![Фото: Кинопоиск](/upload/resize_cache/iblock/978/tpagvvxt8lwm4amjfv27l4x9jcl5xqce/830_520_1/9ZpQOyspOBo.jpg)
4 мая 1959 года в прокат вышел фильм Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (16+). В честь 65-летия картины журналист IZHLIFE расскажет, как с истории подростка началась целая эпоха в кино, влияние которой не угасает до сих пор.
«Тетради» против «папиного кино»
Французская новая волна – направление в кинематографе Франции конца 50-х и начала 60-х годов. Характеризует его лучше всего конфликт поколений, отпечатавшийся на страницах «Кинематографических тетрадей» – журнала, в котором и работали будущие режиссеры.
В кадре и на страницах журнала появляется Франсуа Трюффо. Молодой автор в критических статьях ругает «папино кино» и противопоставляет ему авторское. Но это был не бездумный бунт против всего. Новое поколение выискивало и ценило многих режиссеров старой закалки: Хичкок, Ренуар и иже с ними.
Вторым пристанищем для молодняка, помимо журнала, стала Синематека. Это и кинотеатр, и архив, и музей, и место для споров, и мечта всех, кто любит кино, в конце концов. Там Трюффо и коротал дни вместе с единомышленниками – Годаром, Риветт и Шабролем.
На руку идейности сыграл и технический прогресс, который удешевил кинопроизводство, а значит, сделал его доступнее. Первым из синематичной компашки этой доступностью воспользовался Клод Шаброль и снял «Красавчика Сержа» (16+).
![По сюжету, Франсуа возвращается в родную деревню, где встречает друга детства – Сержа. Только некогда успешный товарищ спился и не узнает его. Фото: Кинопоиск eoz-kjw0oQ0.jpg](/upload/medialibrary/13e/7ywl0irpreae4fwjlrgx0qy92nqaedew/eoz_kjw0oQ0.jpg)
Французское поле экспериментов
Франсуа Трюффо дебютировал вторым, но отсчет «Новой волны» принято начинать все же с него. Одна из причин – сенсационность «Четырехсот ударов» на Каннском кинофестивале.
Главный герой – трудный подросток Антуан Дуанель, который не находит себе места в жизни. У родителей нет на него времени: мать хочет наладить личную жизнь, а отчим просто не в состоянии повлиять на мальчика. Школа стала каторгой, на которой учитель его просто наказывает. Поэтому Антуан с другом решают сбежать от такой жизни.
![Главную роль исполнил четырнадцатилетний Жан-Пьер Лео, впоследствии ставший любимым актером Трюффо. Фото: Кинопоиск 2zSP1fNzy7A.jpg](/upload/medialibrary/a0d/4v5d77rb3sef9nliy6a35cjrzxwhozhh/2zSP1fNzy7A.jpg)
Картина Трюффо стала откровением: режиссер взял за основу личные переживания из детства. Сам подход к съемке напоминал захват и консервирование текущей жизни, которая «здесь и сейчас». Поэтому в фильме так много долгих планов и мало монтажа. Такой подход и ляжет в основу «Новой волны».
Французы позволили кинематографу свободнее дышать как с точки зрения сюжета, потому что героями таких фильмов зачастую становились те, о которых обычно в кино не говорили: трудные подростки, проститутки и аферисты. Так и с точки зрения подхода к производству с применением «прыгающего монтажа» либо его полным отсутствием, долгими планами и свободой импровизации.
Волна стихла – след остался
После 1962 года «Новая волна» шла к закату: все, кроме Жана-Люка Годара, из вольных художников превратились в тех самых буржуа из «папиного кино». Но направление отразилось на мазках современных бунтарей-живописцев – Уэса Андерсона («Отель Гранд Будапешт», «Французский вестник»), По Джун Хо («Паразиты»), Квентина Тарантино («Бешеные псы», «Криминальное чтиво») и многих других. Последний вообще назвал свою кинокомпанию «A Band Apart» в честь фильма Жана-Люка Годара «Bande à part», что в переводе означает «Банда аутсайдеров».
Скорее всего кто-то из вас знаком с французской новой волной хотя бы по «Шербурским зонтикам» Жака Деми. Но на случай, если захотите углубиться в тему, IZHLIFE советует два фильма на выходные в качестве эксперимента:
- «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара. Самонадеянный угонщик Мишель Пуакар живет как хочет, но однажды убивает полицейского, чтобы избежать допроса. После этого жизнь у него совсем не ладится. Смотреть это увлекательно не столько из-за сюжета, сколько из-за монтажа. Режиссер решил склеить все удачные дубли, наплевав на изящность переходов.
- «Жить своей жизнью» все того же Годара. На этот раз фильм повествует о провинциалке, которая приехала покорять Париж, но… что-то пошло не по плану.