Картины и графика сюрреалиста Олега Ефремова демонстрировались на престижных выставках современной живописи в Москве, Греции, Германии. В 2009 году с большим успехом прошла персональная выставка в Сиднее (Австралия) в частной галерее LabOratorium-STUDIO&Perfomance Gallery. Работы Олега Ефремова находится в личных коллекциях России, Европы, США, Австралии.
В настоящее время художник живет в Ижевске, где официально не выставлялся ни разу. Несколько картин Олега Ефремова были показаны в галерее «Грифон» в рамках однодневной выставки виртуозной ижевской пианистки Аси Корепановой.
8 декабря открылась первая персональная выставка Олега Ефремова. Художник поделился своей творческой концепцией с журналистами.
- Олег Николаевич, скажите, как вы создаете картины? Как рождается замысел каждой работы?
- Я изначально не выстраиваю никакой композиции. Сначала пишу какой-то небольшой элемент, и уже он наращивает на себя другие детали. Даже под пыткой я не могу сказать, что получится в итоге, каждая картина для меня становится неожиданностью. Это аналитический метод Филонова: из маленького участка – копеечки - вырастает рубль, потом – полкартины, а затем – целое полотно.
- На ваших картинах большую роль играют глаза, они везде. Чему служит этот прием?
- Цель моей работы – создать напряжение зрителя, а глаза, как известно, зеркало души, они отражают все прекрасное и все ужасное в человеке. У меня часто одно лицо накладывается на другое, при этом кожа как бы слазит. Одну свою картину я даже назвал «Чешуя».
- Олег Николаевич, вы написали портрет мамы Аси Корепановой – Сорийи Батыршиной. А саму Асю вы хотели бы изобразить, и вообще кто может удостоиться чести быть написанным вами?
- Я знаю Асю практически с грудного возраста и у меня, конечно, есть несколько ее портретов, но сейчас она изменилась, и мне бы хотелось вновь ее написать. А вообще меня должен привлечь первый импульс, первое впечатление от человека, чтобы изобразить его на холсте.
Для любопытных зрителей Олег Николаевич прокомментировал несколько своих картин.
- Это работа без названия. Здесь тесное пространство, отсутствует перспектива, - говорит Олег Ефремов, - а вот в левом верхнем углу – скала, дальше - пропасть. А внутри желтый глаз, из которого вытекает черная субстанция. Если зритель проанализирует каждый элемент полотна, то у него останется сильное впечатление. Это картина о раскаявшемся грешнике, который молит избавить его от грехов.- Это своеобразный китч на Сальвадора Дали, - комментирует Олег Николаевич, - ведь он, как известно, разводил улиток и головастиков. Иногда Дали заходил в ванную, где они у него ползали, и начинал давить их о стену, потом вырезал кусок стены и объявлял это произведением искусства.
- Здесь шло движение от противоречия, безысходности, – рассказывает художник. - На полотне присутствует и мой профиль. На картине изображен также Христос, он показывает, как тяжело человек, уже умерший, молит о прощении. Это о внутренней борьбе всего живого. Обратите внимание, в этой карте присутствует лейтмотивный для меня элемент – лестница со сломанной ступенькой. Человек к чему-то шел, стремился, и всего одна ступень помешала ему осуществить задуманное. Такая несостоявшаяся судьба.
- А в вашей жизни ступеньки были сломаны?
- Я стараюсь не изображать больше двух сломанных ступенек, но в моей жизни их было больше десятка. У меня в жизни всегда получается то вверх, то вниз, то взлет, то падение. Так что, может быть, в картине отразилась моя биография.
- Вы часто изображаете покаявшегося грешника. А у вас есть грехи?
- Конечно, любой человек грешен, но не все над этим задумываются. Я же за свои грехи давно покаялся, по крайней мере, о которых помню.
- Сюжеты у вас все же непростые, жесткие, тяжелые. Почему столько ужаса? У вас было трудное детство?
- У меня всегда складывались непростые отношения с родителями, они были слишком правильные, я им не соответствовал. Идеалом моей матери был Олег Кошевой, поэтому она и назвала меня Олегом, но ему я также не соответствовал. Поэтому обманывал ее, часто без всякой причины, только ради процесса. Сейчас я, конечно, понимаю, что она делала все от чистого сердца.
- Олег Николаевич, ваши картины выходят за грани реальности, как же зритель должен их воспринимать?
- Бывает на выставке человек простоит у картины час, потом, ударив себя в лоб, скажет: «Ничего мне здесь не понятно». Но ведь необязательно понимать картины. Искусство вообще не следует понимать, можно просто принимать, чувствовать и вдохновляться.
Где посмотреть:
Галерея «Грифон»: ул. Пушкинская, 268, тел.: 43-49-97, факс 43-49-76
Время работы:
Ежедневно до 20 декабря, кроме воскресенья, с 10.00 до 19.00.