В Ижевске представили 30-минутный короткометражный фильм «Крона» (6+) в жанре магического реализма и сказки. Он рассказывает и красочно показывает финно-угорский народ – удмуртов с их огромным множеством божеств и духов. IZHLIFE побывал на премьере фильма.
О чем фильм
Петербурженка Алена по работе приезжает в одну из удмуртских деревень. Но из-за того, что в глуши нет связи, девушка не может связаться с начальством. Обычный деревенский парень Илья становится для Алены проводником в новый загадочный и полный тайн мир, наполненный духами и божествами и такой далекий для жительницы северной столицы. Девушка попадает в чащу леса, где с ней начинают происходить странные вещи – она видит Вумурта, Палэсмурта, Нюлэсмура. Но Алена не знает, стоит ли идти наперекор природным силам и действительно ли правда то, что написано в сказках удмуртского народа. Встретившись с этими загадочными существами, Алена освобождается от оков рабочей рутины.
Кто создавал фильм
С 1 июля 2024 года проект кинолаборатории «Нюлэс Сюлэм» реализует Арт-Резиденция Молодежного Центра «Перспектива Про». В основном это начинающие актеры, режиссеры и сценаристы, результатом обучения которых и стала короткометражка «Крона».
Экспертами проекта стали режиссер, сценарист и киноактер Дмитрий Могучев, драматург Егор Завгородний, продюсер и кастинг-директор Катрина Карлугас-Душанбаева.
Сами же создатели проекта признаются, что актеров на главные роли было очень сложно найти. Молодую девушку Алену сыграла продюсер проекта Екатерина Николаева. Она рассказывает, что на эту роль никто не подошел. Отчаявшись, в шутку Екатерина отправила в чат съемочной группы свои фотографии, предложив себя на роль Алены.
«Мне казалось, что самым сложным будет найти актеров на роль, где нужно знать удмуртский язык. Но почему-то сложнее всего было найти героиню на главную роль, хотя казалось бы, это девушка 20-23 лет, роль простая, в сценарии нет никаких сложностей, не нужно петь и танцевать. В какой-то момент настигло отчаяние, я написала в рабочий чат, отправила свои фотографии из актерского портфолио, что, ребята, вот актриса, она идеально подходит на эту роль, давайте попробуем. Тогда все это было в шутку, просто был крик души. Я действительно не понимала, в чем проблема, почему мы не можем найти нашу главную героиню, которая подходила бы под задумку режиссера, которая могла бы в эти сроки выехать на съемочную экспедицию на неделю», – рассказывает Екатерина Николаева.
В ответ на такую шутку режиссер и сценарист написала: «Ну, попробуй, почему нет». Так Екатерина и исполнила роль Алены.
Парня Илью сыграл Евгений Имполитов. Он натыкался на сообщения о кастинге, но сначала не хотел его проходить. Позже, когда друзья стали скидывать ему сообщения о том, что он подходит, ведь он рыжий, высокий и знает удмуртский язык, начинающий актер подумал, а почему бы и нет, это интересно. Тем более Евгений и дальше хотел развиваться в этом деле. Так главная роль досталась ему.
«Евгений был очень органичным, и все получилось, сразу было понятно, что с актером на роль Ильи мы определились», – говорит Екатерина Николаева.
«Несмотря на то, что было много заявок, очень тяжело найти тех самых людей, которых мы видим в фильме», – признается продюсер фильма Екатерина Стрелкова.
Автором сценария короткометражки стала Вера Вередюк из Санкт-Петербурга. Раньше она совершенно не была знакома с культурой и традициями удмуртов. Сценаристу пришлось с нуля узнавать мифологию этого народа.
«Я знакома с Удмуртией не так давно, но влюблена в природу, людей, которые тут живут, культуру и сказки. Мне было невероятно интересно все это. Так как я вепс и знаю все про вепские сказки, узнать про невероятные, потрясающие и со своим колоритом сказки удмуртов, о существах, которые живут в лесу, музыку, слышать эти музыкальные инструменты было здорово», – сказала на премьере Вера Вередюк
Создатели проекта признаются: то, что автор сценария раньше не была знакома с мифологией удмуртов – огромный плюс. Ведь главная героиня Алена тоже попала в совершенно иной для нее мир, полный мифических существ из лесов и вод Удмуртии.
