11 сентября 2025 12:41
Культура

Искусственный интеллект уже творит? Могут ли нейросети заменить музыкантов и композиторов

Почему ИИ не чудо, а инструмент

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Искусственный интеллект (ИИ) еще сравнительно недавно был частью фантастики, а сегодня прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Его используют в образовании, на производстве и в медицине, а также для создания контента и просто для развлечения.

Существует мнение, что в некоторых областях нейросети вскоре полностью заменят людей. Уже сейчас они быстро и эффективно работают с информацией, пишут код, а еще рисуют иллюстрации и создают музыку. Но может ли считаться ИИ-продукт творчеством? И есть ли, например, у композиторов и музыкантов риск остаться без работы и любимого дела? Об этом IZHLIFE спросил у представителей музыкальной индустрии Ижевска.

«Возможности ИИ позволяют создавать такую музыку, чтобы человек даже мог не понять, что это создано искусственно»

Является ли продукт ИИ творчеством и способна ли нейросеть заменить музыкантов?

Это был первый вопрос, который мы задали своим экспертам, и ответ прозвучал почти единодушный: сам по себе продукт ИИ — не творчество.

«Исполнительство основано на личном опыте, вкусе и культурных особенностях. А ИИ может лишь работать на данных, предоставленных человеком», — рассуждает на эту тему звукорежиссер Ольга Трушкова. Тем не менее она признает, что возможности ИИ позволяют создавать музыку на достаточно хорошем уровне, чтобы, поверхностно прослушав, человек даже мог не сразу понять, что композиция создана не другим человеком.

робот-музыкант.jpg
Фото: freepik.com

И все же эти возможности не безграничны. Например, нейросети до сих пор не научились писать качественные тексты для песен — обычно стихи пишет или дорабатывает человек.

Разумеется, ИИ способен повлиять на рынок и изменить принципы, по которым люди ищут, что бы им послушать, но любимых исполнителей он не заменит.

«Люди любят музыку за чувства и эмоции. Во многом даже важен не посыл музыканта, а внутреннее состояние самого слушателя, так что ИИ может помочь каждому создавать плейлисты своей мечты самостоятельно, без участия лейблов и артистов. При этом никто не перестанет слушать любимых исполнителей из-за ИИ. Вы же не перестанете любить своего отца, после того, как сами получите такой статус?» — считает замдиректор компании по созданию песен с помощью ИИ ART-RECORD,  Александр Трищенков. 

А чем все-таки музыка ИИ отличается от той, что написал композитор?

Ольга Трушкова считает, что музыка от ИИ выигрывает в скорости и стоимости создания, но если нужно что-то уникальное, то, конечно, с этим справится только человек.

Действительно, нейросети не «пишут как чувствуют», они просто комбинируют ранее полученную информацию, беря за образец произведения, написанные людьми. Такое подражание может быть вполне удачным, но профессионалы все-таки улавливают разницу. Например, по словам Александра Трищенкова, без этапа постпродакшена, то есть без дополнительной обработки, в ИИ-музыке встречается множество артефактов — искажения звука и голоса, помехи.

робот и человек.jpg
Фото: freepik.com

Артист оркестра филармонии Никита Мокин говорит об этом так: 

«Можно устроить сравнение, но критерий искренности, эмоциональности и, скорее всего, уникальности добавлять будет неуместно — мы уже знаем победителя».

Хотя от удачных комбинаций (которые, напомним, не рождаются внутри нейросети сами по себе) тоже многое зависит.

«Тут я часто провожу параллель с химией. Химических элементов ровно столько, сколько заложено природой, но мы постоянно находим новые соединения. Тут то же самое. Пробуя новые промпты и сочетания метатэгов (элементы кода. — Прим.ред.) , можно получить удивительный результат», — говорит Александр Трищенков.

А если рассматривать ИИ в качестве инструмента при создании музыки?

«Возможно упрощение рутинных задач, связанных не с творчеством, а с техникой. К примеру, монтаж видео, решение акустических задач при проектировке и оборудовании залов и сцен» — говорит Никита Мокин.

И это самая правильная точка зрения. ИИ — не чудо, нейросети не всемогущи, это лишь инструмент в руках человека. И создать при помощи ИИ хорошую музыку может только специалист в музыке.   

