В недавнем ДТП с пассажирским автобусом на трассе Ижевск - Глазов погибли 5 человек. По предварительным данным, причина страшной аварии - технические неисправности ПАЗика. Мы решили выяснить - кто и как следит за состоянием автобусного парка республики.
По данным Госавтоинспекции, каждый день на дороги Удмуртии выходит более 1000 автобусов, которые перевозят около 100 тысяч человек.
Но ГИБДД проверяет лишь «внешность» автобуса. Заглянуть под капот и посмотреть, выдержит ли он еще 100 км пути, в задачи дорожной полиции не входит.
- По закону следить за техническим состоянием обязаны владельцы автобусов. Так же, как и за прохождением техосмотра раз в полгода, - пояснил Александр Лужбин, начальник управления транспорта Минтранса Удмуртии. - Мы пытались вводить ограничения по «возрасту» автобусов в конкурсах на перевозку пассажиров. Но эту позицию оспорила антимонопольная служба.
В минтрансе рассказали: перевозчик, автобус которого попал в аварию, проиграл конкурс на перевозку пассажиров. Но затем конкурс отменил арбитражный суд. В итоге направление осталось свободным, и перевозить пассажиров мог кто угодно. Лишь бы была лицензия на оказание транспортных услуг. Как заверили в компании «Автовокзалы Удмуртии», она у частника имелась.
В Управлении автодорожного надзора РФ по УР сообщили, что по закону проверять транспортных бизнесменов можно 1 раз… в 3 года! И без санкции прокуратуры нарушать эти рамки нельзя.
Кстати, в одном из ведущих автотранспортных предприятий республики посетовали: на деле контролирующие органы проверяют лишь крупные компании. А на чем перевозят пассажиров мелкие «автобусные» бизнесмены - остается загадкой. Хотя нет, не загадкой. Средний возраст каждого четвертого автобуса в Удмуртии - больше 10 лет.
ЦИФРА
С 2007 года в Удмуртии произошло 154 ДТП с автобусами, в которых погибло 15 человек и 182 получили травмы.
ДЛЯ СПРАВКИ
Междугородний транспорт
Безопасно
- Средний ряд сидений у прохода в центральной части салона, обязательно быть пристегнутыми.
Опасно
- Рядом и позади водителя (при лобовом ударе водитель сворачивает, спасая себя),
- У окон (вероятность получить ранения стеклом при боковом ударе).
Городской транспорт
Безопасно
- Места у дверей (при аварии вылетают и можно быстро покинуть салон)
- Места у аварийных выходов (спасают при панике в самом салоне).
Опасно
- Стоячие места (ДТП в городе часто связаны с падением пассажиров).
- Задняя площадка (вероятность получить ранения стеклом при ударе в заднюю часть).