Разбор полетов: плюсы и минусы
Фильм определенно получился очень красивым, с невероятной удмуртской музыкой и кадрами природы. Но на этом, пожалуй, все. Разбираемся, что нам понравилось, а что нет, и почему.
Во-первых, сценарий. Как мы уже сказали, сценарий написан Верой Вередюк, которая раньше совершенно не была знакома с культурой удмуртов. Вероятно, именно поэтому они показаны как исключительно суеверные жители родникового края. На пороге не стой, в бане после полуночи не мойся, незнакомые вещи в реках не бери, а заходя в лес, попроси разрешение удмуртского лешего Нюлэсмурта. А иначе накличешь на себя и всю деревню беду. То есть удмурты – люди, жизнь которых построена только на страхе.
Судя по рассказам создателей, фильм должен был передать культуру этого народа. Но удмурты – не только люди, полные суеверий. На наш взгляд, коренная Удмуртия славится вкусной едой, которая в коротком метре совсем не была показана, национальной одеждой, которую в фильме затронули буквально полуминутной сценой, и потрясающей природой. Природу, правда, показали изумительно.
Во-вторых, сюжет. Сюжет про попаданцев уже давно банален и сами действия персонажей вызывают некоторые вопросы. Почему девушка соглашается пойти в дом к незнакомому ей человеку? Что означают переходы из реального мира в потусторонний и почему при переходе нужно надевать одежду навыворот? Что за зеркала в лесу и почему посуда на деревьях не смутила Алену? Почему Алена совсем не пугается древних существ? И почему Илья решается спасти ее? Как будто не хватило одной сюжетной линии, проскальзывающей между главными героями короткометражки. И, наверное, даже людям, знакомым с удмуртским фольклором, будет сложно вникнуть в такие тонкости и понять идею фильма.
К тому же, поскольку короткометражка рассказывает о богах и духах, они были показаны исключительно мельком и на заднем плане, совершенно не создавая образы мифических существ. Можно сравнить фильм с проектами Хаяо Миядзаки, который искусно вплетает в свои работы бесконечно узнаваемые образы божеств у японцев, когда странное соседствует с пугающим. Или вышедшим в 2022 году в прокат фильмом «Сердце Пармы» про пермяков, культура и мифология которых похожа на удмуртскую. В фильме божества и мифические существа вплетены в линию повествования, и вокруг них обрастает сюжет. Тут же существа выглядят скорее как нечто оторванное от сюжетной линии. Они как будто не имеют никакого смысла, лишь на секунду появляясь где-то далеко в лесу, будто это случайно попавший в камеру мимо проходящий человек.
В-третьих, актерская игра. В короткометражке снялись начинающие актеры, которые до этого, возможно, никогда не принимали участие в других проектах. На наш взгляд, эмоции от встречи с божествами и духами не были переданы. Казалось, что для приезжей из другого региона девушки и никогда до этого не встречающейся с мифическими существами, это было чем-то обычным. Никакого страха, удивления, сомнения – ничего.
В-четвертых, персонажи. Наличие некоторых персонажей тоже вызывает сомнение. Для чего нужна была мама Ильи, которая не несет никакой смысловой нагрузки для фильма? В своей эпизодической роли она сказала лишь пару фраз. Исключив этого персонажа, многого фильм не потерял бы.
В-пятых, название фильма. Его смысл так и не был раскрыт.
«Очень хотелось, чтобы удмуртская культура ощущалась, передавалась, чтобы этот фильм можно было показывать жителям других регионов, чтобы они могли через него, не на сто процентов, но познакомиться с Удмуртией, узнать что-то новое, заинтересоваться, приехать сюда, удивиться, насколько Удмуртия богата красивыми видами. Взять за основу какие-то устои, но привнести в это творческое видение, взгляд. Это художественный фильм, художественная история, не документальная», – говорит Екатерина Николаева.
