10 марта в Ижевске состоялась церемония распаковки роялей известной марки Steinway&Sons, которые специально к юбилею П. И. Чайковского купили для нашей республики.
На их приобретение было потрачено чуть более 21 млн рублей.
- Благодарим Главу Удмуртии Александра Соловьева, который смог донести до спонсоров важность этой покупки, - сообщил Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии. - Большую часть денег выделили «Удмуртнефть», предприятие «Ижевское» и «Удмуртавтодор».
Рояли купили в Москве, произведены они на заводе в Гамбурге. Всего роялей три: два больших будут находиться в обновленном Театре оперы и балета и в Удмуртской государственной филармонии, а еще один отправится в Воткинск, в ДК «Юбилейный».
Алексей Фомин,
директор Удмуртской государственной филармонии:
| |
В последний раз рояли такого уровня покупались в 1989 году. На инструментах будут играть профессионалы, но не хочется забывать и о подрастающем поколении - вполне вероятно, завтра-послезавтра эти молодые музыканты станут великими. |
- У этого рояля очень жесткие условия хранения, прописанные в контракте, - сообщил Алексей Фомин. - Нужен специальный климат-контроль фирмы Steinway, который будет установлен в филармонии в ближайшее время. Одно из важных условий - воздух в помещении не должен быть сухим.
Первым на рояле сыграет прославленный пианист Денис Мацуев. Он и выбирал инструменты для Удмуртии. Зрители услышат музыку композиторов Р. Шумана, С. В. Рахманинова и, конечно же, П. И. Чайковского. Кстати, билеты почти все раскуплены - в кассе остались только самые дорогие.
Почему так дорого стоят рояли?
Попробуем понять, почему так ценятся эти рояли и почему так дорого стоят.
- Рояли с историей. «Steinway&Sons» - одна из старейших и крупнейших корпораций мира, специализирующихся на выпуске музыкальных инструментов. Она существует с 1853 года. И все важные, существенные изменения, касающиеся конструкции и звучания роялей, фортепиано, придумали и внедрили в производство именно создатели этой фирмы.
- 3 года для одного рояля. Для сборки и настройки одного рояля требуется чуть больше года, чему предшествует процесс сбора и сушки древесины для корпуса, крышки, деки, механики, занимающий еще около двух лет. Каждую стадию производственного процесса отслеживают 300 сотрудников фабрики.
- Современное оборудование. В цехах фирмы стоит самое современное оборудование. Так, оптимальный баланс влажности воздуха поддерживает крупнейшая в мире система кондиционирования и осушения воздуха, работающая от солнечного коллектора.
- Ценные породы дерева. Для изготовления разных частей каждого рояля используются высокосортные и ценные породы деревьев. Так, для монолитного корпуса используются только твердая древесина клена, которая склеивается в 20 слоев. Для резонансной деки нужны лучшие образцы ели Sitka, для крышки рояля - американский тополь. И 90% всей работы выполняются вручную.
- 12 тысяч деталей. Конструкция Steinway содержит более 12 тысяч отдельных, в совершенстве подогнанных деталей. В соединениях тех частей конструкции, от которых зависит качество звука, полностью отсутствуют металлические и пластиковые связи, нарушающие распространение звуковых колебаний. Еще деталь: чугунная рама, лежащая в основании рояля, льется по специальному рецепту как один элемент вакуумным методом, что повышает ее прочность и позволяет выдерживать натяжение струн до 20 тонн.
- Не рояль, а целый оркестр. Модель рояля D-274 - лучшая среди инструментов Steinway. Именно ее устанавливают в крупнейших концертных залах Нью-Йорка, Токио, Вены, Москвы и Санкт-Петербурга и пр. для проведения музыкальных фестивалей и концертов. Инструмент звучит разборчиво и качественно в любых ситуациях, от пиано до форте, от одиночных звуков до сложных аккордов. Складывается такое ощущение, будто играет не один рояль, а целый оркестр.
- Престиж. На роялях этой марки предпочитали и предпочитают играть большинство музыкантов с мировым именем: Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц, Джонн Леннон, Даниил Крамер, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Дайяна Кролл, Раймонд Паулс и др.
Процесс изготовления
1. Производство начинается с боковой стенки (корпус рояля) – это одна цельная деталь, склеенная из 17 листов шпона, длиной до 7 метров твердого клена. Толщина боковины примерно 8.5см. Ее для придания формы закрепляют в специальном прессе с помощью тисков и хомутов.
2. После того, как высохнет клей, боковину на 11-16 недель ставят в кондиционированное помещение при влажности 45% и при температуре 29.5 градусов по Цельсию.
3. Делают вручную деку из ели (дерево твердое, гибкое для воспроизведения звуковых колебаний, прочное): деревянная диафрагма с брусками в центре с верхней стороны. Через них проходят струны, которые передают колебания резонансной деке, в результате чего звучание струн усиливается.
4. В корпусе рояля устанавливается деревянная конструкция, которая поддерживает «позвоночник» рояля - чугунную раму массой около 140 кг. Рама покрывается лаком. Рама выдерживает натяжение струн до 20 тонн.
5. До установки в корпус резонансной деки в штегах (мостиках) делают прорези для струн, которые будут проходить через них.
6. Когда дека и чугунная рама закреплены в корпусе, устанавливают струны. Струна продевается в отверстие в вирбеле (стержне для натяжения и настройки струн) и специальной машинкой делается три витка струны вокруг него. Затем продевается сквозь одно из более 200 отверстий в раме и сажается в вирбельбанк. Настройщик устанавливает необходимое натяжение струн, вращая вирбели с помощью настроечного ключа.
7. Из войлочной ленты делают молоточки - демпферы. Ленту проклеивают, помещают в длинную медную форму с канавкой внутри и напрессовывают на метровый деревянный стержень. Потом его распиливают на «ломтики» - это и есть молоточек, который крепится в клавиатурной механике. Потом подгоняют их к струнам, устанавливают рычаги, приводящие в действие демпферы.
8. Клавиши раньше делали из слоновой кости, теперь из искусственных материалов. Механизм каждой клавиши состоит из 60 отдельных частей.
9. Резчик по дереву делает ножки, дизайн которых можно выбрать. Все наружные детали покрываются нужной по цвету краской.
Перед настройкой мастером рояль помещают в комнату, где специальная машина целыми днями играет одну и ту же мелодию сотни раз. Если какая-то клавиша не исправна, то дефект исправляется. Только после машины рояль «попадает» в руки мастера. Он окончательно настраивает инструмент. Все - рояль готов.
Все фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com