Top.Mail.Ru
4 октября 2018 11:54
Криминал

Взрыв газа в Ижевске: какое наказание ждет обвиняемого и где он находится сейчас?

8 октября состоится первое судебное заседание

8 октября в Верховном суде Удмуртии начнется рассмотрение уголовного дела в отношении 27-летнего Александра Копытова, которого обвиняют во взрыве дома на улице Удмуртской, 261 в Ижевске. В преддверии судебных заседаний IZHLIFE выяснил, где находится сейчас обвиняемый и какое наказание его ждет.

Признан невменяемым

Трагедия произошла 9 ноября 2017 года. По версии следствия, Копытов открыл газ, чтобы заглушить голоса, которые постоянно ему слышались, а потом ушел из своей квартиры на Удмуртской, 261. Около 16:30 прогремел взрыв, в результате которого погибли семь человек, включая двух детей, еще 11 человек получили травмы.

Трагедия 9 ноября 2017 года объединила многих ижевчан Фото: Дмитрий Солодянкин

В ходе предварительного расследования в отношении Копытова провели комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу, выявившую у него хроническое психическое заболевание.

– В настоящее время сомнений в заключении экспертизы нет. В отношении таких лиц обычно избирается наказание в виде заключения под стражу. Копытов в качестве подозреваемого также был арестован и содержался в СИЗО. Но после проведения экспертизы стало ясно, что содержать в СИЗО его нельзя, так как он представляет опасность для себя и окружающих, поэтому его перевели в больницу. Он находится в Республиканской клинической психиатрической больнице Удмуртии, – рассказал начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Удмуртии Игорь Карпов.

Копытов вправе присутствовать на заседаниях и участвовать в них, но на это должно быть заключение врачей.

– Пока назначено заседание без его участия, так как, по данным врачей, он сейчас находится в неадекватном состоянии, болезнь прогрессирует. Но еще раз повторю, что право на участие и защиту у Копытова есть, – отметил Карпов.

Лечение длиною в жизнь

Государственное обвинение уже обозначило свою позицию – оно будет настаивать на принудительном лечении Копытова. Кстати, ранее Копытов ни на каком учете не состоял. Лишь однажды он обращался к врачам, когда у него были проблемы с наркотиками. Тогда Копытову прописали лечение и все.

Где Копытов будет проходить лечение, пока неизвестно, так как этот вопрос будут решать органы здравоохранения. По закону это должен быть стационар специализированного типа Фото: Сергей Грачёв

– Здесь нужно различать две ситуации. Первая – когда человек совершил преступление в состоянии вменяемости, он осознавал последствия и знал об опасности своих действий. Однако после совершения преступления у человека наступило психическое расстройство, то есть на момент рассмотрения дела он уже является невменяемым. В этом случае ему назначают принудительное лечение, он его проходит, а если по результатам лечения врачи дают заключение о полном выздоровлении человека, то тогда дело снова рассматривается, и злоумышленнику могут назначить наказание, – прокомментировал начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Удмуртии. – В случае с Копытовым ситуация другая. Он уже на момент совершения преступления был невменяем. Здесь уже наказание не предполагается, так как человек болен. Он не является субъектом преступления, поэтому и наказание ему не может быть назначено. Ему лишь назначается принудительное лечение медицинского характера, которое может длиться хоть всю жизнь. Все зависит от заключения врачей и состояния Копытова.

Свыше 440 потерпевших

Сколько будет длиться судебный процесс, сказать сложно. Несмотря на то что Копытов признан по результатам экспертизы невменяемым, судебный процесс будет проходить в общем порядке.

Дополнительной охраны в больнице у Копытова не будет, так как в подобных медорганизациях уже знают, как работать с такими людьми Фото: Сергей Грачёв

– Суд должен установить, имело ли место само деяние, совершил ли это деяние именно Копытов? Является ли он невменяемым и нуждается ли в принудительных мерах медицинского характера? Все это должно быть выяснено в ходе заседаний. Также у нас свыше 440 потерпевших, которым причинен имущественный ущерб, и каждого нам нужно допросить, – отметил Карпов.

Как отметили в прокуратуре, никакой особой охраны после лечения (если суд все-таки примет такое решение) не будет. Но это только в том случае, если врачи дадут заключение о полном выздоровлении и о том, что человек для общества не опасен. В ином случае лечение будет продолжаться.

«Ему тяжело под действием препаратов»

Готовится к судебным заседаниям и брат Копытова, который сейчас живет в Санкт-Петербурге.

– С братом мы не общаемся, виделись только в суде, когда его задержали. Он мне ничего не рассказывал, – рассказал мужчина. – Знаю, что ему тяжело под действием препаратов. Все вопросы решаю я, что в следствие, что в суде. Я сам приеду в Ижевск на заседания. Хочу максимально оградить маму от всего этого, она очень близко все принимает к сердцу. Не хватало еще, чтобы она в больницу слегла.

По словам брата Копытова, жилищный сертификат их семья уже получила, но вопрос с жильем еще не решила.

Есть мнение

– Практически всегда гособвинитель основывает свое мнение с учетом судебно-психиатрической экспертизы. Если она сомнений не вызывает и не требуется повторной экспертизы, то суд при вынесении окончательного решения следует тоже именно ей. В этом деле с большой степенью вероятности я могу сказать, что суд будет руководствоваться результатами уже проведенной судебно-психиатрической экспертизы и назначит принудительное лечение. Если человек не осознавал характер своих действий, не мог руководить ими, то как его наказывать? Он просто болен и его надо лечить, и лечить принудительно, – прокомментировал адвокат Максим Белоковыльский.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: