Top.Mail.Ru
27 мая 2016 15:36
Культура

Национальная библиотека Удмуртии: Если затянуть с ремонтом, то через 5 лет в новое здание будет нечего перевозить

IZHLIFE подготовил репортаж из разрушающегося здания Национальной библиотеки.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

Национальная библиотека республики находится в самом центре Ижевска. Весной перед большим двухэтажным зданием в классическом стиле алеют тюльпаны. Никто из горожан или приезжих и не скажет, что от библиотеки в самом сердце города остался лишь фасад.

Экс-министр культуры Удмуртии, а теперь сотрудник Национальной библиотеки республики Аверьян Христофоров встречает нас у входа в библиотеку, пока фотограф запечатлевает на камеру бросающиеся в глаза трещины у самого основания колонны.

Красивые колонны в класическом стиле уже разрушаются Автор: Сергей Грачёв

– И что же вы хотите здесь снимать? Думаете, это будет кому-то интересно? – со скепсисом в голосе спрашивает Аверьян Трофимович, когда отпирает двери библиотеки.

И казалось бы, что и правда нечего. Первый этаж библиотеки хоть и в плохом состоянии, но ужаса не наводит. Кое-где облупилась краска, с потрескавшихся потолков и стен сняты люстры и светильники, с лестницы начинает отваливаться облицовочная плитка. Но нет никаких значительных повреждений: первый этаж выглядит практически так же, как и в 2010 году, когда мне приходилось бывать здесь в последний раз. В 2011 году библиотека уже закрыла свои двери для читателей.

Первый этаж библиотеки ещё в хорошем состоянии Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

– Пойдемте, я вас на второй этаж провожу, на первом еще все хорошо, – уверяет Аверьян Трофимович и ведет нас с фотографом к лестнице, ведущей на второй этаж.

Гулким эхом раздаются наши голоса в пустующем здании библиотеки, пока мы поднимаемся по лестнице. На лестничном пролете сразу запахло сыростью, пылью и гнилью. Только после того, как от такого спектра запахов отключилось обоняние, подключилось и зрение. В огромных деревянных окнах многочисленные трещины, все вокруг в пыли от сыплющейся с потолка штукатурки.

– Посмотри на потолок, – киваю я фотографу и указываю на огромное желтое пятно. Штукатурка в этом месте отваливается огромными хлопьями, уже видно серые бетонные плиты.

– Крыша здесь протекает моментально, сразу, как дождь пройдет, – говорит Аверьян Трофимович, пока мы осматриваемся.

С пожелтевшего от влаги потолка целыми пластами отваливается штукатурка Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

Гнилые потолки и обваливающаяся штукатурка

У розовых стен в большом холле второго этажа свалены доски, разобранные столы и полки. Красивая лепнина пострадала от дождей, и в этих местах, где видны потеки, стоять не советуют – штукатурка падает на пол огромными кусками. Здание буквально разваливается на глазах.

Аверьян Трофимович спешно показывает одну из комнат библиотек, где раньше находился каталог, но заходить туда не разрешает. Потолок в этой комнате в буквальном смысле гниет и отваливается, обнажая строительные решетки и грязно-коричневые доски.

Заходить в комнату не позволяют - в любой момент может обрушиться часть потолка Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

И маленькие кабинеты, и хранилища в библиотеке не исключения – в таком же состоянии их гордость, читальный зал. Шесть лет назад здесь стройными рядами стояли столы, за которыми работали научные сотрудники и студенты. Теперь большой голубой зал в запустении, только в дальних уголках стоят старые лакированные шкафы. Абсолютно пустые.


Некогда огромный читайльный зал теперь абсолютно пустой - только шкафы стоят в дальних углах Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

– Вы понимаете, просто ремонт здесь уже не поможет, – говорит Аверьян Христофоров, пока мы осматриваем отвалившуюся лепнину с потолка читального зала. – Деньги, которые будут использованы на ремонт, не нужно вкладывать в это здание. Это будет бессмысленная трата государственного бюджета. Потому что это здание, кроме фасада, нужно уложить большим ковшом.

