Александра Соловьева, экс-главу Удмуртии, задержали 4 апреля 2017 года и с тех пор ему продлевают и продлевают арест. Так, 25 декабря Басманный суд Москвы снова решил, что бывший чиновник должен оставаться под домашним арестом, на этот раз, до 4 апреля 2018 года. Об этом ходатайствовало следствие. Почему следователи «затянули» раследование?
Специфика дела
Александра Соловьева обвиняют в получении взятки на сумму около 140 млн рублей. Именно объем предполагаемой взятки, а также схема ее возможного получения влияют на процесс.
- Расследование коррупционных и экономических дел всегда представляет особую сложность. Следователю необходимо допрашивать большое количество людей, изымать, а потом изучать бухгалтерскую и другую финансовую документации, по которым потом назначать сложные экономические экспертизы. Как правило экономические преступления совершаются посредством сложных финансовых схем, в которых участвуют множество так называемых «фирм-однодневок», которые могут быть зарегистрированы по всей стране. Следователю нужно установить местонахождения данных фирм, контрагентов, допросить лиц из числа руководства и собственников этих фирм, изъять всю необходимую для дела документацию, а это длительные командировки. На все это требуется много времени, - рассказал помощник прокурора Октябрьского района Ижевска Автандил Мисайлов.
Эксперты добавляют: в целом вся система уголовного судопроизводства России сильно бюрократизирована.
- На практике продление сроков следствия может быть вызвано поочередным проведением разных экспертиз одних и тех же объектов. Например, нам нужно проверить отпечатки на бумаге с помощью дактилоскопической экспертизы, проверить, действительно ли подпись обвиняемого стоит на документе (с помощью почерковедческой экспертизы). Так вот, на каждую из экспертиз требуется месяц, после чего обвиняемому дают ознакомиться с ее результатами. А у него, не забываем, есть адвокат, который может не согласиться с нашими заключениями и выдвинуть свою версию, на опровержение которой следователю опять потребуется время. Все это затягивает ход расследования, - рассуждает Станислав Берестов, руководитель следственного отдела Индустриального района Ижевска СУ СК России по Удмуртии.
Сколько это может продолжаться?
По словам Автандила Мисайлова, максимального срока следствия как такового нет, есть лишь максимальный срок нахождения под домашним арестом – 18 месяцев. Александр Соловьев под домашним арестом находится с 7 августа 2017 года, следовательно, продлять домашний арест суд сможет только до 7 февраля 2019 года. Далее экс-главе должны изменить меру пресечения.
– Меру пресечения либо изменят (например, на подписку о невыезде. – Прим. ред.), либо закончат расследование. Я склоняюсь ко второму варианту. Думаю, что это случится даже в апреле. Дело передадут на изучение в прокуратуру, затем прокуратура передаст дело в суд, - добавил Автандил Мисайлов.
Кстати, если 4 апреля расследование решат продлить, то принимать такое решение будет сам председатель СК России Александр Бастрыкин, поскольку только у него есть такие полномочия. Добавим, что нахождение Соловьева под домашним арестом и дальнейшие суды над ним – все это засчитывается в срок наказания.
Не Соловьев один
Задержание Александра Соловьева – не единственное «крупное» дело против чиновника такого уровня. Мы решили вспомнить, сколько еще губернаторов лишись своих кресел и свободы за подозрения во взяточничестве.
Экс-глава республики Марий Эл Леонид Маркелов был задержан 13 апреля 2017 года спустя несколько дней после своей отставки. Дело Маркелова до сих пор не передано в суд, а сам обвиняемый находится под стражей до 12 января 2018 года. Его обвиняют в получении взятки в размере 235 млн рублей.
Бывший губернатор Кировской области Никита Белых «погорел» при получении меченых 100 тысяч евро. Белых задержали 24 июня 2016 года, и он до сих пор находится в СИЗО №2 «Лефортово».
Бывший глава Коми Вычеслав Гайзер был задержан 19 сентября 2015 года и также обвиняется во взяточничестве. 19 декабря Замоскворецкий суд Москвы приступил к рассмотрению его уголовного дела и продлил Гайзеру меру пресечения в виде ареста до 27 мая 2018 года.
Почти два года в СИЗО №2 «Лефортово» провел бывший губернатор Сахалина Александр Хорошавин. Сейчас он этапирован домой, начался суд.