Top.Mail.Ru
6 декабря 2012 18:07
Культура

Финно-угорские бабушки: «Благословляем вас на добрые дела!»

В конце ноября в Удмуртии с успехом прошёл Международный фестиваль искусств и народного творчества «Финно-угорский транзит». <Фото>

предоставлены Домом Дружбы народов
предоставлены Домом Дружбы народов

Фестиваль проводится в Ижевске с 2008 года, путешествуя из одного региона в другой, каждый год придерживаясь выбранной тематики и стиля. На сей раз праздник соединил лучшие коллективы, мастеров и художников из двух соседних финно-угорских регионов России. Встречи проходили в самых разных форматах.

В Доме дружбы народов открылся настоящий Город мастеров. На стенах красовались работы с Межрегионального пленэра художников и фотохудожников финно-угорских народов «Еношка» («Радуга»). Идея выставки родилась в прошлом году. В течение пяти дней более двадцати мастеров карандаша, кисти и фотоаппарата из Кудымкара, Перми и Сыктывкара искали необычное в привычных окрестностях сёл и деревень. Главной темой пленэра стал пейзаж. Теперь эти картины и фотоснимки привезли в Удмуртию.

Рядом с картинами, на столах, радовало глаз многоцветье эмали, бересты и кружев. Мастера из Коми-Пермяцкого округа и Ижевска представили плетёные пояса и корзинки из лозы, лапти и валяные сумки, текстильных кукол в народных костюмах и игрушки из глины. Здесь же можно было посмотреть раритетные книжные издания на финно-угорских языках.

Тут же начались песни и пляски с привлечением гостей выставки. Удмуртский шаман, коми-пермяцкие и марийские бабушки дружно вовлекли всех в общий хоровод.

Все бабушки фестиваля.

Фольклорные коллективы с удовольствием прошлись по второму этажу здания, где увидели выставку национальных костюмов. Здесь были выставлены русские зипуны, удмуртские повседневные и праздничные платья, современные офисные костюмы с элементами народного орнамента и даже японские, расшитые золотом, кимоно. Их любезно предоставил кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна УдГУ Александр Пилин. Именно для того, чтобы подчеркнуть, насколько перекликается стилистика костюмов Запада и Востока.

Буквально через час после открытия фестиваля художники и искусствоведы собрались на круглый стол, посвящённый этнофутуризму. Модераторы – председатель правления Творческого объединения «Ижкар» Юрий Лобанов и заслуженная артистка УР Надежда Уткина – предложили гостям подискутировать на тему «серьёзной игры» с символами и архетипами национальной культуры. Говорили о том, как непросто художнику пробиться к публике, и о меценатах, которые, слава Богу, не перевелись на удмуртской земле.

- Плохой человек хорошую картину не напишет, как ни старайся – подытожил Юрий Николаевич. – Надо просто заявлять о себе на выставках и форумах, общаться с коллегами и обязательно искать вдохновения в народных истоках.

Одновременно с круглым столом начала работу научно-практическая конференция по народному костюму Урала и Поволжья. Этнографы и сотрудники музеев, историки и лингвисты обсудили специфику народной одежды, украшений и аксессуаров. Завсегдатай модных показов в национальной тематике, руководитель лаборатории проектирования костюма УдГУ Надежда Завражных и модный дизайнер Полина Кубиста рассказали о тенденциях в современном удмуртском костюме.

А вечером на сцене филармонии состоялся концерт «В гостях у бабушек». Зал и балкон были переполнены зрителями с гармошками, в платках и монистах. Ведущие концерта – поющие мама и дочка Елена и Полинка Келаревы – познакомили с умудрёнными опытом, но не теряющими задора молодости участниками фестиваля. Фрагменты марийских аутентичных обрядов показал ансамбль бабушек «Савак кундем» из Республики Марий Эл. Этнографический коллектив «Кукушка» из Коми-Пермяцкого округа удивил всех частушками Пермского края. Участники коллектива «Бесермян крезь» из Ярского района Удмуртии пели в уникальной манере пения крезей. А фольклорный коллектив «Апайес» из Шарканского района показал зрителям семейный обряд по случаю рождения телёнка. В финале концерта танцевали все: знаменитая студия танца «Эктон корка» и всеобщие любимицы Европы – «Бурановские бабушки».

«Бурановские бабушки» и «Эктон корка»

Конечно, бурановских ждали с первой минуты концерта. Терпеливо и затаив дыхание. А они, лишённые всякой звёздности, не стали уходить за кулисы, а сели в один ряд со зрителями.

- Вы сегодня не в полном составе? – тихонько спрашиваю я.

- Да, Наталья-апайка не смогла приехать, у неё давление скачет, – говорит Ольга Туктарева, художественный руководитель «Бурановских  бабушек».

Не мудрено, за последние 5 суток у них набралось 25 часов перелёта и каких-то 9 часов сна. Как они это выдерживают?

И вот бабушки поднимаются из зала на сцену, и Галина Конева, идущая первой, тихонько крестится. Действительно, сцена для бурановских – это святое! Я помню, как мы встречали их в аэропорту и в Международном Восточно-Европейском университете, как болели за них на Центральной площади в ночь «Евровидения» и как праздновали их победу в азербайджанском кафе «У Лося». А потом представители самых разных диаспор приехали в Малую Пургу, и на встрече с работниками культуры мы увидели уставшую Ольгу Николаевну Туктареву.

- Знаете, - грустно сказала она. – Сейчас у меня есть и дороги, и новый клуб, и храм вот скоро построится, но столько сил было вложено в этот проект, что, поверьте, я уже ничего не хочу!

Они никогда не подстраиваются под общезвёздные каноны. Им не требуется кричать в зал: «Я не вижу ваши руки-и-и!» - любая аудитория сама встаёт перед ними и начинает танцевать. И чтобы не утонуть в овациях они, не давая опомниться залу, начинают петь ещё и ещё. Вот, только что они сидели в зале и шушукались, что бы такого сплясать – и тут же на сцене схватили под руки ансамбль «Эктон корка» и пошли «стенка на стенку»! Зал ликует и требует ещё песен.

- Ну, конечно, мы споём «Party for everybody», - качает головой Ольга Туктарева, гляда в несмолкающий зал. – Хотя мы сами так устали от этой песни!

Они поют и рассказывают о своём храме. О гастролях и перелётах. О встречах и людях.

- Знаете, - говорит Ольга Николаевна. – Всё в этом мире держится на бабушках, на их мудрости и опыте, на их доброте и любви.

Смолкает последняя песня, и со сцены звучит голос ведущей:

- Благословите нас, бабушки!

В зале воцаряется тишина. Пять бабушек – марийская, коми-пермяцкая, шарканская, бурановская и бесермянская – подходят к микрофонам: «Храните язык, традиции и обычаи своих предков, помните наши песни и танцы. Почитайте природу, как своих родителей. Жалейте и лелейте детей. Храните в себе огонь любви, не забывайте за всё благодарить Бога!».

Зал встаёт и долго хлопает, не желая расходиться.

Мы не прощаемся с «Финно-угорским транзитом». Так хочется, чтобы эти люди к нам обязательно вернулись!