Национальный музей им. К. Герда или, как его называли раньше, Арсенал – одно из самых больших и старых хранилищ древностей в Ижевске.
«Оружейный храм»
Необходимость в постройке специального, строго охраняемого, отдаленного от производства склада для хранения оружия появилась почти сразу, как появился оружейный завод. Первый арсенал, как писал в своей книге «Город на Иже» историк Евгений Шумилов, «теснился в избе», поэтому в 1812-м «спешно приспособили старый госпиталь на Береговой». Туда вмещалось 10 тысяч единиц оружия, но и этого оказалось мало.
И уже в 1827 году в Арсенал начали привозить оружие. Причем только ночью на специальных подводах прямо с завода. Всего здесь одновременно могло находиться до 75 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия, которое потом распределялось по всей стране.
В одной из палат Арсенала был обустроен, по меткому замечанию историка Евгения Шумилова, «оружейный храм» - хитроумно составленная из стволов, замков и иных стальных, медных и бронзовых деталей пирамида.
Шумилов же пишет в своей книге, что тайный ход вел не на завод, а в «пороховушку» (сейчас на этом месте располагается Вечный огонь), где хранился порох в бочонках, патроны в ящиках, гранаты и пулеметы.
Кто убирает «наросты времени»?
На сегодняшний день в музее находятся около 200 тысяч предметов, отражающих историю нашего края от каменных топоров до оружия и мотоциклов. Все они в хорошем состоянии. И все это заслуга сотрудников отдела реставрации – реставраторов по тканям, дереву и металлу.
Обычно на ткани (даже если она чистая) от сырости, влажности и времени появляются пятна, дырки, их может попортить моль. Деревянные предметы могут потрескаться, металлические – потускнеть, покрыться копотью. Все эти «наросты времени» и убирают работники музея.
Перед началом работы собирается совет, куда входят реставраторы, научные сотрудники и фондовики-хранители. Именно они и решают, что делать с принесенным предметом: сделать заплатку, вывести пятна, пришить недостающий рукав, собрать монеты на монисто.
- Все вещи старые, хранились как попало и где попало. Вот платье удмуртки – его даже доставать не хочется, - Валентина надевает халат и перчатки, разворачивает грязную, с дырами длинную рубаху. - Самое трудно для меня – это процесс ослабления пятен. Сейчас уже трудно понять, от чего оно появилось. А надо так сделать, чтобы окончательно не испортить вещь. Реставрация не любит спешки. Если не отрываться, то можно и за месяц привести его в порядок. А так, не спеша, получится за 2 месяца.
По словам Валентины, работа реставратора должна быть видна, поэтому ткани специально не состариваются, и точно в цвет не подгоняются.
- В последнее время появляются мысли: надо ли это делать? Но когда я вижу старый, ветхий, грязный предмет, мне надо его сохранить. Будущее поколение должно знать историю. Например, таких платьев уже нет и не будет. И мы просто не узнаем, в чем ходили наши предки. Если это не реставрировать, то все или сгниет, или превратится в прах.
«Предметы, которые храним, хорошие и добрые»
Все коллекции музея находятся в хранилищах – специальных помещениях с огромным количеством стеллажей, шкафов и ящиков. Особый микроклимат там не поддерживается – музей не располагает такими средствами. По идее, в хранилищах должна поддерживаться постоянная влажность, пониженная температура воздуха, помещение должно постоянно вентилироваться.
- Мы не сторожа и не кладовщики, - говорит старший научный сотрудник, хранитель двух групп предметов (дерево и металл) Елена Туркевич. - Мы – научные сотрудники – историки-архивисты. Мы не только храним коллекции, но еще изучаем их и представляем. За время работы выработалось чутье – даже просто приезжая в деревню, мы видим нужные для музея предметы.
На каждый экспонат составляет научная карточка. Это своеобразный паспорт, в котором до мельчайших деталей описывается и фотографируется внешний вид предмета, рассказывается, кто и когда принес его, кто пользовался, где он «обитал». Карточки – это как каталог в библиотеке. Они помогают ориентироваться в предметах, структурировать их и быстро находить.
Карточки носят серьезный юридический статус. Ведется строгий их учет.
- Иногда бывает сложно что-то узнать о предмете, - рассказывает Елена Туркевич. - Тогда просто откладываешь в сторону до лучших времен. Смотришь в Интернете. А раньше сидела в «Ленинке», очень много читала, все конспектировала. Это закладывалось в голову. Ведь нужно знать и отличать предметы: для чего он нужен, как называется. Есть предметы, которые давно уже вышли из обихода. Но давно работая в музее, в экспедициях, удивляем бабушек: мы больше их знаем и многое можем рассказать.
Спрашиваю об энергетике старых предметов.
- Предметы, которые я храню, добрые, - уверена хранительница. - Они сделаны людьми для доброго дела – это орудия труда, предметы быта. Они помнят хорошую энергетику, поэтому я не чувствую никакого раздражения. А еще все замечают, что многие женщины в музее хорошо и молодо выглядят. Я думаю, именно из-за хороших вещей.
