Спектакль «Колымские рассказы» на сцене ижевского театра «Молодой человек» показывают уже почти месяц. Автор – Андрей Опарин. Он выиграл грант по программе поддержки молодых режиссеров Союза театральных деятелей России.
Спектакль по произведению Варлама Шаламова рассказывает о жизни заключенных, прошедших сверхчеловеческие испытания. Почему именно эта постановка – ведь сейчас театры стремятся показывать комедии, а тут…
- Давно хотел поставить Шаламова. Это больше, чем лагерная тема. Это про человека, - рассказывает Андрей Опарин. - Лагерь особенно проявляет человеческую сущность. В конце спектакля мне хотелось показать лицо этого человека, который живет с ощущением своей смертности. Сначала кто-то умирает рядом с тобой. А потом понимаешь, что ты можешь умереть, лично ты. Тогда человек начинает «цепляться за жизнь, которую так настойчиво отнимали».
Трехмерность декораций
Спектакль длится около двух часов. С первой минуты зрителя погружают в мир заключенных: он оказывается в «реальной» колонии строгого режима на Колыме. Люди, охваченные отчаяньем и нестерпимым голодом, пытаются «отхватить» последний кусочек жизни, уже давно потерявшей смысл.
Огромные по величине доски и бревна, меняя свое место расположения, делают сцену абсолютно разной по величине и площади. Зритель оказывается то на просторном лесоповале, то среди высоких деревянных строений, то в узком тюремном бараке. Динамичность и одновременно непрерывность действия делает постановку трехмерной.
Все продумано до мелочей, вплоть до дырявых валенок, облезлых меховых шапок заключенных и их неестественной бледности.
Как ни странно, сопереживаешь каждому герою – будь он беспощадным надзирателем или измученным заключенным: у каждого есть своя история.
Джаз, световые эффекты, иконы
Отдельного внимания заслуживает музыка. Джаз. Почему?
- Музыка есть всегда. Даже в тишине, - уверен молодой режиссер. - Она есть и в мире Шаламова. Пробовали разную музыку, но необходимо было соблюсти «дистанцию». Джаз дает некий воздух, пространство. Он позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. А еще джаз - индивидуален, и прекрасно перекликается с шаламовской темой свободы.
Музыке вторят световые эффекты. В начале, во время тяжелых работ – тусклый свет. В середине постановки – синий и холодный на изнуряющем морозе. И, наконец, ободряющий и дающий надежду ярко-желтый - в конце.
С помощью проектора видим картины, всплывающие в воображении заключенных. Это полотна картин великих художников, заснеженный лес, и даже святые лики икон.
Особенно запоминающейся стала сцена, где сбывается мечта униженного и до ненависти оголодавшего парня-каторжника. Обманутый скупым надзирателем, он в порыве голодной злобы бросается и отчаянно, изо всех сил грызет зубами заледенелое сырое мясо. И… умирает. Зритель еще его увидит… в царстве мертвых…
Спектакль – искренний, сложный, заставляющий задуматься. Ведь все эти трагедии реальные. Они не в прошлом, они все еще здесь, в этом мире. А наша жизнь – это счастье. Счастье в настоящем времени. И не надо упускать ни одной возможности помнить об этом снова и снова...