11 мая 2025 16:00
Культура

Гигантская свалка, секрет нарисованных мордашек и ученый опоссум: как создавались «Кошки»

В чем феномен «Кошек». Фото: Кинопоиск
В чем феномен «Кошек». Фото: Кинопоиск

11 мая 1981 года на сцене Нового лондонского театра состоялась премьера мюзикла «Кошки» (12+). В честь этой даты IZHLIFE вспомнит, как создавалось музыкальное шоу и как «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» (12+) стала основой для сюжета. 

Кошки – как люди

Все началось со стихов поэта и драматурга Томаса Элиота. «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» (12+) стала его сборником зарисовок о кошачьих характерах и вышла в 1939 году. Сам Элиот получил Нобелевскую премию в 1948 году за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии. К «науке о кошках» он относился с трепетом: в ней он через образы усатых и пушистых раскрывал человеческие типажи.    

image3 (29).jpg
Томас Элиот. Фото: imdb

В тот самый год, когда Элиот получил Нобелевскую награду, родился еще один гений уже из музыкальной стези – Эндрю Ллойд Уэббер. В детстве будущий композитор уже проникся поэзией Элиота и «Наука о кошках» особенно запала ему в душу. 

image5 (10).jpg
Эндрю Ллойд Уэббер. Фото: kino-teatr.ru

В 70-х он уже начал сочинять музыку на стихи Элиота. И к 1980 году материал начал вырисовываться в цельное музыкальное полотно, а стихи из сборника о кошках – в полноценную историю. С последним особенно помогла жена уже покойного к тому моменту поэта – она предоставила черновики и письма, чтобы стихи можно было связать в повествовании. Потому что изначально сборник не предполагал общего сюжета.

Историю обставили так. Разношерстная кошачья компания собирается в преддверии бала – священного таинства, во время которого старейшина Деторономи определяет, кто из хвостатых достоин пройти в кошачий рай. А потому усатые и полосатые всячески стараются представить себя в выгодном свете.  

Когда имя работает на тебя 

«Кошки» (12+) довольно быстро обрели славу хита. Возвести мюзикл в топ самых обсуждаемых театральных событий помогло имя автора. Уэббер уже был известен зрителям благодаря «Иисусу Христу – суперзвезде» (12+), «Иосифу и его удивительному халату снов» (12+) и «Эвите» (18+). 

Вдобавок к послужному списку можно упомянуть и профессиональную команду. Продюсером стал Камерон Макинтош, который спродюсировал также «Призрак оперы» (12+) и «Отверженных» (16+). Режиссерское кресло занял Тревор Нанна, за художественную постановку взялся Джон Напьер, а хореографом стал Джиллиан Линн. О работе двух последних поговорим отдельно. 

Кошачья грация и свалка

image4 (15).jpg
Эпизод, когда представляется железнодорожный кот Скимбл. Фото: скриншот с записи одного из выступлений
Декорации представляют собой... груды хлама: здесь и старая кухонная плита, и консервные банки, и громадная шина. Свалка, где происходит все действие, намеренно сделана гигантской, чтобы актеры в масштабах напоминали все-таки милых кошек, а не животных-гигантов. Между зрителем и сценой нет занавеса. А пространство устроено так, что все проходит не только на авансцене, но и в глубине.
image6 (6).jpg
Кот Рам-Там-Таггер (на переднем плане) и кот Мистер Мистофелис (сзади). Фото: Кинопоиск

Отдельная тема – образы самих кошек. И дело не только в трико, расписанных вручную, или обилии меха, но и в гриме. Долгое время существовала (и хочется верить, что продолжает существовать) традиция, согласно которой актеры гримируют сами себя. Поэтому все мордашки, усы и стрелки в уголках глаз – дело рук самих артистов. 

Из-за того, что «Кошки» (12+) – мюзикл, от актеров требовалось не только само актерское мастерство, но и вокал, дикция, пластика. Причем пластика кошачья: исполнителям ролей то и дело приходилось тянуться, по-кошачьи скакать на сцене и вылизывать себя. А еще это все нужно было интегрировать в танцевальные номера. По итогу «Кошки» (12+) стали первым танцевальным мюзиклом в Англии.

Экранизации  

В 1998 году вышло первое воплощение «Кошек» (12+) на экране. Это был не столько фильм, сколько профессиональная запись бродвейского исполнения. И не подумайте, что речь о статичной съемке. Действие снималось с разных ракурсов, с акцентами и всем, из чего складывается полноценная картина. Просто после просмотра казалось, будто ты посмотрел запись из театра, а не кино. Но так и было задумано. 

На широкие экраны «Кошки» (12+) 1998 года не попали. Да и снимались они изначально для трансляции по ТВ и продажи на VHS-кассетах. Зато в 2019 году в широкий прокат вышла уже полноценная экранизация. Но лучше бы не выходила… 

«Кошки» (12+) 2019 года – уникальный случай для истории кино. В условном ремейке было решено уйти от физических костюмов и образы кошек построили на графике.

image2 (27).jpg
Новые кошки напоминали скорее суррогатных мутантов, чем… кошек. Фото: Кинопоиск

В первых копиях графика оказалась настолько плохой, что фильм начали «обновлять» прямо во время проката. Также хромала режиссура картины, из-за чего критики и зрители разгромили затею обновить знаменитый мюзикл в пух и прах. 

К слову об экранизациях. Был момент, когда Стивен Спилберг мог срежиссировать мультфильм по «Кошкам», но не срослось: компания, которая отвечала за идею, закрылась.   

Наследие  

Сейчас «Кошки» (12+) – это не просто мюзикл, а целый феномен, который оставил после себя огромное наследие и повлиял на музыкальный процесс. А раз мы вспоминаем здесь все это, логично будет закончить знаменитой песней «Память», которая как раз и прозвучала впервые со сцены Нового лондонского театра 11 мая в 1981 году.