Top.Mail.Ru
31 января 2013 18:02
Криминал

Девочку, умершую в детском доме Удмуртии, не раз осматривали врачи

Директор приюта рассказала свою версию ЧП. <фото>

О. Михайловой
О. Михайловой

Шокирующая новость о том, что в детском доме Ижевска из-за отсутствия медицинской помощи скончалась 8-летняя девочка, накануне облетела страну. На следующий день на сайте Следственного комитета Удмуртии появилась информация о том, что по этому поводу возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Кроме того, стало известно, что в Удмуртию с визитом собирается главный защитник детей страны Павел Астахов. Специально для портала izhlife.ru и газеты «Центр» директор Республиканского детского дома Елена Лучихина рассказала, что на самом деле происходило в стенах заведения.

Приют

8-летняя Арина (ученица 2-го класса) поступила в Республиканский детский дом в Ижевске в октябре 2012 года. В детдом девочка попала с родной и двоюродной сестрами. «Переселиться» сюда им пришлось по воле рока – дом семьи сгорел, и детям попросту негде стало жить. Но девочки поступили в детдом с условием, что как только мама сможет обеспечить им кров, их незамедлительно заберут из приюта.

Мама Арины часто навещала девочек и приносила им игрушки, хоть дети в этом и не нуждались: в детдоме есть все необходимое.

Первые звоночки

- В субботу, 17 ноября, Арина пожаловалась на головную боль. Медсестра ее осмотрела, поместила в изолятор. Спустя какое-то время девочка почувствовала себя хорошо и побежала дальше играть с детьми. За выходные это повторялось неоднократно, - рассказала Елена Лучихина.

В понедельник, 19 ноября, медсестра повезла девочку во вторую городскую больницу. Там её осмотрел травматолог, сделал снимки (директор показывает все копии снимков и врачебных бланков приема. – Прим. ред.). Далее девочку показали ЛОРу. Диагноз - двухсторонний отит, в том числе диагностировали миозит шейной области (воспаление мышц. – Прим. авт.). Было назначено лечение.

Но даже после приема лекарств Арине не становилось лучше. Она продолжала жаловаться на боль в шее. Посоветовавшись с врачом, Елена Анатольевна вместе с нянечкой повезла девочку в отделение хирургии 8-й городской больницы.

Девочку, умершую в детском доме Удмуртии, не раз осматривали врачи

- Арина на протяжении всей болезни и кушала, и с детьми играла. Не было таких моментов, о которых писали некоторые СМИ, что девочка якобы плакала от боли. Как только она чувствовала боль, ей давали таблетку, и ей становилось лучше, - продолжила рассказ директор учреждения.

В среду второклассница почувствовала себя лучше, но явного улучшения не было. Врач детдома выписал направление в нейрохирургию.

Ухудшение

- В четверг, 22 ноября, вызвали «скорую», которая отвезла ее в нейрохирургию. Там повторно сделали снимки, девочку осмотрел нейрохирург, и отвезли ее обратно в детский дом. В пятницу улучшений не было, врач принял решение везти ребенка в инфекционную больницу.

Директор приюта приняла решение лично везти девочку в больницу. Еще в коридоре детдома малышке стало плохо, она стала терять сознание. Вызвали «скорую», девочку привезли в больницу, где она и умерла.

Елена Лучихина резюмировала: «Я сделала все по совести».

Официально

Министерство здравоохранения Удмуртии в связи со смертью Арины провело экспертную оценку медицинских документов и экспертную проверку.

- Смерть ребенка произошла от бактериально-токсического шока, обусловленного тяжелым стрептококковым сепсисом на фоне патологии гуморального иммунитета, - говорится в письме директору детдома от имени заместителя министра здравоохранения Удмуртии Людмилы Гузнищевой. – Выявлены неблагоприятные факторы, оказывающие роль на снижение функции иммунной системы ребенка: заболевание матери, осложненное течение беременности, алкоголизм матери, плохие бытовые условия при проживании в семье, длительно протекающий токсокароз (в народе - глисты - широко распространенное, но недостаточно изученное паразитарное заболевание человека. Прогноз в целом благоприятный, однако при тяжелых поражениях органов возможен летальный исход. – Прим. авт.) и его лечение препаратами, подавляющими иммунитет.