Находиться на втором этаже библиотеки, действительно, страшно Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

Для библиотеки необходима не просто реставрация, а расширение. По словам работников, старое здание строилось в 1957 году, когда в фондах было всего 200 тысяч книг и документов. Строили тогда с направленностью на то, что фонд будет расширяться.

– Тогда библиотеку построили с расчетом, что в ней будет храниться 500 тысяч книг, – подключилась к разговору только подошедшая заместитель директора Национальной библиотеки Удмуртии Ирина Крашенинникова. – Сейчас у нас 1,5 миллиона книг и документов, которые где-то нужно будет размещать. Здесь нам будет просто некуда их сложить.

Землю, которая находится за библиотекой, продали, и расшириться в эту сторону у них не получится. Сейчас готовится сразу несколько проектов для этого здания.

Ходили слухи о переезде части фондов в новую библиотеку УдГУ. Но это невозможно – Национальная библиотека и библиотека университета находятся «под крылом» разных министерств

Дело не только в размерах самой библиотеки, но и в устаревшей системе вентиляции, и в новых требованиях к пожарной безопасности.

– Эти красивые арки, ведущие в холл, никак не соответствуют требованиям пожарных. Идет поток воздуха, и если что-то загорится, здание вспыхнет моментально. Эти арки нужно будет перекрыть, – говорит Аверьян Христофоров. – И еще смотрите, – он подводит нас к левой лестнице, ведущей на первый этаж. – Видите, какие здесь решетки, уже пыльные. Наверняка, там есть грибок.

Автор: Сергей Грачёв

И пока я приглядываюсь к грязный стенам и будто покрытым копотью решеткам, чувствую, как на голову мне падает тонкий слой штукатурки.

Ценные фонды библиотеки уже начали гнить в подвалах

В фондохранилищах абсолютно пусто – все книги перевезли в «лучшие подвалы города», а редкие экземпляры хранятся в старом здании архива. Здесь приходится передвигаться с осторожностью – потолки низкие, ведь в двухэтажном здании библиотеки размещено семь этажей фондов. И это место, наверное, единственное здесь не вводит в состояние ужаса и страха, что на тебя вот-вот свалится часть потолка.

Огромные фондохранилища сейчас пустуют Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв

– Сейчас книги развезли по подвалам, другим зданиям. Но разве там условия для книг, особенно для редких, подходящие? – спрашиваю я, пока осматриваю фондохранилище.

– Конечно, нет. Приходится постоянно проверять каждую книгу, чтобы не появился грибок или они не сгнили. Все книги сейчас упакованы в крафтовую бумагу или коробки, мы обрабатываем их специальными средствами, – рассказывает Ирина Крашенинникова. – Но фонд уже сейчас поражается грибком, и мы очень обеспокоены этим. Как мы поедем в новое здание с такими зараженными книгами?

– И сколько же времени есть у этих фондов, чтобы в новое здание можно было перевезти хоть часть незараженных книг?

– Пять лет. Через пять лет везти в новое или отремонтированное здание будет абсолютно нечего, – вздыхает Ирина Крашенинникова.

Сотрудники регулярно пишут служебные записки, что им нужны специальные средства на обработку. Но это всего лишь полумера.

«Нам только обещают, что все сделают»

Конечно, у работников Национальной библиотеки много планов: и сделать электронный обучающий класс, и электронный читальный зал. Уже сейчас они проводят множество мероприятий, которые привлекают внимание молодежи со всей Удмуртии.

– Понимаете, мы же главная библиотека Удмуртии, и выглядеть вот так: бегать по подвалам, когда есть большое здание, это стыдно, – говорит Ирина Крашенинникова, пока мы медленно идем по первому этажу.

– Неужели представители правительства не приезжали и не видели всего этого?

– Приезжали, и не раз. Говорят – сделаем, но вы и сами все видите. Научный центр в таком состоянии, – грустно говорит Аверьян Трофимович.

Мы еще несколько раз обходим красивое здание, подмечаем осыпающийся кирпич под самой крышей. Чтобы никто не пострадал, эти места обнесли забором и повесили на забор табличку: «Объект закрыт на реконструкцию. Возможно обрушение. Проезда и прохода нет».

Места, где обсыпается крыша, обнесли забором Автор: Сергей Грачёв
Автор: Сергей Грачёв