17 и 18 октября на Малой сцене Русского драматического театра Удмуртии вновь покажут моноспектакль «Говорит Москва» (16+). Журналист IZHLIFE уже видел премьеру и в этом материале расскажет о специфике подобного жанра, возрастных метаморфозах актрисы, труде зрителя и где бесплатно посмотреть другие интересные выступления актеров-одиночек.
Ингредиент первый: первоисточник
Моноспектакль – представление с участием одного актера. Одним из известных русских примеров подобного жанра стала «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца» (12+) Леонида Филатова. Из зарубежной практики можно назвать «Дрянь» (18+) Фиби Уоллер-Бридж.
И оба моноспектакля смотреть довольно легко из-за простого повествования, его сатирического ключа и истории, в чем-то близкой к бытовым реалиям. По сути, и некоторые большие стендап-концерты можно считать моноспектаклем, собранным из зарисовок и комментариев к ним. Взять, к примеру, того же «Большого ребенка» (18+) или «Моих девочек» (18+) Ивана Абрамова. Но «Говорит Москва» – моноспектакль, который смотреть в разы тяжелее. И, в первую очередь, из-за настроения первоисточника.
Пьеса Юлии Поспеловой – это лаконичная адаптация мемуаров дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Известна она в первую очередь своим побегом из СССР в 1967 году и вышеупомянутыми мемуарами. Если вы о ней до этого мало или ничего не слышали, то будем считать, что сталинская непубличность настолько хорошо сработала. Потому что до 1935 года советские люди вообще не знали, что у их вождя есть дети. Свет пролила семейная фотография в одном из номеров «Пионерской правды».
Мемуары же, а значит, и пьеса, – проливают свет уже конкретно на детали семейной жизни Сталина. Показывают его как простого «папу», который почти всегда занят работой и выкраивает время для дочери. Только хозяин он не только дома, но и в стране, где периодически пропадают знакомые люди из близкого окружения героини.
По понятным причинам в синопсисе моноспектакля никто громкими фамилиями бросаться не будет, а все имена станут известны только в конце. Но не волнуйтесь, что интрига испорчена. Вы бы и сами легко узнали образ Сталина по характерной трубке и детскому вопросу о грузинском происхождении. А о других всплывающих лицах тут сказано и не было.
Ингредиент второй: актриса
Повествование монопьесы «Говорит Москва» строится на личной переписке и архивных документах, поэтому перед Екатериной Логиновой стояла и стоит (пока не будут отыграны все показы) трудноподъемная задача – говорить за всех.
Екатерина с 2008 года служит в драмтеатре. На ее актерском счету больше двадцати ролей. Дочь Сталина, или, как указана героиня в титрах, «Она», – один из самых трудных драматических опытов Логиновой. И тут дело даже не в подготовке к монологу на полтора часа, а именно в метаморфозах. Светлана Аллилуева была ребенком, подростком и взрослым человеком, до которого в течение жизни доходил смысл отцовских поступков и их влияния. Актриса же не могла также постепенно взрослеть – ей надо было переключаться и менять синтаксис речи, характерный для определенного возраста.
Екатерина Логинова называет подобный опыт мощным испытанием для артиста: «Ты один на сцене. И все зависит только от тебя. Тебя никто и ничто не прикроет. Вдыхаешь ты только перед первым шагом на сцену, а выдыхаешь – уже за кулисами. Когда есть партнеры – это спокойнее». Но все же актриса рада такому опыту в карьере.
Актерская работа вышла увлекательной и завораживающей. Временами лишь первоисточник будто вставляет палки в колеса. Для зрителя подготовлен целый пласт информации, которая будет поступать постепенно, но постоянно. Из-за этого нельзя отвлекаться.
О своей героине Екатерина высказывается кратко и ясно: «Это человек с очень нелегкой судьбой. Я сочувствую ей всем сердцем. И никому не пожелала бы такой судьбы».
Ингредиент третий: режиссура
Малая сцена обставлена лаконично, и есть только минимум реквизита, с которым взаимодействует актриса. Поэтому отвлечься можно совсем не из-за декораций – в представлении мало места для зрительской мысли.
Режиссер Владимир Золотарь отчасти решил проблему исходного материала и добавил в повествование рецепт осетинского пирога. Поэтому актриса будет здесь и сейчас перед зрителями готовить настоящую выпечку. Вкусная вставка полезна тем, что разбавляет монолог, периодически дает время переварить сказанное и удобно делит спектакль на три акта без антракта. Также пирог будет сюжетно и логически оправдан.
Для Екатерины Логиновой же выпечка была отдельным испытанием: «Я никогда не замешивала тесто. А еще же надо рассказать историю». По итогу рецепт осетинской выпечки помог ей в моментах, когда надо резко переключиться. В моменты эмоционального накала пирог обеспечивал необходимый сброс эмоций.
«Говорит Москва» – не развлечение на вечер, а спектакль, который потребует от вас внимания и сил, не соразмерных актерскому труду, но все же. Ближайшие даты: 17 и 18 октября. Потом спектакль покажут 2 и 3 ноября. Билеты можно приобрести на сайте драмтеатра.
Другие моноспектакли
Как и обещалось, список бесплатных представлений с участием одного актера:
- «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца» (12+) в исполнении автора Леонида Филатова
- «Дрянь» (18+) Фиби Уоллер-Бридж
- «Большой ребенок» (18+) и «Мои девочки» (18+) Ивана Абрамова