По нашим данным, заболевание, которое вызвало смерть девочки, очень трудно диагностируется и еще труднее лечится. Процент умерших от этой болезни зашкаливает за 90.

Иными словами, на состояние девочки и течение болезни существенно повлияли плохая наследственность, плохие бытовые условия в семье и ослабленный иммунитет. Кстати, хоронил девочку и организовывал поминки детский дом. Мама Арины ни на похороны, ни на поминки не пришла.

Девочку, умершую в детском доме Удмуртии, не раз осматривали врачи

Комментарий независимого врача: «Вряд ли кто-то мог ее уберечь…»

Ситуация со смертью девочки остается неоднозначной. Кто-то говорит, что воспитатели погубили ребенка, кто-то ругает врачей. Специалисты же говорят, что подобное могло случиться с каждым.

Минздрав провел расследование. Досконально изучив дело, сотрудники министерства пришли к выводу, что иммунная система девочки не справилась с инфекцией, неадекватно на нее отреагировав (см. фото заключения). Диагноз звучит еще более непонятно: «основным заболеванием явился некротизирующий фасциит ременной мышцы справа».

- Что это значит? Это значит, что у девочки была какая-то незначительная травма. Например, порез. Инфекция попала в него, и началось нагноение тканей. Если процесс шел глубоко, а порез был невидим глазу, то диагностировать правильно заболевание очень трудно. А начало болезни очень похоже по симптомам на простуду или ОРВИ. Этот самый некротизирующий фасциит и без того в 30 - 50% случаев приводит к смерти. А здесь еще у ребенка иммунитет слабый был. Вряд ли кто-то мог ее уберечь. Нужен был серьезный доскональный осмотр, сбор анализов. Но это легко говорить уже постфактум, - прокомментировал Комсомольской правде хирург из Ижевска, пожелавший скрыть свое имя.

Мы ждем комментарии от врачей, которые наблюдали девочку и следим за развитием событий.

А в это время

31  января Президент Удмуртии Александр Волков провел рабочее совещание, где обсуждались меры, принимаемые в республике по выполнению указов и поручений Президента России Владимира Путина, касающиеся судьбы, социальной защищенности, уровня воспитания и образования, здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению всех участников совещания существующая система детских домов устарела, стала неэффективной и уже не оправдывает ожиданий общества и государства.

- Если посчитать, сколько сотрудников числится в детских домах, посчитать расходы на содержание детей и заработную плату сотрудников, станет очевидно, что лучше отдать эти деньги семьям, готовым взять этих детей. Кто мешает нам платить одному из родителей, принявших в семью сироту, заработную плату из республиканского бюджета и внести соответствующую запись в трудовую книжку для трудового стажа и пенсии, - отметил Александр Волков.

Говорили и об оптимизации существующих детдомов. Ведь многие из них, в частности те, что размещаются в районах и где мало детей, трудно найти квалифицированных педагогов, воспитателей и медицинских работников.

По итогам встречи Александр Волков поручил министру образования и науки Андрею Кузнецову разработать и в ближайшее время предложить правительству план оптимизации детских домов.

Министру здравоохранения Владимиру Музлову поручено провести в детских домах аудит медицинского оборудования и квалификации медицинских работников.

- Все, о чем мы сегодня договорились, меры необходимые, но недостаточные. Сказать себе и людям, что проблема решена, мы сможем только тогда, когда 90-95 процентов детей-сирот будут жить в семьях, - сказал Александр Волков.

Портал izhlife.ru и газета «Центр» выражают искренние соболезнования родным Арины.