Top.Mail.Ru
15 января 2018 15:20
Культура

Надгробие архитектора Семена Дудина в Ижевске нашли случайно

200-летняя чугунная плита была обнаружена после пожара на одном из садовых участков.

Елена Кардопольцева
Елена Кардопольцева

Несколько дней назад стало известно, что в Ижевске отыскали давно утраченную чугунную плиту с могилы Семена Емельяновича Дудина, первого профессионального ижевского архитектора, автора множества зданий, украшающих наш город. Среди них – Главный корпус Оружейного завода, Троицкая церковь, Александро-Невский собор и здание Арсенала. 15 января в Национальном музее им. Кузебая Герда состоялся брифинг, на котором об уникальной исторической находке рассказали более подробно.

– Долгое время плита считалась безвозвратно утраченной, – рассказывает Александр Волков, директор Национального музей им. К. Герда. – По сведениям старожилов было известно лишь, что могила Семена Емельяновича могла находиться в районе южного фасада нынешнего Ледового дворца.

До революции на этой территории находилось Троицкое кладбище, где было похоронено несколько поколений ижевцев. В 1929 году кладбище было закрыто, а позже – разграблено.

Плита размером 139Х75 см выполнена из чугуна. Весит она больше 100 кг. Чтобы ее поднять, нужно не меньше пяти человек Фото: Елена Кардопольцева

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Уникальный артефакт долгое время использовался на одном из садоогородов на СХВ: чугунная плита лежала прямо в земле, и по ней на участок заезжали автомобили.

– К нам обратились сотрудники Спецстроя России: после пожара на одном из участков на СХВ они делали там уборку и обнаружили эту плиту, – рассказывает Олег Мохов, коммерческий директор ООО «РегионСнаб18», который и передал артефакт в музей. – Изначально она была перевернута, и невозможно было даже догадаться, что плита обладает какой-то ценностью. Я обратился в музей: написал им письмо и отправил фотографии.

Сотрудники Национального музея немедленно исследовали находку и подтвердили, что это – подлинное надгробие Семена Дудина. Они подчеркивают: именно то, что плита была перевернута, и спасло ее от уничтожения, ведь в противном случае надпись, скорее всего, просто стерлась бы под колесами авто.

Как и когда плита попала на огород? Скорее всего это произошло в конце 60-х-начале 70-х годов, когда застраивалась территория разграбленного Троицкого кладбища. Тогда дореволюционные надгробия, мраморные плиты и их фрагменты вывозились вместе с мусором и затем растаскивались горожанами для хозяйственных нужд.

В тексте надписи есть ошибка

– Как я предполагаю, эта плита отлита в Воткинске, так как обычно крупные заказы в 20-е годы XIX века отдавали именно Воткинскому заводу, – рассказывает Евгений Шумилов, доктор исторических наук, преподаватель УдГУ. – Текст для плиты, скорее всего, составлял друг Семена Дудина Захарий Осиевич Лятушевич, один из первых миссионеров в Удмуртии, первый настоятель Александро-Невского собора и соратник Дудина.

Надпись на плите гласит: «Здесь положено т[е]ло раба божiя завод[ск]аго архитектора [осьмого] класа и кавалера [Се]мена Емелья[новича] [Ду]дина скончавшего полезную отечеству жизнь 1825 года сентября в первый ден[ь] на 50 году отъ своего рождения» Фото: Национальный музей УР

Профессор Шумилов подчеркивает: размер этой плиты – свидетельство огромного уважения ижевцев к памяти Семена Дудина, так как в те годы подобные чугунные плиты были редкостью, ведь чаще всего при изготовлении надгробий даже самым известным жителям Ижевска ограничивались металлической табличкой, которую вешали на деревянный крест.

Сомневаться в подлинности плиты не приходится, уверен Шумилов, хотя в надписи на ней есть ошибка: текст гласит, что Дудин скончался на 50-м году жизни, но на самом деле архитектор умер на 47 году. Возможно, неточность допустил писарь, или же в принципе фразу следует толковать так, что Дудин скончался на пятом десятке лет.

Когда плиту представят публике?

Сейчас Национальный музей собирает средства для реставрации плиты. Часть суммы уже собрана: свой вклад в спасение артефакта внес, что интересно, однофамилец великого архитектора Сергей Геннадьевич Дудин, генеральный директор ООО «Пастарель». Осталось найти еще около 80-100 тысяч рублей, и тогда уже к осени, к дню рождения Семена Дудина, восстановленную плиту с его могилы смогут показать широкой публике.

Уникальный исторический момент: плиту впервые показывают журналистам ижевских СМИ Фото: Елена Кардопольцева

Что касается дальнейшей судьбы артефакта, она пока неопределена. Евгений Шумилов  предлагает создать кенотаф – не подлинное, но подразумеваемое захоронение Семена Дудина, возможно даже – во внутреннем дворе Национального музея, так как здание Арсенала, в котором он находится, было последней постройкой архитектора, его «лебединой песнью». Однако после реставрации артефакт, скорее всего, останется в фондах Национального музея, так как находиться под открытым небом 200-летнему надгробию нельзя. Возможно, если будет решен вопрос со строительством кенотафа, для него изготовят копию плиты.

Если у вас есть желание внести свой вклад в финансирование реставрации уникальной находки, вы можете обратиться к сотрудникам Национального музея по телефону 52-50-55.

Читайте также: Под ступенькой подъезда дома на Воровского в Ижевске нашли могильную плиту