В четверг около 6 вечера в 3 километрах от выезда из Ижевска на Можгинский тракт, в поле, жесткую посадку совершил сверхлегкий 2-местный самолет. Это если говорить языком пилотов. На деле же посадка была настолько жесткая, что у самолета вырвало двигатель, оторвало крыло, разбилась кабина. Оба пилота чудом остались живы.
- Когда уже сели, пытался дозвониться руководителю пилотов в Пирогово, хотел сказать, что мы живы. Не помню, удалось или нет, - рассказывает Сергей. - Говорят, что кто-то заметил наше приземление и вызвал спасателей... Андрей (второй член экипажа) сказал, что у меня нога сломана, помог мне выбраться. Держал голову.
К счастью, мужчин не зажало в кабине. Оба смогли выбраться еще до приезда спасателей.
- Могло ли произойти возгорание? Нет! - уверен сейчас Сергей. - Конструкция самолета такова, что там практически нечему искрить.
- После касания с землей самолет еще около 30 метров «протащило», - предполагают спасатели. - Вокруг были следы топлива. Самолет буквально развалился на части. У одного из мужчин был открытый перелом ноги, на лице ссадины. Второй отделался ушибами.
Обоих отвезли на «скорой» в 1 РКБ.
Почему?
Самолет принадлежит компании «Автиатех», которая занимается куплей-продажей авиационной техники, организует обзорные авиапрогулки в районе аэродрома - можно посидеть рядом с пилотом, погрузиться в процесс и наблюдать землю из кабины самолета. Но на этот раз в кабине были профессиональные пилоты. В небо поднялись с аэродрома в Пирогово, что в 1 километре от места падения. Сделали несколько кругов над взлетной полосой и полетели обратно.
- Что произошло с самолетом, как мы стали снижаться, с какой высоты - я не помню, - рассказывает Сергей, командир воздушного судна, управлявший самолетом. - Честное слово, как белая пелена.
Сейчас Сергей в больнице, отходит от сложнейшей пятичасовой операции на ноге и очень просит не беспокоить его расспросами. В Пирогово он иногда приезжал, брал по доверенности самолет, чтобы сделать несколько кругов над аэродромом. В этот раз было, видимо, то же самое. Что стало причиной аварии - техническая неисправность или ошибка кого-то из пилотов - он сказать не может.
- Самолет был новый - всего 6 лет и в исправном состоянии, имеет свежий сертификат летной годности. Каждые 50 летных часов его осматривают специалисты, устраняют малейшие неисправности, последний такой осмотр был недавно - в середине августа, - говорит Алексей, сотрудник «Авиатеха». - Кроме того, судно осматривает и пилот перед каждым полетом.
- Мог ли пилот ошибиться? - спросили мы в компании.
В «Авитатех» в это не верят. Первый раз за штурвал Сергей сел в 1973 году здесь же в Пирогово. После учился в Омском летном училище, затем вернулся в Ижевск. С 1977 по 1999 работал пилотом на «ИжАвиа». Сейчас на пенсии, но с действующим удостоверением пилота сверхлегкой авиации. Здесь все знают его профессионализм и без вопросов доверяют управление самолетом.
Операция длилась 5 часов
Кстати, Сергею повезло дважды. Первый раз, когда он чудом остался жив после падения самолета. И второй раз - с врачом - Евгением Ежовым, врачом-травматологом 1-й РКБ.
У Сергея был открытый перелом голени, обширная рваная рана с повреждением сосудов. К тому времени, как его привезли в больницу, из-за повреждения сосудов кровь довольно долго не поступала к стопе. Встал вопрос об ампутации.
- В приемное отделение сразу вызвали хирургов, нейрохирургов, сделали УЗИ, - рассказывает Евгений Ежов. - В операционную вызвали сосудистого хирурга. Посовещавшись, решили сделать пластику сосудов, постараться сохранить ногу.
Операция длилась около 5 часов. Пока говорить о полном выздоровлении рано, но Сергей уже начал шевелить пальцами сломанной ноги. Чему очень рады друзья и родные, которые постоянно приходят навестить пилота. К спинке кровати привязан зеленый шарик «С днем рождения!».
- Парашютисты принесли, - улыбается мужчина. - Это ведь действительно второй день рождения.
Началось расследование
Сейчас в Ижевск приехал специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Это ведомство расследует авиапроисшествия в России и странах СНГ. Проверку начали Транспортная прокуратура республики и Следственное управление СКР по Удмуртии.