Top.Mail.Ru
23 мая 2019 13:48
Криминал

Без миллионов в кармане: как не перевести деньги мошенникам?

Как себя вести, если вам звонят и просят сделать перевод под благовидным предлогом

«Вашу карту заблокировали…», «Ваш сын попал в ДТП…», «Одолжи 3 000 рублей до зарплаты…». На какие только ухищрения не идут мошенники, чтоб лишить вас сбережений. По официальным данным, только за год жители Удмуртии перевели около 70 млн рублей преступникам. В день может быть до 10 заявлений от тех, кто доверил свои личные данные или деньги неизвестным. И на какие ухищрения идут мошенники? Как обезопасить себя? IZHLIFE встретился с начальником Межрайонного отдела №5 Управления уголовного розыска МВД по Удмуртии Сергеем Тимофеевым.

Самые популярные «разводки»

«Вас беспокоит сотрудник банка…»

Вам звонят, представляются сотрудником банка и под каким-либо предлогом просят личные данные карты – номер, имя, дату действия, трехзначный код с обратной стороны? Мол, карта заблокирована или зафиксировали подозрительное снятие денег?

Даже если номер похож на реальный номер банка, ни в коем случае ничего не называйте. Ни один сотрудник банка не будет просить у вас какие-либо данные. На всякий случай перезвоните на горячую линию своего банка (номер указан на обратной стороне карты) и узнайте, есть ли к вам какие-то вопросы.

Жертвой мошенника может оказаться клиент абсолютно любого банка

Многие злоумышленники изощренно готовятся к преступлению. Например, у двух задержанных в марте 2016 года жителей Курганской области нашли подготовленный текст и ответы на частые вопросы, чтобы по телефону быть более убедительными. Они с помощью этого получали доступ к «мобильному банку» жертв.

– Звонят на горячие линии банков, чтобы записывать основные фразы. Фиксируют себе это все, составляют речь, ответы на частые вопросы. Кроме того, в некоторых случаях стараются делать московский акцент, чтобы придать убедительности, – отмечает Сергей Тимофеев.

Учитывают и часовые пояса – один читинский мошенник вставал в 04:00, ездил по городу и звонил жителям Удмуртии. Ездил, чтобы не «засекли» его локацию.

«Вам положена компенсация за плохие лекарства/БАДы»

Вам звонят и представляются представителями силовых структур. Сообщают, что задержаны преступники, которые продали вам некачественный БАД или лекарство. Они во всем признались, и вам как потерпевшему теперь полагается компенсация. Но вам необходимо оплатить стоимость перевода, налог, комиссию или еще какую-то услугу, чтобы деньги перечислили вам. После того как вы это сделаете, понятное дело, на карту никакие деньги вам не поступят.

Портрет мошенника: от 20 до 40 лет, обоих полов, иногда даже без судимостей, просто не хотят работать, зачастую жители других регионов

Так что не поддавайтесь уговорам и ничего не перечисляйте.

«Привет, займи две тысячи до среды»

На удочку мошенников можно попасться и в социальных сетях. Пишет вам знакомый, родственник или друг: «Привет, одолжи энную сумму до такого-того числа». Вы переводите средства, а потом выясняется, что на самом деле вашего приятеля взломали, и от его имени рассылали по списку контактов сообщения. Свяжитесь с человеком лично по телефону, уточните, действительно ли это написал он. Проверьте, пишут ли вам с реальной страницы: некоторые злоумышленники создают полную копию странички человека, на первый взгляд и не отличишь. Ну и не стесняйтесь, если что, задавать какие-то вопросы, ответы на которые знаете только вы двое – это позволит вывести мошенников на чистую воду. Без лишних мер предосторожности ничего никуда не переводите.

Чаще всего мошенники обращаются через «ВКонтакте» или «Одноклассники»

«Не хотите ли вложиться в криптовалюту?»

Мир не стоит на месте и мошенники вместе с ним. Сейчас некоторые звонят и предлагают увеличить свой доход с помощью вложения в криптовалюту.

На эту удочку в январе этого года, например, попалась 58-летняя жительница Игры. Женщина искала в интернете информацию о том, куда вложить 3 млн рублей, оставила заявку на одном из сайтов. Ей перезвонили и описали заманчивые перспективы от вложений в криптовалюту. В результате пропали и звонившие, и деньги.

Одновременно с разговором, мошенник вводит ваши данные в другой телефонФото: пресс-служба МВД по УР
«Арсенал» стандартного телефонного мошенникаФото: пресс-служба МВД по УР
Заранее заготовленная речь мошенникаФото: пресс-служба МВД по УР

Терминалы банков

Еще появились случаи, когда мошенники начали использовать для обмана терминалы оплаты. Преступники начинают вводить различные данные оплаты в терминале и не заканчивают операцию. На экране может выйти надпись: «Вставьте карту». Следующий клиент, вставляя карту, вводит пин-код и может случайно оплатить операцию мошенника.

По словам МВД по Удмуртии, таких случаев в нашей республике еще не зарегистрировано. Чтобы не попасться на это, достаточно нажать кнопку «Отмена», перед тем, как вставить карту в терминал.

КСТАТИ!

К сожалению, некоторые истории мошенничеств заканчиваются трагично. В 2016 году заключенные из Сургута позвонили пенсионерке в Удмуртию и сообщили, что ее родственник попал в ДТП, нужно 700 тыс. рублей, чтобы «закрыть дело». Женщина средства передала через таксиста, который подъехал к ней. Но сердце бабушки не выдержало стресса, и она скончалась от инфаркта.

А ЕЩЕ…

Иногда мошенникам не везет. Одни такие незадачливые отправили смс с содержанием «Ваша карта заблокирована, для разблокировки позвоните по такому-то номеру…» сотруднику полиции! Тот не растерялся, позвонил и записал голос злоумышленника. Благодаря этому жулика удалось осудить.

ВАЖНО!

Если вы все-таки стали жертвой преступления, незамедлительно сообщите в полицию по тел. 02 (со всех мобильных – 102), либо обратитесь в ближайший отдел полиции.