Top.Mail.Ru
15 сентября 2011 08:17
Криминал

По следам катастрофы с Як-42: На каких самолетах летают ижевчане?

Пока расследуются причины трагедии, пока руководство страны обещает закрыть мелкие авиакомпании, которые не могут обеспечить безопасность полетов, «Центр» решил разобраться - какие самолеты летают в Ижевске? Сколько лет нашим «Якам», и насколько опасны перелеты для ижевчан?

Архив редакции. Аэропорт Ижевска
Архив редакции. Аэропорт Ижевска

Трагедия 7 сентября потрясла всю страну - при взлете в ярославском аэропорту «Туношна» разбился Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив». Из 45 человек выжил только бортмеханик Александр Сизов. 44 человека, в том числе 37 хоккеистов, погибли.

Пока расследуются причины трагедии, пока руководство страны обещает закрыть мелкие авиакомпании, которые не могут обеспечить безопасность полетов, «Центр» решил разобраться - какие самолеты летают в Ижевске? Сколько лет нашим «Якам», и насколько опасны перелеты для ижевчан?

По расписанию

На следующий день после катастрофы на наши вопросы о том, приостановили ли полеты на Як-42, в «Ижавиа» развели руками: никаких проверок не ведется, все полеты по расписанию.

- Внеплановые проверки проводятся после происшествий, связанных с самой авиакомпанией, - сообщила старший помощник удмуртского транспортного прокурора Ксения Лаптева. - Сейчас заканчивается проверка, которую начали после инцидента в Новом Уренгое, когда у ижевского «Яка» при посадке разрушилась покрышка. О результатах сообщим со дня на день.

В начале года прокуратура провела плановую проверку ижевской авиакомпании. По техническому состоянию самолетов претензий к «Ижавиа» не было.

По следам катастрофы с Як-42: На каких самолетах летают ижевчане?

Сколько лет нашим «Якам»?

Словами, которыми ижевчане описывают полеты на наших самолетах, уже никого не удивишь. Разве что цензуру.

- Неужели, самолеты в Ижевске настолько старые? - спрашиваем у генерального директора «Ижавиа» Михаила Хатомкина.

- У самолетов нет понятия «старый» и «новый». Есть самолет годный, допущенный к эксплуатации, и не допущенный. Проще говоря, исправный и неисправный, - объясняет Михаил Семенович. - Завод-изготовитель устанавливает срок по количеству часов налета для каждого самолета. Как только срок заканчивается, воздушное судно отправляется на техобслуживание. После чего завод решает - продлять эксплуатацию самолета или нет. У «Ижавиа» есть авиационно-техническая база. Специалисты проверяют техническое состояние самолетов до полета и после. Все находится под полным контролем. У нас имеется производственная диспетчерская служба, которая учитывает наработку по каждому агрегату. И когда истекает срок, никто не даст разрешение на эксплуатацию.

Почему нет новых самолетов?

И все же специалисты признают: авиапарк в Ижевске, как и в целом по стране, стареющий.

- Почему не покупаем новые самолеты? Потому что купить сегодня в России нечего. За первое полугодие вся авиапромышленность России выпустила два самолета: «Сухой Суперджет-100» и Ту-214, - говорит Михаил Хатомкин. - А новые импортные самолеты расписаны до 2020 года. Они же не продаются свободно, как машины в автосалоне, делаются под конкретного заказчика. Что касается использованных «Боингов», они по выработке ресурса гораздо хуже отечественных. Если наши самолеты налетали по 13-15 тысяч часов, то «Боинги» - по 40.

Дело техники?

- Да и не в технике дело, - уверен Хатомкин. - На сегодняшний день практически утерян летный состав - вот на что нужно обратить внимание. Наша компания подготовила огромное количество летчиков, которые ушли работать в «Аэрофлот» и другие крупные компании. У нас переманивают пилотов. Если, например, у нас они могут заработать 80 - 100 тысяч, то другие платят 200 - 300. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Як» - один из самых надежных

- Проблемы в авиации были и будут, - на условиях анонимности рассказал нам эксперт, имеющий отношение к ижевской авиации. - Люди, которые в погоне за наживой готовы выпустить в рейс неисправный самолет, будут всегда. Но что касается сотрудников «Ижавиа» - это просто недопустимо. Ребята там молодцы, каждую дырочку в микроскоп проверят. Рисковать человеческой жизнью никто не будет. А «Як» - это вообще один из самых надежных самолетов. Чаще всего крушения происходят из-за человеческого фактора, а не из-за состояния техники. Все потому, что кадры готовят плохо. Сократили половину авиационных институтов. В 90-е годы, помню, при обучении вместо положенных трех часов полета в день летали час, на большее керосина не было.

