15 июля в Москве на перегоне между станциями метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар» три вагона сошли с рельсов. По данным на 14:00 16 июля, при крушении поезда погибли 23 человека, 150 остаются в больницах. Возбуждено уголовное дело о нарушении требований транспортной безопасности. В среду в Москве объявили траур.
«Могла попасть на тот поезд, но… проспала»
Рядом с местом трагедии оказались и уроженцы Ижевска, живущие сейчас в Москве. Одна из них - Мария Бадамшина. Живет в столице уже несколько лет. В тот день, 15 июля собиралась ехать в банк через Синюю ветку метро, где произошла трагедия. Правда, маршрут девушки немного не доходил до места ЧП.
- Мне нужно было на Киевскую, там пересесть и по кольцу проехать до банка на Белорусской. Я могла попасть на тот поезд… но проспала, - рассказывает Мария. - C другой стороны, в Москве поезда ходят каждые минуту-полторы. То есть за час, что я спала, их ушло 40 - 50. Поэтому вероятность была минимальной.
В масштаб аварии не поверили
Мария говорит, что москвичи привыкли, что в метро что-то случается. Поэтому к первым сообщениям о ЧП серьезно не отнеслась. Но мужа, на всякий случай, отправила в объезд.
|
Мария:
То пожар, то люди падают на рельсы, то трубу прорвет. Все это становится уже таким привычным, что очень многие даже не оценили масштаб происшествия.
|
По словам девушки, во вторник весь день в районе станции метро и ближайшей больницы летали вертолеты. Волонтеры раздавали листовки с путями объезда - из-за трагедии транспорт замер. Автомобилисты в свою очередь помогали пенсионерам, горожанам с детьми добраться до ближайших остановок.
Уже сейчас, по словам Марии, москвичи успокоились. Да и альтернативы метро нет.
- На эскалаторах никто не держится за поручни, все смотрят в телефоны, планшеты, - говорит Мария. - Они не думают о том, что где-то по пути на работу погибло 23 человека. Точнее, стараются не думать.
Как ижевские трамваи и электрички защищены от ЧП?
В деле о катастрофе появились первые подозреваемые. По данным следствия, основной причиной ЧП стали неполадки со стрелочным механизмом - двое дорожных мастеров закрепили его обычной проволокой, передает ИТАР-ТАСС.
С экспертами отвечаем на вопросы ижевчан - как ижевчане защищены от происшествий на электротранспорте?
«Перед каждым выходом поезда проверяют»
|
Айсаф Нуриев
электромеханик железнодорожного транспорта, обслуживающий устройства сигнализации, централизации и блокировки
У нас электрички так не разгоняются, чтобы сойти с рельсов из-за экстренного торможения. Могут сойти из-за неисправностей колесных пар. Но перед каждым выходом поезда проверяют и колесные пары, и состояние всего состава. Хотя никто не защищен от таких ситуаций, бывают даже ошибки самих проверяющих служб.
|
Вагоны могут сойти с рельсов из-за плохого содержания пути или из-за перепада температуры и геологических изменений. Например, колея увеличится, и колесная пара не встанет правильно.
«В Ижевске трамваи сходят с рельсов из-за подвижек грунта»
- Причиной схода трамвайного вагона с рельсов могут стать подвижки грунта, когда расстояние между рельсами может превысить допустимые нормативы, - рассказвает Наталья Кузнецова, пресс-секретать ИжГЭТ и ИПОПАТ (эти предприятия отвечают за работу городских трамваев, троллейбусов и автобусов). - Если такие изменения будут происходить постепенно, то в рамках очередного осмотра это будет выявлено и меры приняты заблаговременно. Если же происходят быстрые и резкие изменения, то, действительно, это может привести к сходу вагона и остановке движения. Наши специалисты знают те участки движения, на которых грунт ведет себя непредсказуемо, и в период межсезонья именно к этим участкам Службы пути и сами водители проявляют наибольшее внимание.
|
Наталья Кузнецова
пресс-секретарь ИжГЭТ и ИПОПАТ
- Случаи, когда вагоны трамваев сходят с рельсов, не исключены. Но последствия таких происшествий совершенно не такие, как в ситуации с метро. Как правило, пассажиры трамвая чувствуют только небольшую тряску и понимают, что произошло, только после того как выходят из вагона.
|
Отсутствие серьезных последствий обеспечивается тремя факторами. Во-первых, скорость трамвая в городе около 20 км/час (для сравнения скорость вагона метро - 70 км/ч). При этом наиболее сложные участки движения (кривые, автоматические стрелки и т.п.) трамвай проходит с еще меньшей скоростью. Разогнаться до 40 и чуть выше вагон может только на участках, специально спроектированных для скоростного движения. В Ижевске это, например, участок по улице 40 лет Победы.
Во-вторых, серьезные последствия после аварий в метро связаны с тем, что составы многовагонные и задние вагоны сходят с рельс от столкновения с передними. С трамваем это исключено. И, в третьих, безопасность обеспечивается своевременными регламентными процедурами, как в отношении подвижного состава, так и в отношении путей. У всех элементов, из которых состоят трамвайные пути, есть свой срок службы и они планово заменяются. Как и в любой технической сфере есть регламенты на текущее обслуживание, плановый и капитальный ремонт. Вопрос безопасности во многом зависит даже не от сроков эксплуатации вагонов и путей, а от их содержания, соблюдения всех технических регламентов.
Если говорить об объективных оценках уровня безопасности такого вида транспорта, как трамвай, то даже в рамках Федерального закона о страховании пассажиров к этому виду перевозки применяется самый низкий коэффициент - то есть, он признан по статистике одним из самых безопасных видов транспорта, в котором серьезных травм зафиксировано минимальное количество.
Последние самые громкие случаи схода трамваев:
28 мая 2012 года на улице Тимирязева трамвай сошел с путей из-за старых рельсов. Пассажиры не пострадали.
18 апреля 2013 года между остановками Льва Толстого и Тимирязева трамвай сошел из-за треснувшего рельса. Пострадавших пассажиров также не было.
29 января 2014 года трамвай сошел с рельсов между остановками «Монтажный техникум» и «Сельскохозяйственная академия». Случай произошел из-за сильных морозов. Никто из пассажиров не пострадал.
То пожар, то люди падают на рельсы, то трубу прорвет. Все это становится уже таким привычным, что очень многие даже не оценили масштаб происшествия.