В 2024 году компании «Ижавиа» исполняется 80 лет. Ее история неразрывно связана с работой главной воздушной гавани Удмуртии. Приказ о создании аэропорта в Ижевске был подписан 30 мая 1944 года. О прошлом, настоящем и будущем «Ижавиа» на IZHLIFE.
Самый первый аэропорт на окраине Ижевска
В начале XX века в России начала бурно развиваться авиация. И если в Москве и Санкт-Петербурге «летающие машины» уже никого особо и не удивляли, то каждое появление самолета вызывало у жителей Удмуртии бурю эмоций. Как пишет историк и краевед Игорь Кобзев, летающие по воздуху «экипажи» – аэропланы – появились в небе над Сарапулом еще в 1911 году. Тогда на пароходе «Нева» в город прибыл знаменитый авиатор А. А. Васильев вместе со своим деревянным «товарищем» – аэропланом системы «Блерио». Он совершил несколько полетов и ожидаемо поразил местную публику.
В июле 1912 года прославленный авиатор задумал совершить полеты и в поселке Ижевский завод (статус города Ижевск тогда еще не получил – прим. ред.). Но заводское начальство выступило против – полет так и не состоялся. Только в 1927 году жители смогли узнать, каково это летать, как птица: в Ижевске прямо на лед пруда приземлился агитсамолет «Все в Авиахим!» Так людей привлекали к вступлению в добровольное общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР. Также самолеты садились недалеко от Арсенала на Карлутское поле.
В 1934 году на южной окраине Ижевска, в Пирогово был построен аэропорт. Это был самый первый гражданский аэропорт столицы Удмуртии. В нем действовал целый авиационный отряд. Пилоты на самолетах У-2 перевозили почту, срочные грузы, а также доставляли врачей в отдаленные районы Удмуртии и вывозили оттуда больных.
Кстати, первый пассажирский рейс по маршруту Ижевск-Нижний Новгород был совершен 5 июля 1934 года! В это же время впервые успешно прошел аэросев на полях совхоза «Пятилетка».
Военное время: транзитная площадка для самолетов
С первых дней Великой Отечественной войны на базе аэродрома в Пирогово создали школу первоначального обучения летчиков ВВС. Курсантов учили азам летного дела, а потом отправляли в разные училища, которые готовили летчиков для истребительной, штурмовой либо бомбардировочной авиации.
К осени 1943 года на земле совхоза «Пятилетка», в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова, завершилось строительство аэродрома с бетонным покрытием. Взлетная полоса размером 1000 х 54 метра проходила по современной улице Молодежной.
Здесь базировалась военная комендатура № 76. Аэродром использовали в качестве транзитной площадки для дозаправки и ремонта советских боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2, перегоняемых на фронт. Сюда же садились американские истребители «Аэрокобра» и «Бостон» – их в качестве помощи отправляли на фронт с Аляски через Дальний Восток и Сибирь.
После начала войны на аэродроме осталось работать всего пять человек – В. Наговицын, Е. Мерзляков, А. Лебедев, И. Ерашов, Я. Сыров. Остальные пять экипажей отправились на фронт и уже в июле 1941 года приняли боевое крещение.
Оставшиеся мужчины, которые впоследствии составили костяк коллектива будущего ижевского аэропорта, обслуживали самолеты, прилетающие из Казани, Горького, Москвы для перевозки оборонных грузов с городских заводов. Со временем объем этих перевозок увеличился. Появилась необходимость создания нового аэропорта. Приказ о его создании подписал начальник Главного управления ГВФ генерал-лейтенант Астахов 30 мая 1944 года.
Через несколько месяцев аэропорт был открыт на месте базирования комендатуры. На огороженной территории была взлетно-посадочная полоса, рядом стояли маленькие деревянные домики, в которых располагался летный и технический состав.
Аэропорт был транзитным – в день сюда на заправку и осмотр садились один-два самолета рейсов Москва – Свердловск и Москва – Новосибирск. Иногда прилетали военные самолеты.
Самолеты садились и взлетали над самыми крышами зданий, а до взлетной полосы курсировал небольшой автобус.
Удивительный факт: при плохой погоде самолеты приходилось «ловить» – работники вставали вдоль полосы и палили из ракетниц, чтобы пилот нашел место посадки.
Развитие гражданской авиации
После войны количество гражданских пассажиров в аэропорту росло. Хотя на балансе в то время состояли всего 3-4 самолета: маленькие ЯК-12 и АН-2.
С 1956 года должность начальника ижевского аэропорта занимал Андрей Закорко. А в 1958 году в Ижевск на должность командира авиаэскадрильи Казанского авиаотряда приехал Лев Оккельман. Тот самый, который в 1961 году нашел капсулу с собакой-космонавтом Звездочкой. После полета в космос она приземлилась возле одной из деревень между Сарапулом и Чайковским. Оккельман сначала разминировал капсулу (эти технологии ни в коем случае не должны были попасть в руки врагов – прим. ред.). А потом провел со Звездочкой всю ночь, грея озябшую путешественницу.
В 60-е годы ижевские летчики летали по районам республики, выбирали площадки для санитарной авиации и пожарной охраны. А после строительства районных аэродромов один за другим появились рейсы из Ижевска в Селты, Сюмси, Глазов, Каракулино и другие населенные пункты. Чуть позднее из аэропорта на самолетах Ан-24 и Як-40 стали выполняться прямые рейсы в Москву, в аэропорт Быково. Время полета до Москвы составляло тогда 2 часа 10 минут.
Пилоты из Ижевска не раз вылетали на тушение пожаров в сибирской тайге и на обработку целинных полей Казахстана. Они участвовали в поисковых работах нефтяников и геологов, проводили топографические и гравиметрические съемки. А еще не раз спасали жизнь людей в отдаленных уголках Удмуртии: в 1950-х годах в аэропорту было три самолета санитарной авиации, один из которых – учебный.
В эти годы аэродром расширили и построили здание гражданского аэропорта, который проработал вплоть до открытия нового здания в 1974 году. Кстати, от кинотеатра «Колосс» (ныне собор Александра Невского) в аэропорт ходил автобус: любой желающий мог приехать и посмотреть на прилетающие и взлетающие самолеты.
Из Ижевска можно было улететь в 26 городов СССР, а на «кукурузнике» Ан-2 – в районные центры Удмуртии и соседних регионов.
Новое здание аэропорта с рестораном и кинозалом
Со временем аэропорту стало все сложнее справляться с возрастающей нагрузкой и потоком пассажиров. Но реконструировать его смысла не было – город разрастался с каждым годом. Поэтому для строительства нового аэропорта выбрали площадку на 15 км восточнее от центра города, между деревнями Старое Мартьяново и Новое Мартьяново.В феврале 1965 года началось проектирование объекта. А в 1971-м приступили к его строительству, которое завершилось через 4 года. При проектировании новой взлетно-посадочной полосы ее длина по первоначальному плану составляла 2000 метров. Но в итоге по личному распоряжению министра обороны СССР Дмитрия Устинова полосу продлили до 2500 метров. Ширина ВПП составила 45 метров. 25 октября 1974 года новый аэропорт ввели в эксплуатацию.
Здание старого аэропорта было переделано в продуктовый магазин. А в 1978 году на месте бывшей взлетной полосы открылась первая улица нового жилого микрорайона – Молодежная. Сам микрорайон горожане до сих пор называют «Старый Аэропорт».
В новом же аэропорту здание было просторное. В разное время там располагался и ресторан, и небольшой видеозал. Плюс была построена гостиница.
Длинная и широкая ВПП позволила принимать самые современные на тот момент реактивные самолеты Ту-134, к которым вскоре добавились более вместительные лайнеры – Як-42 и Ту-154.
«Восемь строк добавились в первые дни января в расписании рейсов Ижевского аэропорта. И, естественно, заметно увеличилось число пассажиров. Аэровокзал столицы Удмуртии – один из новейших в стране. Он привлекает комфортом, культурой обслуживания. Вот и сейчас каждый из восьми рейсов – новое удобство для пассажиров. Полет на ТУ-134 стал беспересадочным. До Ленинграда быстрокрылый лайнер доставляет пассажиров менее чем за два часа. Сократилось расстояние и до Прибалтики. Всего надо около трех часов, чтобы оказаться в Риге», – вот так писали об аэропорте в местной прессе в 1977 году.
Жители города и республики могли улететь во многие крупные города Советского Союза – в Ленинград, Москву, Архангельск, Сочи, Симферополь, Киев, Одессу, Ташкент и Ригу. Билеты при этом были довольно доступными.
«В начале 1980-х билет до Москвы – 25 рублей, до Ленинграда – 32 рубля, до Свердловска – 15 рублей. Студенты имели стипендию 40 рублей, перед армией на заводе в конце 1970-х я получал примерно 200 рублей в месяц», – вспоминает историк и литератор Сергей Жилин.
С 1982 по 1988 годы командиром ижевского объединенного авиаотряда был Николай Пензин. Под его руководством совершенствовался наземный комплекс зданий и сооружений аэропорта. Также проводилось освоение новой авиационной техники в Удмуртии – самолетов Ан-26 и Ту-134.
1 июля 1988 года в ижевском аэропорту приземлился первый иностранный лайнер С130 «Геркулес» ВВС США. Самолет доставил группу американских инспекторов, которые прибыли в Воткинск для контроля за выполнением Договора СНВ-1 о ликвидации баллистических ядерных ракет средней и меньшей дальности.
Строгий конкурс для стюардесс
Кстати, в советское время на входе в аэропорт пассажиров не досматривали, только перед проходом в зал ожидания. Экипаж выходил на летное поле через проходную вне здания, просто показывая пропуска.
«Сейчас в аэропорту все намного организованнее и строже. У каждой службы своя функция, все делается по правилам», – рассказывает Алёна Корюкина, старший бортпроводник АО «Ижавиа». Она пришла работать в компанию в 17 лет, в 1987 году. Сначала трудилась на грузовом складе. До совершеннолетия на работу бортпроводником, о которой она мечтала, еще не брали.
Чтобы стать стюардессой, она, кроме обучения, прошла конкурс. Претенденток отбирали в гостинице при аэропорте. Комиссия состояла из начальников практически всех служб.
«В кабинете висела большая географическая карта СССР, по ней задавали вопросы по географии. Например, спрашивали, где находится Владивосток. Проверяли знание истории партии, истории СССР, сотрудников аэропорта. Конечно, и на внешность смотрели, и на возраст – строго с 19 до 24 лет. Кстати, сейчас возрастные рамки расширены», – вспоминает бортпроводница.
По ее словам, уже в советское время существовали четко прописанные правила, как должны выглядеть стюардессы.
«Короткие, чистые ногти, чистые волосы, собранные в пучок, потому что мы имеем дело с питанием, минимум украшений – не больше одного кольца и неброские серьги. Высота каблука не должна быть выше 3,5 см – это связано с техникой безопасности. Даже цвет колготок был прописан».
Форма у всех стюардесс в СССР была одинаковая. Ирина Власова, которая в 80-е годы была стюардессой, а сейчас работает инспектором службы авиационной безопасности, вспоминает, что костюмы сначала шили из кримплена.
«Форма у нас была темно-синего цвета. В ней было очень удобно, она не мялась – хоть спи в ней. Шили ее специально на заказ для каждой стюардессы. Помню, как мы ходили на примерку, и одежду подгоняли под нас. Одно время летом у нас были сарафаны бледно-голубого цвета в полоску с пояском на пряжке, еще был бежевый костюм с красно-синим шейным платком. Зимой – длинное пальто с каракулевым воротником и мутоновая шапка с ушками – тепло, но ничего не слышно».
Аэропорт Ижевска, 25 декабря 1976 года. Видео: Ижевский андеграунд
Еще одно требование для стюардесс – владение навыками оказания первой медицинской помощи. Однажды ижевской стюардессе пришлось принимать роды. Это произошло во время рейса.
«Просто представьте картину. Среди пассажиров все вахтовики и одна беременная женщина. Ей нужно было срочно передать мужу какие-то документы. И вот уже снижение. А она вдруг вызывает стюардессу и говорит: «Все, я рожаю!» Та, конечно, опешила и стала просить потерпеть – всего 20 минут до посадки оставалось. Но все-таки роды начались на борту. Ей срочно организовали место за шторкой, у вахтовиков нашлась водка для дезинфекции и уже при заходе на посадку она родила девочку. Наша стюардесса и пуповину обрезала, а малышку в честь нее Таней назвали», – рассказала Ирина Власова.
Звездам подгоняли машины едва ли не к трапу
В 80-90-е годы пассажиров не возили к самолету на автобусах. Они добирались сами. А для важных партийных деятелей и звезд встречающие машины подавали на лётное поле.
«София Ротару прямо на «Чайке» к самолету подъехала. Киркорову тоже машину подгоняли. Он тогда еще с длинными кудрявыми волосами был. Зашел, вприпрыжку, в самолет с шариками, а они на борту запрещены, так и лопал по одному. А еще запомнились Илья Олейников и Юрий Стоянов. У нас было время отдыха, и они пригласили нас почему-то в лагерь. Стоянов сел за рояль, а потом они рассказывали смешные истории о других артистах. Очень много известных личностей было в нашей практике. Конечно, мы с ними и фотографировались – куда без этого», – вспоминает Ирина Власова.
«Однажды заходит Валентина Толкунова с шикарным букетом цветов, а за ней заносят еще целую кучу. Положить их некуда было. Пришлось все убрать в передний багажник – он большой, перед входом в кабину. Так вот, когда прилетели, она эти букеты все нам и оставила – мол, заберите себе. А Армен Джигарханян – у меня даже мурашки по коже бегали. Зима, а он в пальтишке и в ондатровой шапочке. Вот кто фильмы с ним не смотрел, и не узнал бы – скромный такой. Бутусов Вячеслав тоже. Кепку на глаза натянул – я даже не поняла, что это он. Случайно увидела на его кресле посадочный талон с именем. Мне еще очень понравился Шура. Такой вежливый, всегда – спасибо, пожалуйста! А еще мы обожаем Александра Бречалова и Ярослава Семенова – шикарные пассажиры! Очень вежливые, интеллигентные, культурные и воспитанные», – улыбается старшая бортпроводница Алёна Корюкина.
Постсоветское время: капитальный ремонт аэропорта
Уже после распада Советского Союза, в 1992 году, в Удмуртии была образована компания «Ижавиа». Ее возглавил Вальтер Краутер, под руководством которого осваивалась новая для Удмуртии авиационная техника – самолеты Як-42. Одним из пилотов-первопроходцев на этих самолетах был Петр Кулямин. Он начал работать в компании в 1993 году, а сейчас – действующий командир ижевской эскадрильи Як-42.
Петр – потомственный пилот: его отец и дядя тоже летчики.
«Я с детства мечтал о небе, о полетах. Маленьким не раз бывал в кабине самолета – папа проводил меня туда, рассказывал, как и что устроено. Поэтому для меня аэропорт всегда был интересным и привлекательным местом. Конечно, с годами он преображается и становится более комфортным и современным. Сейчас легче летать, технологии позволяют. Например, стала более современной навигация. А раньше, помню, мы в уме считали, составляли формулы, использовали в расчетах навигационные линейки и показания приборов. В 90-е годы, когда я пришел сюда, понял, что попал в очень хорошую авиакомпанию с дружным коллективом», – вспоминает Петр Кулямин.
По его словам, раньше пилоты не говорили с пассажирами на английском языке. А вот содержание сообщений от экипажа было примерно такое же. Кстати, пилоты не слышат, как пассажиры хлопают после приземления. Но позже им об этом обязательно сообщают бортпроводницы. «Это очень приятно», – делится Петр Кулямин.
«В то время летали в Ростов, Краснодар, Самару, Волгоград, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Пермь, Уфу, Челябинск, Екатеринбург, даже во Владивосток с посадкой в Чите. И в будущее надо смотреть с оптимизмом – конечно, будем из Ижевска летать и в Египет, и в Турцию», – считает командир эскадрильи.
В 90-е годы республиканские власти задумались о реконструкции аэропорта и его расширении. В 1997-1998 годах было построено здание международного терминала. Но из-за финансового кризиса этот проект заморозили на долгие годы.
В 2010-2012 годах при поддержке правительства Удмуртии авиакомпания «Ижавиа» отремонтировала здание действующего аэровокзала: заменили кресла, обустроили зал повышенной комфортности, построили периметровое ограждение аэропорта и подъездную дорогу. Также был куплен перронный автобус и интроскопы для проверки багажа и ручной клади. Для обеспечения безопасности полетов компания приобрела противообледенительную технику. Но реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных и внутриаэродромных дорожек и некоторых других объектов пришлось отложить.
В 2012 году в компании «Ижавиа» работало: персонала – 700 человек, стюардесс – 43, пилотов – 64. Выполнялось 12 маршрутов на регулярной основе. В авиапарке находились самолеты Ту-134А-3М, Як-42 и несколько Як-42Д, несколько Ан-24РВ и Ан-26-100, которые выполняли чартерные полеты по контрактам с газовиками и нефтяниками.
В середине 2013 года президент Удмуртии Александр Волков поручил правительству республики подготовить и утвердить всю необходимую документацию для возобновления строительства международного терминала. Но новый терминал так и не открылся. Сменивший Волкова Александр Соловьев отстаивал идею отремонтировать здание аэропорта к 100-летнему юбилею М.Т. Калашникова в 2019 году. В августе 2016 года ее поддержал тогдашний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Но проблема сдвинулась с мертвой точки лишь через несколько лет.
В 2016 году аэропорт Ижевск вошел в список аэропортов федерального значения.
Новое время: статус международного и новый терминал
В 2017 году с приходом нового главы Удмуртии Александра Бречалова о реконструкции здания аэропорта вновь заговорили.
Через год были представлены эскизы проекта: старое здание оставалось в неизмененном виде, а законсервированное строение международного терминала предлагалось перестроить.
В июле 2019 года власти Удмуртии приняли решение разделить аэропорт и авиакомпанию. 14 августа этого же года в Удмуртии официально зарегистрировали АО «Аэропорт Ижевск», которое возглавил гендиректор АО «Ижавиа» и ООО «Поможем» Александр Синельников.
В 2019 году аэропорт Ижевска впервые получил регулярный допуск Росавиации для обслуживания самолетов Boeing 737-800. Первый самолет этой модели компания «Ижавиа» взяла в лизинг у компании SmartAvia. В 2020 году стало известно, что все регулярные рейсы будут совершаться именно на этих самолетах. В 2021 году «Ижавиа» приобрела в лизинг самолет Boeing 737-800, который «одели» в ливрею «Ижавиа» с цветами удмуртского флага. А уже осенью этого же года к полетам был допущен второй Boeing, получивший ливрею в розово-фиолетовой гамме и название «Душа Удмуртии».
В 2019-2020 годах законсервированное здание международного терминала снесли. И уже в середине 2022 года Ижевск получил разрешение на строительство нового комплекса. Облик нового аэропорта жители Удмуртии выбирали в ходе онлайн-голосования. В нем приняли участие более 30 тысяч человек.
Здание нового терминала рассчитано на обслуживание 400 пассажиров в час – сейчас эта цифра вдвое меньше. Общая площадь объекта составит 10 тысяч кв. метров. Терминал будет оснащен тремя телескопическими трапами. Строительство планируется завершить к концу 2024 года.
22 апреля 2023 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об открытии в аэропорту столицы Удмуртии постоянного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу России и присвоении аэропорту статуса международного.
«Открытие пункта пропуска – событие, которого жители Удмуртии ждали много лет. Для нас, как для оператора аэропорта, оно означает завершение важного юридического этапа», – отметил гендиректор АО «Аэропорт Ижевск» Александр Синельников.
По мнению Главы Удмуртии Александра Бречалова, новое здание позволит увеличить пропускную способность аэропорта на фоне увеличения пассажиропотока.
«В 2021 году аэропорт Ижевска обслужил рекордное для себя количество пассажиров – более полумиллиона человек. Напомню, еще в 2017 году, этот показатель не превышал 320 тысяч пассажиров. Динамика пассажиропотока этого года – оптимистичная. Учитывая востребованность внутреннего туризма, потребность в расширении экономических связей и своевременную реакцию на эти ожидания наших авиаперевозчиков, число пассажиров будет расти», – подчеркнул Глава Удмуртии.
В ноябре 2022 года компания «Ижавиа» была внесена в перечень туроператоров России: помимо авиаперевозок, компания занялась развитием внутреннего туризма и созданием новых маршрутов по Удмуртии и России.
В настоящее время аэропорт Ижевска имеет допуск на прием всех основных типов современных самолетов. Базовая авиакомпания обеспечивает регулярное авиасообщение Удмуртии с Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском и популярными курортными городами страны – Сочи и Калининградом. Прямые рейсы из аэропорта Ижевск также выполняются в Екатеринбург, Махачкалу и Минеральные Воды.
Реклама. АО «Ижавиа»