
Представьте себе место, где оживают легенды, где каждый уголок дышит историей, а за тяжелыми занавесами скрываются не только яркие постановки, но и десятилетия упорного труда, творчества… А еще малопригодные для работы помещения.
Речь о театре оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского. 4 марта в нем состоялась пресс-экскурсия, посвященная предстоящей масштабной реконструкции. Директор театра Алексей Фомин и его заместитель Александр Григорьев провели журналистов по лабиринтам помещений, которые не видели ремонта с 1984 года, и рассказали о планах на будущее.
Немного истории
История театра началась в 1934 году, когда жители Удмуртии впервые увидели собственную оперу. Первые постановки, такие как «Русалка» А. С. Даргомыжского и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, стали возможны благодаря легендарным личностям, среди которых – Дмитрий Васильев-Буглай, выпускник Московской консерватории и создатель ансамбля «Италмас».
Однако официальной датой основания театра считается 1958 год, когда он был реорганизован в Музыкально-драматический. В то время артистам приходилось делить площадку с артистами Удмуртского драматического театра.

Что нуждается в реконструкции?
Сегодня театр сталкивается с рядом проблем, которые требуют немедленного решения. Репетиционные залы, гримерки, производственные цеха и даже система хранения декораций – все это сохранилось практически в неизменном виде с 1984 года.
Одной из главных проблем является балетный класс. Его площадь слишком мала для полноценных репетиций, что создает неудобства для артистов.
«Для балета нужно пространство, особенно для прыжков. Сейчас артисты вынуждены ютиться в тесных помещениях, что небезопасно», – пояснил Александр Григорьев.
Планируется увеличить площадь зала в два раза, снести часть стен и установить стеклянный фасад. При этом улучшить условия для работы планируют, сохранив исторический облик здания.
Порядком обветшало и помещение прачечной театра, в которой ежедневно проходит стирка и сушка до 300 театральных костюмов.

«Масштаб стирки и приведения в порядок костюмов после каждого спектакля огромный. Это почти ручная работа — наши костюмеры тщательно ухаживают за каждым костюмом», — рассказал Алексей Фомин.
Здесь же рядом находится и сушильная комната, где высокая температура позволяет ускорить процесс сушки.

Костюмерная театра
«Мы сталкиваемся с тем, что нет достаточного места для всех наших операций. В идеале хотелось бы иметь отдельное помещение для изготовления мужских костюмов и добавить больше рабочих столов и манекенов», – поясняет заведующая швейным цехом, Надежда Тихомирова.
Костюмов в работе всегда много. Например, на спектакль «Медный всадник» необходимо более 300 костюмов, и над каждым из них работает несколько человек одновременно. Это требует точности и координации, а также строгих сроков. Кстати, мы подробно писали о том, как изготавливаются костюмы, здесь.

«Мы работаем с красками, металлом, деревом, но вентиляция практически отсутствует. Это опасно для здоровья сотрудников», – отметила Ксения Власова, руководитель художественного цеха.
Гримерки артистов сейчас также оставляют желать лучшего. Небольшие помещения, рассчитанные на несколько человек, не обеспечивают достаточного комфорта. «Гримерка – это второй дом артиста. Здесь он готовится к спектаклю, отдыхает между выходами на сцену. Но сегодня наши гримерки больше напоминают каморки», – поделился Алексей Фомин.

Планы на будущее
Сейчас театр оперы и балета готовится к масштабной реконструкции, которая начнется в 2026-2027 годах. Уже выделены средства на разработку проектно-сметной документации, которая включает в себя как обновление помещений, так и создание новых пространств. Планируется увеличить площадь репетиционных залов, модернизировать производственные цеха и улучшить условия для артистов и сотрудников.
«Мы хотим, чтобы театр стал не только местом для спектаклей, но и комфортной средой для творчества. Это важно для артистов, для зрителей и для будущего нашего театра», – подчеркнул Алексей Фомин.
Театр оперы и балета имени Чайковского в Ижевске – это не просто здание, это живой организм, который продолжает развиваться. Реконструкция – это не только возможность решить технические проблемы и сохранить историческое наследие, создав условия для новых творческих достижений, но и шанс дать новую жизнь пространству, которое давно переросло свои рамки. Как отметил директор театра, «беречь историю важно, но не менее важно двигаться вперед».