Семья Трофимчук из Удмуртии создает великолепной красоты керамические изделия и продает их практически по всему миру и всей России. Они выставляли работы в Москве на ВДНХ, во МХАТе, других городах нашей страны. Интересно и то, что еще недавно они занимались совершенно другим – кто-то был психологом, кто-то работал с мебелью, а кто-то трудился в типографии в Москве. Но постепенно они настолько полюбили керамику, что это стало делом всей их семьи. IZHLIFE узнал у мастеров, как так получилось и дорого ли быть керамистом.
Керамикой «заразилась» вся семья
Керамистов в роду Трофимчук не было, зато были художники. Мама семейства Татьяна по профессии психолог, а раньше трудилась в строительной фирме, которая занималась ремонтом. Константин, отец, всю жизнь работал с мебелью. По сути, работа тоже была околотворческой. Александра же, их дочь, поступала учиться в УдГУ на юриспруденцию. И, проучившись там всего два года, она заскучала. Параллельно там же девушка пошла учиться на факультет декоративно-прикладного искусства. Но на 4 курсе решила снова перейти. И теперь уже на изобразительное искусство. После окончания учебы, решив, что ей немного не хватило знаний, она поступила в государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова в Москве. Супруг Александры Дмитрий тогда жил в столице и работал в типографии. Влюбившись, он переехал из Москвы в Ижевск и тоже увлекся керамикой, как и его супруга. Так Александра стала идейным вдохновителем для всей семьи.
«Бабушка и дедушка по папиной линии – художники, поэтому что-то творческое все равно передалось. Но в нашей семье не все имеют художественное образование. Мама, например, только во время коронавируса прошла обучение на керамиста по предпенсионной программе», – рассказывает Александра.
Но заниматься керамикой семья стала не сразу. Раньше Александра вручную расписывала пластиковые значки. А уже потом все вместе увлеклись созданием керамических изделий, постепенно вытесняя свои прошлые занятия. И… сами смастерили дома печку, с которой все еще работают.
«Когда Саша впервые взяла меня на маркет, где мы продавали свои изделия, для меня было открытием и откровением, что за две недели можно заработать столько, сколько люди получают за месяц. Но заниматься созданием изделий мы решили не с пустого места. Керамика – затратное дело. Это труд, усидчивая, тренированная попа и шея, больные руки, спина, знание химии, физики и очень много денег на оборудование», – признается Татьяна.
К керамике семья Трофимчук относится как к работе, а не как к хобби, но процесс затягивает своим творчеством. Когда появляются новые модели, возникает вдохновение, и создание изделий напоминает сеанс медитации. Пока что из-за загруженности работать керамистам приходится по шесть дней в неделю. Но для семьи это уже привычный темп.
Перед началом творения Трофимчук любят слушать аудиокниги – сказки, бытовые, героические, детективные фэнтези, книги Полины Ром и Милены Завойчинской.
Часто их изделия покупают заказчики из других стран. Особенно из Китая. Недавно, например, была такая история: в одной из китайских соцсетей покупатель выложил фото работ мастеров и, внезапно, многие китайцы захотели себе такие же. А на одном из маркетов в Санкт-Петербурге русская девушка чуть ли не оптом брала для друзей из Китая керамику семьи из Удмуртии. Заказывали изделия и в Испанию, Грецию, Израиль, Канаду и Казахстан.
Семья Трофимчук принимает участие практически во всех арт-маркетах. Их работы выставлялись во МХАТе и трижды на московской неделе интерьера и дизайна на ВДНХ.
Их изделия можно найти в Оранжерее искусств в Ижевске и в музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске.
«Не хочется делать великие вещи, которые повесят в музее и никто не поймет»
Своими работами семья керамистов несет в мир послание о том, что все должно быть утилитарно, но в то же время красиво и применимо в быту.
«Часто покупатели спрашивают нас: «А это для чего?» Не хочется делать великие вещи, которые повесят в музее и никто не поймет. Хочется, чтобы это было красиво, радовало людей, но при этом было утилитарно. Это не искусство ради искусства. История бабушкиного серванта уже не актуальна. Зачем покупать и просто красиво ставить за стенкой?», – считает Александра.
Наблюдая за изделиями керамистов, можно увидеть определенную лесную тематику – листочки, грибы, овощи, цветы и ягоды, – поскольку сейчас, считает семья Трофимчук, люди тянутся к природе. Сама же семья живет в загородном доме, каждый день наблюдая за удивительной природой Удмуртии и подкармливая у себя во дворе диких птиц. Вместо овощей на грядках они выращивают цветы. Татьяна, например, в сезон ходит собирать траву, которую потом керамисты отпечатывают на изделиях. А раньше они сажали подсолнухи и тоже использовали в работе. Этим и вдохновляются.