Но на наш взгляд, в фильме не хватает сюжетной составляющей внутреннего драматического напряжения.
Как и где снимали прекрасную природу Удмуртии
Идеей проекта было вывезти участников на территорию Удмуртии и погрузить в живописные места республики. Не зная сценария, создатели задали границы – обязательно провести киноэкспедицию. Выбрав локацию на турбазе в Каракулинском районе Удмуртии, участники поняли – место подходит по многим причинам: красивые и живописные виды, к тому же удобно разместить съемочную группу.
Но ночью, еще не добравшись до турбазы, вдалеке от места назначения, они на размытой дороге застряли в автобусе – колеса крутятся, грязь летит, дождь идет, но транспорт не едет. Ребята не расстроились, а лишь сплотились, ожидая приключения. Обойдя полдеревни в поисках трактора, хозяин турбазы сам приехал и вытащил автобус.
Часть реквизита для съемок добывали прямо на турбазе, рассказывает съемочная группа. Одну из локаций, плотину, декораторам пришлось делать на месте, где был мусор, камни и ветки. А в первый день участникам пришлось ловить лягушек. Они признаются, что раньше никогда этого не делали.
«Нас предупреждали, что съемки с животными – это тяжело. Все ждали съемочный день с баранами в атмосфере деревни, в надежде, что взаимосвязь с животными передастся через кадр. Но это была полнейшая эпопея. Почему-то бараны невзлюбили главную героиню», – рассказывают участники.
Одной из самых сложных сцен съемочная группа считает сцену с зеркальным лабиринтом в лесу из-за условий, в которых пришлось ее декорировать – ночью.
«Помимо ночной, интересной была сцена на берегу реки. На выходе из канала мы снимали удмуртскую музыкальную группу, где они играли в тумане. Это было сложно с той точки зрения, что часть видео снималась с катамарана. Всю музыкальную композицию мы писали одним дублем».
Эта сцена, признается съемочная группа, пробивала до мурашек, будто они находятся в сказке.
Отзывы зрителей о фильме
«Хорошо, что фильмы по удмуртской мифологии в принципе снимаются и на это выделили деньги. Люди, которые приняли участие в съемках, наверное, смогли прокачать свои практические навыки. Но то, как в фильме представлена удмуртская мифология, мне кажется не лучшим из возможных вариантов. Акцент был сделан на низшей демонологии, были показаны различные существа и связанные с ними суеверия. Но в конечном итоге из-за этого вырисовывается образ удмуртов, как простоватых суеверных людей, словно это и есть их основная этническая особенность. В развлекательных целях можно было усилить составляющую хоррора и сделать что-то сравнимое с Лавкрафтом. Без этого получилось слишком пресно», – рассказывает один из посетителей премьеры.
«Я как северный удмурт, глазовчанин, заметил некоторые особенности, которые характерны только для южных удмуртов. Например, Илья называет свою маму «анай», хотя на севере Удмуртии говорят «мумы», – рассказывает еще один зритель.
«В целом, фильм мне понравился. То, как показана природа Удмуртии, особенно привлекло. Природа у нас и правда очень красивая. Думаю, людям, которые живут в других регионах России, стоит показать именно это», – делится впечатлениями участница встречи.
«Некоторые сцены в лесу мне были не очень понятны. Особенно сцена с зеркалами. Спрашивала сидящего рядом мужа. Он, видимо, тоже не понял. Но фильм красиво снят», – рассказывает еще одна участница.
Завершением премьеры короткометражки «Крона» стал фуршет, на котором, однако, не оказалось традиционной удмуртской кухни – табаней, перепечей или хотя бы пельменей (как не оказалось их и в самом фильме). Только печенье, леденцы и напитки. Некоторые из зрителей сразу после премьеры ринулись в сторону стола и с удивлением спросили:
– А перепечи будут?
– Все, что есть, – ответил им организатор.
Перепечи будут, но, видимо, только в следующем фильме.