Уже два месяца Ижевск и республику атакуют погодные аномалии. То стоят морозы до -40, то за пару дней выпадает почти месячная норма осадков. Все это не лучшим образом сказывается на дорогах – снежные заносы, глубокие колеи, участки гололеда и т. д.
Власти принимают беспрецедентные меры по расчистке дорог, к работам привлекают технику и сотрудников предприятий. К уборке снега уже просят подключиться и горожан. Однако, судя по количеству жалоб и претензий в соцсетях, даже этих мер не достаточно.
По официальной статистике ГИБДД, за минувший декабрь 2023 г. и первую половину января 2024 г. в Ижевске произошло 64 ДТП, в которых пострадало 104 человека. Чиновники заверяют, что эти цифры не превышают прошлогодних показателей. То есть погода и заснеженные дороги якобы не стали причиной роста аварий. При этом, как нам сообщил источник с рынка автострахования, количество «аварийных» обращений в страховые компании в декабре-январе выросло примерно в полтора раза по сравнению с октябрем-ноябрем.
«Для меня это был вопрос принципа»
Но как бы ни успокаивала официальная статистика, очевидно, что нечищеные дороги осложняют дорожную ситуацию и могут служить причинами ДТП. Однако случаи обращения в суд по таким случаям очень редки. Мало кто верит, что реально отсудить компенсацию ущерба.
Однако история ижевчанки Анастасии Ячменьковой подтверждает, что это возможно. Правда, придется запастись временем и терпением.
8 декабря 2018 г. Анастасия ехала на своей машине в гости к подруге. Была суббота, она никуда не торопилась, как вдруг авто попало на обледеневший участок, его закрутило и понесло прямо на столб.
«Когда произошло столкновение, первое, о чем я подумала: «Слава Богу, не пострадали люди». Было шоковое состояние, боли я не чувствовала, она пришла потом. Сработала подушка безопасности. Я не знала, что она пахнет, как пиротехника, и подумала, что, возможно, загорелся автомобиль.
Я начала выбираться из машины. Дверь-то смогла открыть, но забыла отстегнуть ремень безопасности (видимо, в шоковом состоянии) и повисла на нем. Но тут уже подбежали очевидцы, отключили аккумулятор, достали меня из машины и положили на заднее сиденье».
Анастасия – директор благотворительного фонда помощи жертвам ДТП. Поэтому она хорошо знала, как вести себя при аварии. Позвонила в ГИБДД, сообщила свое местоположение и что произошло.
«Приехали сотрудники ГИБДД и скорая. Меня спросили, как я себя чувствую и могу ли пройти медосвидетельствование. Поскольку я работаю в популярном городском паблике ИГГС и мой автомобиль в городе известен, я ответила, что буду «продуваться» на месте, чтобы исключить лишние сплетни. Результат был отрицательный, его сразу показали всем понятым и свидетелям».
Кстати, когда машина ГИБДД и скорая подъезжали к месту аварии, они тоже не смогли нормально остановиться и какое-то время скользили по льду.
Сотрудники ГИБДД составили акт обследования дорожного полотна. Для Анастасии это была первая крупная авария, и она еще не знала, что такой акт – важнейший документ для дальнейшего разбирательства в суде.
Еще одним важным «помощником» для Анастасии стала запись с видеорегистратора. По ней экспертиза определила, что скорость машины была не выше положенной – 60 км/ч.
Наконец, заручившись справкой с метеостанции, где было описано, когда и сколько шли осадки, ижевчанка пошла в суд. В этом деле ей помогали юристы из ее фонда.
Анастасия нашла компанию, которая проводит экспертизу ущерба. В судебном иске прописала сумму ущерба, затраты на экспертизу, адвокатов и т. д.
Изначально иск был подан на городскую Службу благоустройства и дорожного хозяйства. Но позже оказалось, что за тот участок дороги, где произошло ДТП, отвечает другая городская служба – Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление (ДРЭУ).
В суде ее представители отказались возмещать ущерб, ссылаясь на статью ПДД 10.1:
«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Именно эта статья, которую очень сложно оспорить, обычно приводит к отказу в возмещении ущерба.
Но тут на помощь Анастасии пришли собранные доказательства. Допустимая скорость движения, результаты медэкспертиз, неубранный снег, необработанная против гололеда дорога – все это свидетельствовало в пользу пострадавшей. Процесс длился 2 года, но суд Анастасия выиграла.
С решением суда на руках ижевчанка пришла в банк, обслуживающий счета ДРЭУ. Написала заявление, и уже через 3 дня получила всю сумму.
Мы спросили Анастасию, как она вытерпела эти два года и не опустила руки?
«Когда шок прошел, я начала анализировать ситуацию и поняла: как я могу быть директором благотворительного фонда помощи жертвам ДТП, если я сама не знаю, что это такое? И как я могу не бороться, если пострадало мое имущество, а оно стоит денег. Мой автомобиль среднего сегмента, и он достаточно дорогой.
Так что для меня это уже был вопрос принципа. Весь свой опыт я обобщила в инструкции: как нужно действовать. И теперь бесплатно делюсь ею со всеми в соцсетях. Понятно, что это не панацея и аварийные ситуации могут сильно отличаться друг от друга. Но, по крайней мере, я смогла показать людям какую-то общую картину. И если я помогаю людям после ДТП, то это тоже моя миссия. Миссия, которую я должна была выполнить на своей шкуре».
Где и какие документы нужно получить для суда после ДТП на нечищеной дороге:
-
Экспертиза набранной скорости – ГИБДД.
-
Экспертиза вреда здоровью – Бюро судебно-медицинской экспертизы (филиал на Воткинском шоссе, 196, тел. +7 (3412) 45‒67‒37).
-
Экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц – Бюро судебно-медицинской экспертизы (филиал на Сивкова, 105, тел. +7 (3412) 52‒71‒64). Сделать ее лучше сразу после ДТП, пока свежие синяки и царапины. Также экспертизу можно сделать по документам из больницы при госпитализации. При ограниченных возможностях можно сделать доверенность на своего близкого, который отвезет все справки в ГИБДД.
-
Лучше держать сломанную машину в гараже, потому что дорожники могут счесть сумму ущерба завышенной. Поэтому нужно быть готовым к повторной экспертизе.
Комментарий автоюриста: начинать надо с правильного оформления ДТП
Сергей Утеев – адвокат из Ижевска, который занимается юридической защитой и помощью пострадавшим в ДТП. Мы попросили его также поделиться опытом по авариям, связанным с плохим состоянием дорог.
– Если вы попали в аварию по причине плохого состояния дороги (например, из-за гололеда), начинать надо с правильной процедуры оформления самого ДТП. Основное, что необходимо сделать, – это вызвать сотрудников ГИБДД для составления акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Без данного документа получить какую-либо компенсацию от дорожно-ремонтных служб (либо иных организаций) практически невозможно.
Также необходимо составить схему ДТП с указанием наличия недостатков в состоянии дороги. Обычно схему составляют сотрудники ГИБДД, вам следует проверить наличие в ней информации о выявленных недостатках. Кроме того, сотрудники ГИБДД составят справку по дорожно-транспортному происшествию и, если есть пострадавшие лица, протокол осмотра места ДТП, в данных документах также содержится информация о состоянии дорожного полотна.
В своих объяснениях также необходимо указать причину ДТП: наледь/голодед/и т. д. Если были очевидцы, то попросите их контактные данные для того, чтобы в последующем можно было их пригласить для дачи объяснений.
Если в ДТП повреждения получил только ваш автомобиль, после оформления необходимо:
- получить в ГИБДД информацию о привлечении организации, которая обслуживает дороги, к административной ответственности;
- получить решение инспектора об отсутствии вашей вины в ДТП;
- провести оценку восстановительного ремонта транспортного средства, обратиться с претензией к ответственной за состояние дороги организации с требованием оплатить восстановительный ремонт автомобиля. Если будет получен отказ, обращаться в суд с исковым заявлением. Кроме того, в некоторых случаях потребуется проведение экспертизы с целью установления причин ДТП.
Нужно понимать, что в данной категории споров необходимо установление следующих обстоятельств:
1. наличие недостатков в эксплуатационном состоянии дороги;
2. наличие причинно-следственной связи между недостатками в состоянии дороги и наступившим ДТП;
3. отсутствие вины водителя в ДТП;
4. отсутствие причинно-следственной связи между действиями водителя и произошедшим ДТП;
5. установление размера причиненного ущерба.
– Часто ли водители судятся с ремонтно-дорожными службами?
– В общей массе дел по ДТП количество споров с ремонтно-дорожными службами незначительно. Но и говорить о том, что их нет, нельзя. В основном споры с дорожными службами возникают после ДТП, связанных с наездом на выбоины, срезы дорожного полотна, отсутствием необходимых дорожных знаков и т. д.
– Сколько люди в среднем тратят на разбирательства в суде из-за ДТП времени и денег?
– Это зависит от многих факторов. В первую очередь, сложности спора, длительности его рассмотрения, количества и сложности экспертиз. Кроме того, ДТП могут породить споры в разных отраслях права: административном, гражданском или уголовном. В связи с этим и расходы на представителя, защитника существенно отличаются. Ориентиром стоимости услуг адвоката являются минимальные рекомендованные расценки адвокатов. Стоимость экспертиз, повторюсь, зависит от их сложности и количества поставленных вопросов.
Контакты Сергея:Telegram