- Наши самолеты не такие плохие, - подтверждает другой эксперт с 30-летним стажем работы в отрасли. - Их не выпустят в рейс с неисправностями, а к «Боингам», к слову, прилагается список неисправностей, с которым ему разрешается взлететь. Так несколько лет назад и взлетел самолет в Иркутске. Разбился.

Состояние машины - не единственная причина того, что происходит. Посмотрите на летный состав. Сколько в с советские годы было летных училищ! И в Казахстане, и на Украине. Сейчас это заграница. У нас - только в Ульяновске. Вот и получается, что за штурвал дельтапланеристов усаживают. А больше некого.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На реконструкцию аэропорта в Ижевске необходимо свыше 384 млн рублей

В сентябре 2009 года Правительством Удмуртии было утверждено Постановление о республиканской целевой программе «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».

На момент согласования программы воздушный транспорт в республике был представлен ОАО «Ижавиа».

На тот момент парк предприятия состоял из 10 воздушных судов, выполняющих авиационные перевозки пассажиров, багажа и грузов на регулярной и заказной основе. Также в программе прописано, что старение парка воздушных судов составляет 70%. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса Ижевска в целях обеспечения:

  • требуемого уровня безопасности полетов,
  • улучшения качества предоставляемых авиационных услуг,
  • устранения негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиационного обслуживания,
  • обеспечения возможности приема современных воздушных судов и увеличения не менее чем на 40 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт.

Согласно прогнозам, без учета реализации программы, до 2014 года в планах приобретать авиатехнику за счет внебюджетных источников не было. В программе запланировано приобретение подвижного состава за счет внебюджетных источников – 1 самолет стоимостью 60 млн. рублей.

Общие финансирование проектирования, реконструкции и модернизации аэровокзального комплекса ОАО «ИжАвиа», приобретение оборудования, обеспечивающего комплекс мероприятий по авиационной безопасности в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2012-2015 годы):

  • В 2011 году – 0 рублей
  • В 2012 году – 0 рублей
  • В 2013 году – 129 млн. 800 тысяч рублей.
  • В 2014 году – 254 млн. 500 тысяч рублей.

Кстати

Хоккеисты из Магнитогорска отказались лететь на Як-42 ижевской авиакомпании...

Через день после того, как под Ярославлем погибли хоккеисты «Локомотива», из другого аэропорта должен был вылететь Як-42 с хоккеистами из магнитогорского клуба «Металлург». Спортсмены собирались лететь на игру в Словакию. Это был заказной рейс ижевской авиакомпании «Ижавиа». Но, по словам представителей «Ижавиа», хоккеисты отказались от полета на Як-42 и пересели на «Боинг».

... А Ространснадзор запретил рейс «Ижавиа» на Як-42

В субботу сотрудники Ространснадзора после осмотра Як-42, принадлежащего «Ижавиа», не выпустили его в рейс.

- Самолет уже был готов выруливать на взлетную полосу, когда подошла инспекция и начала проверку, - прокомментировал генеральный директор ОАО «Ижавиа» Михаил Хатомкин. - У нас есть перечень дефектов, при которых запрещается эксплуатация воздушного судна. Замечания, которые нам написали, в этот список не входят. Например - условно говорим - давление в кислородном баллоне должно быть 120 атмосфер, у нас - 100 или металлизированный провод для отвода статического электричества поврежден, а их восемь или десять на закрылках стоят. Не все идеально, конечно, но на безопасность полетов это никак не влияет. В любом случае, неполадки устранили, и рейс выполнили, просто с задержкой. 

За год - три происшествия

- Сентябрь 2010 года. Ижевский Як-42 вынужден совершить аварийную посадку в Челябинске. При наборе высоты экипаж сообщил об отказе системы стабилизации судна. Пассажиров отправили другим рейсом.

- Август 2011 года. В аэропорту «Домодедово» у ижевского самолета на взлетной полосе самопроизвольно отключился двигатель. Отказ был вызван сбоем в электронике. Двигатель отключился при выруливании на взлетно-посадочную полосу, слава богу, что не в полете.

- Август 2011 года. В Новом Уренгое у ижевского Як-42 при посадке разрушилась покрышка колеса шасси. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал.

- Посадка прошла благополучно, но при неудачном стечении обстоятельств повреждение шасси могло привести к выходу самолета за взлетно-посадочную полосу, - говорит старший помощник удмуртского транспортного прокурора Ксения Лаптева.

По оценкам транспортной прокуратуры, эти происшествия не считаются серьезными.