«Однажды мы неудачно отлили лягушку, отрезали голову и решили приклеить ее на дно тарелки. Теперь это одно из самых популярных изделий. Или, например, я сделала что-то похожее на хинкали, а получился, внезапно, чеснок», – рассказывает Александра.
А еще Трофимчуки всегда наблюдают за тем, что красивого люди покупают в продуктовых. Однажды, сходив так в магазин, они увидели тыкву, которая потом просто лежала у них полгода. Позже с нее сняли форму и сделали большое экспериментальное изделие, которое пока хранится в мастерской и ждет, когда его доделают. Или, например, принесли с рынка на Молодежной патиссоны, которые тоже стали прототипом для работ керамистов. Их, кстати, тоже хорошо покупают.
Печные боги
В основном для создания керамического изделия используется глина, глазурь, ножи, стеки, петли, кисти, а иной раз приходится работать с тем, что в моменте попадется под руку. Но самый главный инструмент керамиста – руки.
«Каждый керамист, когда ставит изделие в печку, говорит, что там водятся печные боги. И что будет, когда ее откроют, – неизвестно. Так каждая работа чем-то отличается от другой», – говорит Константин.
На создание одного изделия уходит примерно месяц. Его нужно слепить, обработать, высушить, затереть, обжечь, достать из печки, замочить, покрыть глазурью, поставить в печку на сутки во второй раз. А возможен еще и третий обжиг. В общем, очень много действий. Поэтому и отследить, сколько времени уходит на создание одного изделия сложно. Если сделать его, например, всего за 5-6 дней, то с большой вероятностью это будет брак.
«Самое сложное в работе керамиста – боль в спине, непредсказуемость в печке, то есть количество брака, и длительность производства. Мы никогда не можем предсказать, что получится. Если берут на заказ, то я всегда делаю два, а то и три экземпляра», – рассказывает Александра.
Некоторые керамисты, говорит девушка, при работе забывают основы химии и физики, а это важно для изделий.
«Керамика – это не просто творчество, но и наука. Если, допустим, это красивый декор, у него могут быть подтеки. Если же мы делаем что-то, что будет утилитарным и применяемым в быту, а чаще всего любой керамист рано или поздно начинает этим заниматься, то важно не забывать технологию. Кто-то заботится о потребителе, а кто-то делает ради красивой картинки».
«Когда покупатель берет у керамиста кружку, ему важно, чтобы не было трещин и не менялся вкус при ее использовании. Для этого глина и глазурь должны быть высокотемпературными, то есть обжигаться при высокой температуре несколько раз. Продавая кружку, мы говорим, что это пищевой стандарт, а не декорация. Зная эти нюансы, мы бережем здоровье покупателей», – уверяет Татьяна.
Керамика – это дорого
Быть керамистом очень дорого, признаются мастера. Одна из печек Трофимчуков, например, три года назад стоила 250 тысяч рублей. Гончарный круг тоже обошелся недешево – примерно в 100 тысяч рублей. А во время «запекания» в печи изделия ставятся на специальные полки – термостойкие лещадки, каждая из которых стоит по 4,5 тысячи. За 10 килограммов глины керамистам тоже придется отдать немало – больше 3 тысяч рублей. К тому же нужно постоянно пополнять мастерскую новыми материалами для работы.
«Зависит от того, для себя делает керамист работы или же для дальнейшей монетизации. Для себя можно пойти на мастер-класс или обжечь глину в студии другого мастера. Минимальный набор инструментов можно заказать на маркетплейсах. Но если в дальнейшем зарабатывать на керамике, это обойдется дорого. Самое затратное – оборудование, которое стоит запредельных денег. Даже кисти не дешевые. Начинающему керамисту можно обойтись упаковкой глины и двумя-тремя пачками глазури. Но и это выйдет тысяч в десять. Все зависит от того, насколько серьезно человек хочет заниматься керамикой», – считает Александра.
Более того, некоторое оборудование, которое сейчас предлагается на рынке, не подходит керамистам по качеству. А хорошее японское, например, будет стоить очень дорого. Позволить его себе мало кто сможет. Три года назад, признаются мастера, заниматься керамикой было в 3-4 раза дешевле, чем сейчас.
Интересный факт: кажется, что такие огромные печи потребляют много электричества. Но это не так. Одна печь расходует столько же, сколько расходовали бы два электрических чайника, работая одновременно.
Самая актуальная мечта керамистов – отдохнуть и открыть для себя что-то творчески новое. Еще в мечтах – сделать большие фарфоровые вазы и заняться стеклом, для которого у семьи уже есть печка.