«Выставку организовать – это как в новую квартиру въехать»
Коллекции музея посетители могут оценить только на выставках. Этим занимается специальный отдел. Исходя из исторических дат, значимых для истории города, Удмуртии и России событий, наличия экспонатов, составляется выставочный план.
Например, выставку «Древняя и средневековая история края» сотрудники музея готовили несколько лет. Отбирали предметы, изучали исторический материал, комплектовали коллекцию, составляли все документы, реставрировали экспонаты.
После того, как вся теоретическая часть проработана, дизайнер создает художественный макет, потом научный совет смотрит, передает ли он замысел и идею выставки. И только после этого начинается оформление выставки в зале.
- Это как въехать в новую квартиру. Мы ходим с рулеткой и вымеряем каждый сантиметр. Заказываем витрины, распечатываем фотографии, продумываем что, как и в каком порядке должно стоять. Чтобы человеку не тоскливо было по залам ходить, чтобы придя в зал и посмотрев выставку, посетитель понял, что ему хотели сказать, что до него хотели донести. Поэтому на выставке случайных вещей не бывает.
В музее одна постоянная историческая экспозиция, в которой есть разделы (этнография, торговля, промышленность), 3 постоянно действующих выставки - «Рассказы о животных Удмуртии», «Планета «Иж»: моторы и люди», «От Бородино до Сталинграда». Почти каждый месяц посетителей ждет новая передвижная выставка (всего в год может быть 6-8 выставок).
«Чучело – это искусство»
Кстати, о случайностях. На одной из выставок замечаю голубя: «Ой, к вам птичка залетела!». Оказалось – мастерски сделанное чучело. Автор – таксидермист Вячеслав Семечкин, который работает в отделе природы музея с 1979 года.
Его мастерская похожа на столярную и одновременно обувную подсобку. Здесь в баночках стоят напильники, отвертки, лежат гаечные ключи, плоскогубцы и даже дрель, в деревянных подушечках – десятки иголок, на подоконниках – лисьи хвосты и челюсть волка. На столе – чучело птички.
- Вы чуть-чуть опоздали. Я ее уже зашил, - говорит Вячеслав, а я думаю – и слава Богу, что поздно пришла. - Здесь своя технология, свои материалы. У меня, как у хирурга, главное - скальпель, пинцет и зажим.
Вячеслав рассказывает: чтобы сделать чучело, иногда уходит целый год – ведь зверя или птицу надо еще и поймать.
Задача таксидермиста – собрать и сделать чучела всех видов животных, которые обитают в Удмуртии. Сразу сделать это невозможно, поэтому ученый совет выдает списки видов, из которых будут составлены коллекции музея. В задачу Вячеслава входит и поддержание чучел в хорошем состоянии.
- А вам их не жалко?
- Вы же пришли узнать о профессии, а не о том, жалко или нет. Конечно, жалко. Но обиднее, когда пропадают редкие животные под колесами машин, в рыболовных сетях или на проводах электрических сетей. Просто так ведь исчезают, а могли бы послужить еще в учебных и культурных целях.
Вячеслав говорит, что самое сложное в его работе – это поймать вдохновение.
- Чучело – это искусство. Не просто так собрал, и все. Ведь птица может принять любую форму. И, например, из хищника можно сделать ворону. Это как пластилин. Она может сесть в такую позу, а может в совершенно другую. Можно работать на публику и делать чучело в невероятных, вычурных позах, агрессивное. Наша задача, чтобы птица или зверь соответствовали действительности, чтобы были, как настоящие, как они есть в природе, передать их индивидуальные особенности.
Экскурсоводы - психологи
Чтобы стать экскурсоводом, нужно сдать экзамен.
- Когда устраивалась на работу в музей, не знала, что так все масштабно будет, - рассказывает пресс-секретарь Надежда Перевозчикова. – Ты должен выучить каждую экскурсию, после собирается совет, слушает тебя и решает, знаешь ли ты все, что нужно.
Кстати, как таковой должности экскурсовода в музее нет.
Главная задача этого отдела: сделать посещение музея не только полезным, но и интересным, чтобы посетитель захотел прийти еще раз. Поэтому для детей организуются театрализованные выставки, на которых можно примерить, например, удмуртскую рубаху или кафтан.
- Самое сложное – найти подход к той группе, которая пришла, - уверена Галина. - Ведь люди совершенно разные, как по возрасту, так и по интересам. Поэтому нам нужно знание психологии. И, конечно, артистичность. Еще нужно обладать чувством юмора, чтобы не скучно что-то рассказывать.
Бывает, что посетители задают вопросы, а сотрудники не могут найти ответ.
- Тогда мы честно признаемся, что не совсем компетентны в этом вопросе. Можем свои какие-то мысли донести до человека, подскажем, где можно посмотреть.
По словам Галины, людей очень интересует история города:
- Иногда дежуришь по субботам и видишь, как люди приходят утром и могут 3-4 часа провести в музее, досконально рассматривая каждый экспонат, задавая вопросы. Это здорово!