjpxBF9W72fUI0QW-QrAGkRKkN0.jpg
Желающих послушать оперу собралось очень много. Фото: Таня Трушкова.

«Необычно, красиво. Музыка на свежем воздухе звучит совсем по-другому. Спасибо за вечер», – отметила Лилия.

«Спасибо за такую замечательную постановку! Спасибо солистам, симфоническому оркестру, хору мальчиков и всем организаторам! Получила наслаждение», – сказала Ольга.

Этот творческий эксперимент – попытка создать свежий, смелый взгляд на классику через симбиоз человеческого гения и искусственного интеллекта. Взыскательной публике стремились предложить нечто по-настоящему оригинальное и захватывающее. Но сможет ли искусство, созданное машиной, однажды стать классикой? Наверное, время покажет.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее