Top.Mail.Ru
26 апреля 2016 18:26
Культура

В театре оперы и балета Удмуртии показали оперу «Турандот»

Постановка, в которой занята вся труппа театра, получилась шикарной, хотя ее бюджет был довольно скромным <фото с генеральной репетиции>

Анастасии Малышевой
Анастасии Малышевой

23 и 25 апреля в Государственном театре оперы и балета Удмуртии им. П. И. Чайковского состоялась грандиозная – не побоимся этого слова – премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» по мотивам сказки Карло Гоцци. Это произошло ровно через 90 лет после первой ее постановки: 25 апреля 1926 года, на сцене театра Ла Скала впервые показали последнюю оперу последнего итальянского классика.



В постановке ижевского театра восхищает все – от красивейших костюмов, интересных декораций до слаженности хора с балетной труппой театра и незатянутости действия (а это, как оказывается, очень важно для современных зрителей).



Сюжет оперы строится вокруг истории любви принцессы Турандот, обреченной на ненависть к мужчинам (это ее родовое проклятье), и принца Калафа. Принцесса испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит ее в жены, а ответивший неверно будет казнен. Калаф, естественно, отгадывает загадки, но возможен ли счастливый финал для этих двоих? Будут ли дарованы принцессе, ставшей виновницей стольких смертей, – прозрение и любовь? Это четвертая загадка оперы, которую оставил Пуччини, не успевший закончить свое творение.



У Николая Маркелова – главного балетмейстера театра, который поставил «Турандот», разгадка получилась особенной. Он мечтал сделать эту оперу уже давно: еще в 2006 году Маркелов предлагал на худсовете поставить «Турандот». Определенная часть мечты осуществилась в 2012 году. Тогда центральным эпизодом в спектакле «Casta Diva», который Николай Маркелов поставил для бенефиса заслуженной артистки России Татьяны Силаевой, стала сцена трех загадок из оперы «Турандот».

Анна Никифорова
руководитель литературно-драматической части театра
«На Западе эта опера входит в пятерку самых популярных. А у нас в России ее ставят редко, еще и потому, что трудно найти достойных солистов. Здесь нужен не только крепкий, сильный и яркий голос, но и масштаб личности. Нашему театру повезло - Татьяна Силаева идеально подходит для этой партии»

Окончательное решение ставить оперу появилось в конце 2015 года. Активные репетиции начались зимой 2016 года, когда музыкой «загорелся» Заслуженный деятель искусств УР, дирижер Николай Роготнев.



- Он вместе с солистами не выходил из классов: все время репетировали, - подчеркивает Анна Никифорова. – Сложнее всего дались партии Пинга, Панга и Понга, а также работа хора театра (хормейстер Людмила Елисеева). Хотя музыка Пуччини предъявляет высочайшие требования абсолютно ко всем солистам и, конечно, к оркестру. Без полного погружения исполнять ее невозможно!



В постановке занята вся труппа театра – и хор, и балет, и даже все до единого монтировщики участвуют в опере, исполняя роли стражников. Заглавную роль в спектакле исполняет Заслуженная артистка России Татьяна Силаева, партию Принца Калафа – Народный артист Удмуртии Дмитрий Шиврин. Кроме того, на второй премьерный спектакль были приглашены звезды из Москвы – солисты Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова и Дмитрий Полкопин.



Костюмы придумал питерский художник Сергей Новиков, обладатель премии «Золотой софит», который уже давно и плодотворно работает с Николаем Маркеловым. «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Чиполлино» - это их совместное творчество.

Кстати, постановка оперы обошлась не в столь значительную сумму, как это может показаться. Костюмеры и декораторы постарались использовать красивые, качественные, но недорогие материалы.



Отметим, опера исполняется на итальянском языке с русскими титрами. В следующий раз «Турандот» покажут уже осенью.