Количество людей, попадающих в ловушки телефонных мошенников, ежегодно растет. Как сообщала
прокуратура УР, в первом полугодии 2023 года количество хищений денег при помощи телефонов и интернета выросло более чем на 37%.
Только в этом году мы писали о нескольких случаях мошенничества в Удмуртии, жертвы которых в сумме потеряли почти 11 миллионов рублей. К примеру, телефонные мошенники убедили пожилую женщину из столицы Удмуртии продать квартиру. Вырученные деньги, а это 2,6 млн. рублей, она перевела обманщикам.
Что удивительно, на удочку мошенников попадают не только пожилые люди или подростки, но и преподаватели вузов, чиновники и даже сотрудники правоохранительных органов. Как мошенникам удается всего лишь с помощью звонка так влиять на людей? О том, почему мы подвергаемся обманам телефонных мошенников и как с этим справиться, рассказывает психолог Ася Абовян.
Все дело в эмоциях
Основная задача мошенников, считает психолог, – перевести человека от состояния логического мышления к эмоциональному. Тогда он становится более управляемым.
«За эмоции и логику мышления отвечают разные структуры мозга. При этом взаимосвязь между ними довольно слабая. Эмоциями управляет лимбическая система. И когда она включается, префронтальная кора, заведующая логикой, начинает работать «на минималках» и хуже обрабатывает информацию. Поэтому на эмоциях мы склонны к разным, иногда необъяснимым поступкам», – рассказывает эксперт.
«Эмоция, которой манипулируют мошенники, – это страх. Они нагнетают ситуацию, погружая нас в состояние паники и боязни за себя, свои деньги, близких и будущее. А когда мы очень сильно боимся, мы готовы к импульсивным поступкам. Злоумышленники манипулируют и другим страхом – опоздать. Они нагнетают срочность и безвыходность: мол, если срочно не предпринять такие-то действия, случится нечто ужасное и непоправимое», – говорит эксперт.
Почему большинство россиян готовы раскрывать личные данные мошенникам? По мнению психолога, мы выросли в культуре, которая прививала нам ценность слушаться взрослых и статусных людей. Мошенники манипулируют и этой привычкой.
Когда по телефону представляются высокопоставленными сотрудниками банковских структур или правоохранительных органов, у нас включается привычка слушаться таких людей. И мы легко раскрываем им свои личные данные, включая реквизиты банковских карт.
Как приучить детей и пенсионеров не общаться с незнакомцами по телефону
Ася говорит, мошенникам легче обмануть детей и пожилых людей, потому что их мышление менее логично. В частности, у людей в возрасте начинают снижаться когнитивные способности: мышление и внимание.
Поэтому и у детей, и у пожилых членов семьи стоит тренировать привычку: если звонят с незнакомых номеров, ни в коем случае не нужно брать трубку. А после этого сразу перезвонить кому-то из близких. И таких людей должно быть минимум 2-3 человека на случай, если кто-то сразу не ответит. По мнению психолога, именно устойчивая привычка поступать таким обоазом может сработать в стрессовой ситуации и защитить от обмана.
«Это можно натренировать. Например, попросить друзей звонить с незнакомых номеров и каждый раз хвалить близких, что они молодцы – не стали общаться с незнакомым человеком. Если мы только говорим об этом, а не тренируем навык, то опять же у нас начинает работать лимбическая система, а эмоции и логическое мышление отключаются».
Когда мы находимся в состоянии стресса, именно выработанные привычки помогают совершить нужное действие, даже если мозг к этому не готов.Кстати, на нашу готовность идти на крайние меры и поддаваться внушению влияет и внутреннее состояние. Если внутри постоянно копятся разочарование и злость, которые мы не можем прожить и как-то выразить, мы гораздо уязвимее для манипуляторов. Поэтому важно регулярно прорабатывать негативные эмоции, например, с помощью физических нагрузок.