«Использование ИИ открывает возможности для автоматизации рутинных задач, освобождая время для более творческой работы. Например, можно использовать ИИ для звукового синтеза, анализа или реставрации», — комментирует Ольга Трушкова

Существуют ли проблемы плагиата при создании музыки с ИИ?

Вопросы права в сфере ИИ пока что довольно зыбкие. Мы уже писали об этом. Тем не менее подстраховка нужна уже сейчас. 

фемида.jpg
Фото: freepik.com

«Нельзя сделать песню в каком-нибудь бесплатном гигачате и продавать ее. Большинство компаний, которые делают нейросети, сохраняют за собой право на интеллектуальную собственность», — предупреждает Александр Трищенков.

Но юридическими тонкостями сфере ИИ еще только предстоит обрасти.

«Это сложный вопрос. На этапе обучения ИИ используются большие массивы данных, наверняка включающие в себя и произведения, защищенные авторским правом. Если при создании получится что-то "похожее", это может быть проблемой», — считает Ольга Трушкова.

«Нейросеть не способна полностью скопировать чужую работу. Ее максимум — ремикс. Внутри большинства музыкальных-генеративных нейросетей есть ограничение на копирование. Нейросеть просто не даст вам загрузить какой-то известный трек, если распознает его в своей библиотеке», — дополняет Александр Трищенков.

Новый культурный феномен в музыке

Мнений на счет использования нейросетей в музыке много, но реальность такова, что ИИ не только используется, но и постепенно формирует собственную уникальную нишу.

«Есть множество примеров из нашего времени. Существуют целые каналы, посвященные деятельности несуществующих ИИ коллективов, хотя они не имеют слишком большого успеха», — говорит Никита Мокин.

А еще благодаря нейросетям мы можем реконструировать частично утерянные или неоконченные при жизни композитора произведения. Вот лишь несколько примеров.   

Опера «Мандрагора»

Один из недавних примеров использования нейросети для создания музыкального произведения — опера «Мандрагора» (6+), которую презентовали для всех желающих на центральной площади Ижевска 27 июня.

мандрагора.jpg
Фото: ПАО «Сбербанк»

   Это произведение, задуманное Чайковским совместно с профессором ботаники Сергеем Рачинским, впервые обрело сценическое воплощение спустя 150 лет при помощи нейросетей, которые помогли дополнить недописанные обрывки и представить завершенную версию произведения.

мандрагора 2.jpg
Фото: Данил Иванов

В работе над проектом важную роль сыграли нейросети Сбера: GigaChat помог воссоздать либретто, Kandinsky— разработать сценографию, визуальные и костюмные решения, Symformer — в работе над партитурой. Композитор Петр Дранга восстановил структуру оперы, дописал музыку и текст, ориентируясь на сохранившиеся материалы и художественный язык Чайковского и Рачинского.

Хит Beatles из прошлого

В конце 2023 года вышла песня The Beatles — Now and Then («Теперь и тогда»), в которой присутствует голос умершего Джона Леннона — нейросеть помогла выделить его из очень старой демо-записи певца, что и легло в основу трека.

side-view-musicians-working-stud (1).jpg
Фото: freepik.com

Во время съемок документального сериала о группе The Beatles: Get Back (16+) композитор Эмиль де ла Рей и инженеры кинокомпании Wingnut Films работали с исследователем машинного обучения Пэрисом Смарагдисом над нейронной сетью под названием MAL. С помощью этой технологии Пол Маккартни извлек вокал Леннона из старой записи на кассете и собрал композицию.

Проект Lost Tapes of the 27 Club

Организация Over the Bridge из Канады помогающая музыкантам бороться с психическими заболеваниями, создала проект Lost Tapes of the 27 Club. Нейросеть придумывает как сейчас звучали бы песни известных музыкантов, погибших в 27 лет. Например, Джими Хендрикса или Курта Кобейна. Цель проекта — привлечь внимание к важности ментального здоровья. В 2021 году с помощью данной нейросети решили создать трек в стиле группы Nirvana. В программу загрузили 30 песен группы для анализа. Изучив их, нейросеть создала трек Drowned in The Sun на основе услышанных ритмических рисунках, аккордах и вокальных партиях. Исполнил ее вокалист трибют-группы Nirvana Эрик Хоган. 

Фото с freepik

Фото с freepik

Фото с freepik

Фото с freepik

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее