Top.Mail.Ru
25 мая 2024 09:00
Новости компаний

От «летающих экипажей» до современных лайнеров: как за 80 лет изменилось авиасообщение в Удмуртии

Рассказываем его историю к юбилею «Ижавиа»

erid: LjN8KVzAR

В 2024 году компании «Ижавиа» исполняется 80 лет. Ее история неразрывно связана с работой главной воздушной гавани Удмуртии. Приказ о создании аэропорта в Ижевске был подписан 30 мая 1944 года. О прошлом, настоящем и будущем «Ижавиа» на IZHLIFE. 

Самый первый аэропорт на окраине Ижевска

В начале XX века в России начала бурно развиваться авиация. И если в Москве и Санкт-Петербурге «летающие машины» уже никого особо и не удивляли, то каждое появление самолета вызывало у жителей Удмуртии бурю эмоций. Как пишет историк и краевед Игорь Кобзев, летающие по воздуху «экипажи» – аэропланы – появились в небе над Сарапулом еще в 1911 году. Тогда на пароходе «Нева» в город прибыл знаменитый авиатор А. А. Васильев вместе со своим деревянным «товарищем» – аэропланом системы «Блерио». Он совершил несколько полетов и ожидаемо поразил местную публику.

27-(21).jpg
Аэросани на берегу ижевского пруда у бывшего пивоваренного завода Бодалева. В кожаной куртке у винта стоит создатель первых ижевских мотоциклов Петр Можаров, зима 1926 года. Фото: Нацмузей Удмуртии

В июле 1912 года прославленный авиатор задумал совершить полеты и в поселке Ижевский завод (статус города Ижевск тогда еще не получил – прим. ред.). Но заводское начальство выступило против – полет так и не состоялся. Только в 1927 году жители смогли узнать, каково это летать, как птица: в Ижевске прямо на лед пруда приземлился агитсамолет «Все в Авиахим!» Так людей привлекали к вступлению в добровольное общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР. Также самолеты садились недалеко от Арсенала на Карлутское поле.

28-(19).jpg
Агитсамолет «Все в Авиахим!» из Нижнего Новгорода на льду ижевского пруда, 1 марта 1927 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

В 1934 году на южной окраине Ижевска, в Пирогово был построен аэропорт. Это был самый первый гражданский аэропорт столицы Удмуртии. В нем действовал целый авиационный отряд. Пилоты на самолетах У-2 перевозили почту, срочные грузы, а также доставляли врачей в отдаленные районы Удмуртии и вывозили оттуда больных.

12-(119).jpg
Первый начальник ижевского аэроклуба И.В. Дворянкин, 1935 год. Фото: vk.com/ya_izhevsk

Кстати, первый пассажирский рейс по маршруту Ижевск-Нижний Новгород был совершен 5 июля 1934 года! В это же время впервые успешно прошел аэросев на полях совхоза «Пятилетка».

Сейчас самый первый аэропорт Ижевска в Пирогово – база ижевского аэроклуба ДОСААФ

Военное время: транзитная площадка для самолетов

19-(41).jpg
Обратите внимание, как выглядело летное поле ижевского аэропорта в 1940-м году. Фото: Государственный архив Удмуртии

С первых дней Великой Отечественной войны на базе аэродрома в Пирогово создали школу первоначального обучения летчиков ВВС. Курсантов учили азам летного дела, а потом отправляли в разные училища, которые готовили летчиков для истребительной, штурмовой либо бомбардировочной авиации. 

30-(1).jpg
Письмо председателю совета народных комиссаров УАССР А.В. Тронину о необходимости выделения под аэродром  участка в совхозе «Пятилетка». Фото: Государственный архив Удмуртии

К осени 1943 года на земле совхоза «Пятилетка», в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова, завершилось строительство аэродрома с бетонным покрытием. Взлетная полоса размером 1000 х 54 метра проходила по современной улице Молодежной. 

18-(51).jpg
Здание ижевского аэропорта, 1942-1947 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

Здесь базировалась военная комендатура № 76. Аэродром использовали в качестве транзитной площадки для дозаправки и ремонта советских боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2, перегоняемых на фронт. Сюда же садились американские истребители «Аэрокобра» и «Бостон» – их в качестве помощи отправляли на фронт с Аляски через Дальний Восток и Сибирь.

18_.jpg
Здания диспетчерской и радиобюро аэропорта, 1942-1947 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

После начала войны на аэродроме осталось работать всего пять человек – В. Наговицын, Е. Мерзляков, А. Лебедев, И. Ерашов, Я. Сыров. Остальные пять экипажей отправились на фронт и уже в июле 1941 года приняли боевое крещение.

Оставшиеся мужчины, которые впоследствии составили костяк коллектива будущего ижевского аэропорта, обслуживали самолеты, прилетающие из Казани, Горького, Москвы для перевозки оборонных грузов с городских заводов. Со временем объем этих перевозок увеличился. Появилась необходимость создания нового аэропорта. Приказ о его создании подписал начальник Главного управления ГВФ генерал-лейтенант Астахов 30 мая 1944 года.

0.jpg
Выписка из приказа начальника Главного управления гражданского воздушного флота об организации аэропорта в Ижевске, 30 мая 1944 года. Фото: Государственный архив Удмуртии 

Через несколько месяцев аэропорт был открыт на месте базирования комендатуры. На огороженной территории была взлетно-посадочная полоса, рядом стояли маленькие деревянные домики, в которых располагался летный и технический состав.

Аэропорт был транзитным – в день сюда на заправку и осмотр садились один-два самолета рейсов Москва – Свердловск и Москва – Новосибирск. Иногда прилетали военные самолеты.

Самолеты садились и взлетали над самыми крышами зданий, а до взлетной полосы курсировал небольшой автобус.

16-(64).jpg
На борту самолета, 1949 год. Фото: А. Чепурнова, «Ижевские картинки» 

Удивительный факт: при плохой погоде самолеты приходилось «ловить» – работники вставали вдоль полосы и палили из ракетниц, чтобы пилот нашел место посадки.

29-(17).jpg
С января 1946 года начальником аэропорта был Константин Пирут. Фото: Государственный архив Удмуртии

Развитие гражданской авиации   

После войны количество гражданских пассажиров в аэропорту росло. Хотя на балансе в то время состояли всего 3-4 самолета: маленькие ЯК-12 и АН-2.

15-(83).jpg
Командно-диспетчерский пункт и штаб аэропорта в 1950-е годы. Фото: Государственный архив Удмуртии

С 1956 года должность начальника ижевского аэропорта занимал Андрей Закорко. А в 1958 году в Ижевск на должность командира авиаэскадрильи Казанского авиаотряда приехал Лев Оккельман. Тот самый, который в 1961 году нашел капсулу с собакой-космонавтом Звездочкой. После полета в космос она приземлилась возле одной из деревень между Сарапулом и Чайковским. Оккельман сначала разминировал капсулу (эти технологии ни в коем случае не должны были попасть в руки врагов – прим. ред.). А потом провел со Звездочкой всю ночь, грея озябшую путешественницу. 

В 60-е годы ижевские летчики летали по районам республики, выбирали площадки для санитарной авиации и пожарной охраны. А после строительства районных аэродромов один за другим появились рейсы из Ижевска в Селты, Сюмси, Глазов, Каракулино и другие населенные пункты. Чуть позднее из аэропорта на самолетах Ан-24 и Як-40 стали выполняться прямые рейсы в Москву, в аэропорт Быково. Время полета до Москвы составляло тогда 2 часа 10 минут.

13-(105).jpg
Ижевский аэропорт, 1950 годы. Фото: Государственный архив Удмуртии

Пилоты из Ижевска не раз вылетали на тушение пожаров в сибирской тайге и на обработку целинных полей Казахстана. Они участвовали в поисковых работах нефтяников и геологов, проводили топографические и гравиметрические съемки. А еще не раз спасали жизнь людей в отдаленных уголках Удмуртии: в 1950-х годах в аэропорту было три самолета санитарной авиации, один из которых – учебный.

В 1951 году в ижевском аэропорту была организована гражданская авиационная метеорологическая станция

В эти годы аэродром расширили и построили здание гражданского аэропорта, который проработал вплоть до открытия нового здания в 1974 году. Кстати, от кинотеатра «Колосс» (ныне собор Александра Невского) в аэропорт ходил автобус: любой желающий мог приехать и посмотреть на прилетающие и взлетающие самолеты.

Из Ижевска можно было улететь в 26 городов СССР, а на «кукурузнике» Ан-2 – в районные центры Удмуртии и соседних регионов. 

Новое здание аэропорта с рестораном и кинозалом

Со временем аэропорту стало все сложнее справляться с возрастающей нагрузкой и потоком пассажиров. Но реконструировать его смысла не было – город разрастался с каждым годом. Поэтому для строительства нового аэропорта выбрали площадку на 15 км восточнее от центра города, между деревнями Старое Мартьяново и Новое Мартьяново.
38-(9).jpg
Территория будущего аэропорта в июле 1968 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

В феврале 1965 года началось проектирование объекта. А в 1971-м приступили к его строительству, которое завершилось через 4 года. При проектировании новой взлетно-посадочной полосы ее длина по первоначальному плану составляла 2000 метров. Но в итоге по личному распоряжению министра обороны СССР Дмитрия Устинова полосу продлили до 2500 метров. Ширина ВПП составила 45 метров. 25 октября 1974 года новый аэропорт ввели в эксплуатацию.

Строительство командно-диспетчерского пункта аэропорта, 1971-1973 годы. Фото: Государственный архив Удмуртии
Строительство командно-диспетчерского пункта аэропорта, 1971-1973 годы. Фото: Государственный архив Удмуртии
Укладка тюбингов под перрон аэропорта, 1972 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Укладка тюбингов под перрон аэропорта, 1972 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Новое современное здание ижевского аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Новое современное здание ижевского аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Здание старого аэропорта было переделано в продуктовый магазин. А в 1978 году на месте бывшей взлетной полосы открылась первая улица нового жилого микрорайона – Молодежная. Сам микрорайон горожане до сих пор  называют «Старый Аэропорт». 

37-(10).jpg
Строительство жилых домов в районе Старого аэропорта, август 1982 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

В новом же аэропорту здание было просторное. В разное время там располагался и ресторан, и небольшой видеозал. Плюс была построена гостиница.

Торжественное открытие нового аэропорта «Ижевск», 25 октября 1974 года. Фото: Муниципальный архив Ижевска
Торжественное открытие нового аэропорта «Ижевск», 25 октября 1974 года. Фото: Муниципальный архив Ижевска
Открытие нового аэропорта, 25 октября 1974 года. Фото: М.В. Егоров
Открытие нового аэропорта, 25 октября 1974 года. Фото: М.В. Егоров
Открытие нового аэропорта, 25 октября 1974 года. Фото: М.В. Егоров
Открытие нового аэропорта, 25 октября 1974 года. Фото: М.В. Егоров
Самолет Ил-18 высаживает пассажиров в новом аэропорту Ижевска, 1975 год. Фото: фонды НМ УР
Самолет Ил-18 высаживает пассажиров в новом аэропорту Ижевска, 1975 год. Фото: фонды НМ УР

Длинная и широкая ВПП позволила принимать самые современные на тот момент реактивные самолеты Ту-134, к которым вскоре добавились более вместительные лайнеры – Як-42 и Ту-154.

«Восемь строк добавились в первые дни января в расписании рейсов Ижевского аэропорта. И, естественно, заметно увеличилось число пассажиров. Аэровокзал столицы Удмуртии – один из новейших в стране. Он привлекает комфортом, культурой обслуживания. Вот и сейчас каждый из восьми рейсов – новое удобство для пассажиров. Полет на ТУ-134 стал беспересадочным. До Ленинграда быстрокрылый лайнер доставляет пассажиров менее чем за два часа. Сократилось расстояние и до Прибалтики. Всего надо около трех часов, чтобы оказаться в Риге», – вот так писали об аэропорте в местной прессе в 1977 году.

33-(12).jpg
Встреча министра обороны СССР Дмитрия Устинова (3-й слева) в ижевском аэропорту, 1977 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Жители города и республики могли улететь во многие крупные города Советского Союза – в Ленинград, Москву, Архангельск, Сочи, Симферополь, Киев, Одессу, Ташкент и Ригу. Билеты при этом были довольно доступными.

Билет на самолет по маршруту Ижевск – Быково – Черновцы (город на юго-западе Украины). Вылет 13 мая 1976 года. Фото: Надежда Дружкова
Билет на самолет по маршруту Ижевск – Быково – Черновцы (город на юго-западе Украины). Вылет 13 мая 1976 года. Фото: Надежда Дружкова
Багажная квитанция на самолет по маршруту Ижевск – Быково – Черновцы (город на юго-западе Украины). Вылет 13 мая 1976 года. Фото: Надежда Дружкова
Багажная квитанция на самолет по маршруту Ижевск – Быково – Черновцы (город на юго-западе Украины). Вылет 13 мая 1976 года. Фото: Надежда Дружкова

«В начале 1980-х билет до Москвы – 25 рублей, до Ленинграда – 32 рубля, до Свердловска – 15 рублей. Студенты имели стипендию 40 рублей, перед армией на заводе в конце 1970-х я получал примерно 200 рублей в месяц», – вспоминает историк и литератор Сергей Жилин.

Кассы аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Кассы аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Ресторан аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Ресторан аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Зал ожидания аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Зал ожидания аэропорта, 1974 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

С 1982 по 1988 годы командиром ижевского объединенного авиаотряда был Николай Пензин. Под его руководством совершенствовался наземный комплекс зданий и сооружений аэропорта. Также проводилось освоение новой авиационной техники в Удмуртии – самолетов Ан-26 и Ту-134. 

Самолеты ТУ-134 в ижевском аэропорту, 1987 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Самолеты ТУ-134 в ижевском аэропорту, 1987 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Оборудование диспетчерской аэропорта. За пультом Александр Малков, 2 декабря 1988 года. Фото: Государственный архив Удмуртии
Оборудование диспетчерской аэропорта. За пультом Александр Малков, 2 декабря 1988 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

1 июля 1988 года в ижевском аэропорту приземлился первый иностранный лайнер С130 «Геркулес» ВВС США. Самолет доставил группу американских инспекторов, которые прибыли в Воткинск для контроля за выполнением Договора СНВ-1 о ликвидации баллистических ядерных ракет средней и меньшей дальности.

40-(8).jpg
Транспортный самолет ВВС США С-141, примерно 1990 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Строгий конкурс для стюардесс

Кстати, в советское время на входе в аэропорт пассажиров не досматривали, только перед проходом в зал ожидания. Экипаж выходил на летное поле через проходную вне здания, просто показывая пропуска.

4-(233).jpg
Аэропорт «Ижевск». Фото: vk.com/ya_izhevsk

«Сейчас в аэропорту все намного организованнее и строже. У каждой службы своя функция, все делается по правилам», – рассказывает Алёна Корюкина, старший бортпроводник АО «Ижавиа». Она пришла работать в компанию в 17 лет, в 1987 году. Сначала трудилась на грузовом складе. До совершеннолетия на работу бортпроводником, о которой она мечтала, еще не брали. 

36-(12).jpg
Встреча Галины Кулаковой Алексеевны с олимпийских игр в Саппоро, 1972 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Чтобы стать стюардессой, она, кроме обучения, прошла конкурс. Претенденток отбирали в гостинице при аэропорте. Комиссия состояла из начальников практически всех служб.

Алена-Корюкина_начало-1990.jpg
Алена Корюкина, начало 90-х годов. Фото: «Ижавиа»

«В кабинете висела большая географическая карта СССР, по ней задавали вопросы по географии. Например, спрашивали, где находится Владивосток. Проверяли знание истории партии, истории СССР, сотрудников аэропорта. Конечно, и на внешность смотрели, и на возраст – строго с 19 до 24 лет. Кстати, сейчас возрастные рамки расширены», – вспоминает бортпроводница.

Алена-Корюкина1.jpg
Стюардессы «Ижавиа». Алена Корюкина первая слева. Фото: «Ижавиа»

По ее словам, уже в советское время существовали четко прописанные правила, как должны выглядеть стюардессы.

«Короткие, чистые ногти, чистые волосы, собранные в пучок, потому что мы имеем дело с питанием, минимум украшений – не больше одного кольца и неброские серьги. Высота каблука не должна быть выше 3,5 см – это связано с техникой безопасности. Даже цвет колготок был прописан».

32-(13).jpg
Стюардессы Устиновского объединенного авиаотряда на летном поле аэропорта, март 1985 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

Форма у всех стюардесс в СССР была одинаковая. Ирина Власова, которая в 80-е годы была стюардессой, а сейчас работает инспектором службы авиационной безопасности, вспоминает, что костюмы сначала шили из кримплена.

03-(1).jpg
Ирина Власова в 80-е годы работала стюардессой в Ижевске. Фото: «Ижавиа»

«Форма у нас была темно-синего цвета. В ней было очень удобно, она не мялась – хоть спи в ней. Шили ее специально на заказ для каждой стюардессы. Помню, как мы ходили на примерку, и одежду подгоняли под нас. Одно время летом у нас были сарафаны бледно-голубого цвета в полоску с пояском на пряжке, еще был бежевый костюм с красно-синим шейным платком. Зимой – длинное пальто с каракулевым воротником и мутоновая шапка с ушками – тепло, но ничего не слышно».

Аэропорт Ижевска, 25 декабря 1976 года. Видео: Ижевский андеграунд

Еще одно требование для стюардесс – владение навыками оказания первой медицинской помощи. Однажды ижевской стюардессе пришлось принимать роды. Это произошло во время рейса.

«Просто представьте картину. Среди пассажиров все вахтовики и одна беременная женщина. Ей нужно было срочно передать мужу какие-то документы. И вот уже снижение. А она вдруг вызывает стюардессу и говорит: «Все, я рожаю!» Та, конечно, опешила и стала просить потерпеть – всего 20 минут до посадки оставалось. Но все-таки роды начались на борту. Ей срочно организовали место за шторкой, у вахтовиков нашлась водка для дезинфекции и уже при заходе на посадку она родила девочку. Наша стюардесса и пуповину обрезала, а малышку в честь нее Таней назвали», – рассказала Ирина Власова.

02-(1).jpg
Ижевские бортпроводницы. Ирина Власова - первая слева. Фото: «Ижавиа»

Звездам подгоняли машины едва ли не к трапу

В 80-90-е годы пассажиров не возили к самолету на автобусах. Они добирались сами. А для важных партийных деятелей и звезд встречающие машины подавали на лётное поле.

41-(7).jpg
Непродолжительная прогулка от самолета до здания аэропорта. На снимке – народные депутаты СССР от Удмуртии, 11 июня 1989 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

«София Ротару прямо на «Чайке» к самолету подъехала. Киркорову тоже машину подгоняли. Он тогда еще с длинными кудрявыми волосами был. Зашел, вприпрыжку, в самолет с шариками, а они на борту запрещены, так и лопал по одному. А еще запомнились Илья Олейников и Юрий Стоянов. У нас было время отдыха, и они пригласили нас почему-то в лагерь. Стоянов сел за рояль, а потом они рассказывали смешные истории о других артистах. Очень много известных личностей было в нашей практике. Конечно, мы с ними и фотографировались – куда без этого», – вспоминает Ирина Власова.

11-(135).jpg
Аэропорт, 1970 годы. Фото: В.В. Бобылев, НМ УР

«Однажды заходит Валентина Толкунова с шикарным букетом цветов, а за ней заносят еще целую кучу. Положить их некуда было. Пришлось все убрать в передний багажник – он большой, перед входом в кабину. Так вот, когда прилетели, она эти букеты все нам и оставила – мол, заберите себе. А Армен Джигарханян – у меня даже мурашки по коже бегали. Зима, а он в пальтишке и в ондатровой шапочке. Вот кто фильмы с ним не смотрел, и не узнал бы – скромный такой. Бутусов Вячеслав тоже. Кепку на глаза натянул – я даже не поняла, что это он. Случайно увидела на его кресле посадочный талон с именем. Мне еще очень понравился Шура. Такой вежливый, всегда – спасибо, пожалуйста! А еще мы обожаем Александра Бречалова и Ярослава Семенова – шикарные пассажиры! Очень вежливые, интеллигентные, культурные и воспитанные», – улыбается старшая бортпроводница Алёна Корюкина. 

21-(29).jpg
Расписание самолетов из Ижевска, 1989 год. Фото: Музей СССР

Постсоветское время: капитальный ремонт аэропорта

Уже после распада Советского Союза, в 1992 году, в Удмуртии была образована компания «Ижавиа». Ее возглавил Вальтер Краутер, под руководством которого осваивалась новая для Удмуртии авиационная техника – самолеты Як-42. Одним из пилотов-первопроходцев на этих самолетах был Петр Кулямин. Он начал работать в компании в 1993 году, а сейчас – действующий командир ижевской эскадрильи Як-42.

Петр – потомственный пилот: его отец и дядя тоже летчики.

«Я с детства мечтал о небе, о полетах. Маленьким не раз бывал в кабине самолета – папа проводил меня туда, рассказывал, как и что устроено. Поэтому для меня аэропорт всегда был интересным и привлекательным местом. Конечно, с годами он преображается и становится более комфортным и современным. Сейчас легче летать, технологии позволяют. Например, стала более современной навигация. А раньше, помню, мы в уме считали, составляли формулы, использовали в расчетах навигационные линейки и показания приборов. В 90-е годы, когда я пришел сюда, понял, что попал в очень хорошую авиакомпанию с дружным коллективом», – вспоминает Петр Кулямин.

Визит мэра Москвы Юрия Лужкова в Удмуртию, 4 октября 1997 года. Фото: Государственный архив Удмуртии
Визит мэра Москвы Юрия Лужкова в Удмуртию, 4 октября 1997 года. Фото: Государственный архив Удмуртии
Встреча Президента РФ Владимира Путина в аэропорту Ижевска, 10 августа 2006 года. Фото: Государственный архив Удмуртии
Встреча Президента РФ Владимира Путина в аэропорту Ижевска, 10 августа 2006 года. Фото: Государственный архив Удмуртии

По его словам, раньше пилоты не говорили с пассажирами на английском языке. А вот содержание сообщений от экипажа было примерно такое же. Кстати, пилоты не слышат, как пассажиры хлопают после приземления. Но позже им об этом обязательно сообщают бортпроводницы. «Это очень приятно», – делится Петр Кулямин. 

«В то время летали в Ростов, Краснодар, Самару, Волгоград, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Пермь, Уфу, Челябинск, Екатеринбург, даже во Владивосток с посадкой в Чите. И в будущее надо смотреть с оптимизмом – конечно, будем из Ижевска летать и в Египет, и в Турцию», – считает командир эскадрильи.

В 90-е годы республиканские власти задумались о реконструкции аэропорта и его расширении. В 1997-1998 годах было построено здание международного терминала. Но из-за финансового кризиса этот проект заморозили на долгие годы. 

Зал ожидания в аэропорту Ижевска, 2018 год. Фото: Сергей Грачев
Зал ожидания в аэропорту Ижевска, 2018 год. Фото: Сергей Грачев
Самолет Як-42, 2018 год. Фото: Сергей Грачев
Самолет Як-42, 2018 год. Фото: Сергей Грачев
Законсервированный терминал в аэропорту Ижевска, 2018 год. Фото: Сергей Грачев
Законсервированный терминал в аэропорту Ижевска, 2018 год. Фото: Сергей Грачев

В 2010-2012 годах при поддержке правительства Удмуртии авиакомпания «Ижавиа» отремонтировала здание действующего аэровокзала: заменили кресла, обустроили зал повышенной комфортности, построили периметровое ограждение аэропорта и подъездную дорогу. Также был куплен перронный автобус и интроскопы для проверки багажа и ручной клади. Для обеспечения безопасности полетов компания приобрела противообледенительную технику. Но реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных и внутриаэродромных дорожек и некоторых других объектов пришлось отложить.

В 2012 году в компании «Ижавиа» работало: персонала – 700 человек, стюардесс – 43, пилотов – 64. Выполнялось 12 маршрутов на регулярной основе. В авиапарке находились самолеты Ту-134А-3М, Як-42 и несколько Як-42Д, несколько Ан-24РВ и Ан-26-100, которые выполняли чартерные полеты по контрактам с газовиками и нефтяниками.

В середине 2013 года  президент Удмуртии Александр Волков поручил правительству республики подготовить и утвердить всю необходимую документацию для возобновления строительства международного терминала. Но новый терминал так и не открылся. Сменивший Волкова Александр Соловьев отстаивал идею отремонтировать здание аэропорта к 100-летнему юбилею М.Т. Калашникова в 2019 году. В августе 2016 года ее поддержал тогдашний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Но проблема сдвинулась с мертвой точки лишь через несколько лет. 

45-(6).jpg
Новый транспорт, 2015 год. Фото: архив редакции

В 2016 году аэропорт Ижевск вошел в список аэропортов федерального значения. 

Новое время: статус международного и новый терминал 

В 2017 году с приходом нового главы Удмуртии Александра Бречалова о реконструкции здания аэропорта вновь заговорили.

Через год были представлены эскизы проекта: старое здание оставалось в неизмененном виде, а законсервированное строение международного терминала предлагалось перестроить.

52-(1).jpg
Вот так мог бы выглядеть новый терминал в аэропорту Ижевска. Фото: архив редакции

В 2018 году на рейсах авиакомпании «Ижавиа» было перевезено 432,3 тысячи пассажиров

В июле 2019 года власти Удмуртии приняли решение разделить аэропорт и авиакомпанию. 14 августа этого же года в Удмуртии официально зарегистрировали АО «Аэропорт Ижевск», которое возглавил гендиректор АО «Ижавиа» и ООО «Поможем» Александр Синельников.

47-(5).jpg
Boeing 737-800 «Душа Удмуртии». Фото: «Ижавиа»

В 2019 году аэропорт Ижевска впервые получил регулярный допуск Росавиации для обслуживания самолетов Boeing 737-800. Первый самолет этой модели компания «Ижавиа» взяла в лизинг у компании SmartAvia. В 2020 году стало известно, что все регулярные рейсы будут совершаться именно на этих самолетах. В 2021 году «Ижавиа» приобрела в лизинг самолет Boeing 737-800, который «одели» в ливрею «Ижавиа» с цветами удмуртского флага. А уже осенью этого же года к полетам был допущен второй Boeing, получивший ливрею в розово-фиолетовой гамме и название «Душа Удмуртии».

46-(6).jpg
Метеостанция рядом с аэропортом Ижевска. Фото: Амир Закиров

В 2019-2020 годах законсервированное здание международного терминала снесли. И уже в середине 2022 года Ижевск получил разрешение на строительство нового комплекса. Облик нового аэропорта жители Удмуртии выбирали в ходе онлайн-голосования. В нем приняли участие более 30 тысяч человек.

Здание нового терминала рассчитано на обслуживание 400 пассажиров в час – сейчас эта цифра вдвое меньше. Общая площадь объекта составит 10 тысяч кв. метров. Терминал будет оснащен тремя телескопическими трапами. Строительство планируется завершить к концу 2024 года.

Вот так будет выглядеть новый терминал аэропорта Ижевска. Фото: «Ижавиа»
Вот так будет выглядеть новый терминал аэропорта Ижевска. Фото: «Ижавиа»
Макет будущего терминала в аэропорту Ижевска. Фото: «Ижавиа»
Макет будущего терминала в аэропорту Ижевска. Фото: «Ижавиа»

22 апреля 2023 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об открытии в аэропорту столицы Удмуртии постоянного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу России и присвоении аэропорту статуса международного.

«Открытие пункта пропуска – событие, которого жители Удмуртии ждали много лет. Для нас, как для оператора аэропорта, оно означает завершение важного юридического этапа», – отметил гендиректор АО «Аэропорт Ижевск» Александр Синельников.

53-(1).jpg
Красавец! Фото: Николай Пушилин

По мнению Главы Удмуртии Александра Бречалова, новое здание позволит увеличить пропускную способность аэропорта на фоне увеличения пассажиропотока.

«В 2021 году аэропорт Ижевска обслужил рекордное для себя количество пассажиров – более полумиллиона человек. Напомню, еще в 2017 году, этот показатель не превышал 320 тысяч пассажиров. Динамика пассажиропотока этого года – оптимистичная. Учитывая востребованность внутреннего туризма, потребность в расширении экономических связей и своевременную реакцию на эти ожидания наших авиаперевозчиков, число пассажиров будет расти», – подчеркнул Глава Удмуртии.

49-(4).jpg
В Ижевске при участии министра транспорта РФ Виталия Савельева заложен первый камень строительства нового аэровокзального комплекса, 26 августа 2022 года. Фото: «Ижавиа»

В ноябре 2022 года компания «Ижавиа» была внесена в перечень туроператоров России: помимо авиаперевозок, компания занялась развитием внутреннего туризма и созданием новых маршрутов по Удмуртии и России.

В настоящее время аэропорт Ижевска имеет допуск на прием всех основных типов современных самолетов. Базовая авиакомпания обеспечивает регулярное авиасообщение Удмуртии с Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском и популярными курортными городами страны – Сочи и Калининградом. Прямые рейсы из аэропорта Ижевск также выполняются в Екатеринбург, Махачкалу и Минеральные Воды. 

48-(4).jpg
Бортпроводники компании «Ижавиа». Фото: «Ижавиа» 
Реклама. АО «Ижавиа»