Жители Удмуртии всё чаще расплачиваются картами и всё реже снимают наличные в банкоматах. В 2019 году Ижевск, Сарапул, Глазов и Воткинск вошли в ТОП-100 «безналичных» городов России. Какие новые способы оплаты «без купюр» появятся в ближайшем будущем, и кто по-прежнему предпочитает платить наличными – читайте в нашем материале.
Безналичная Удмуртия
Популярность безналичных средств оплаты ежегодно набирает обороты. Так, за большинство покупок в Удмуртии расплачиваются именно банковской картой: в 3 квартале 2019 года доля безналичного товарного оборота составила 52,31%, годом ранее этот показатель находился на уровне 48,10%.
В правительстве отмечают, что переход к безналичным платежам приносит выгоду как потребителям с точки зрения удобства, так и в целом обществу в части эффективного администрирования, роста валового регионального продукта, увеличения собираемости налогов, вывода экономики из теневого сектора.
Как прокомментировал первый вице-премьер региона, задача органов власти — содействовать повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования жителей Удмуртии. По словам Александра Свинина, в республике проводится активная работа по улучшению платежной инфраструктуры, и лидерство здесь - за Сбербанком. Начиная от внедрения новейших технологических решений в процесс безналичной оплаты для организаций-партнеров, заканчивая введением таких услуг в систему оплаты организаций, где ранее можно было платить только «наличкой». Весомую роль в развитии «безналичной среды» также играют совместные проекты банка, предприятий и органов госвласти региона, такие как «Безналичная Удмуртия».
Уже в 2020 году в рамках цифровизации региона удобное нововведение появится и для жителей Воткинска. Сбербанк совместно с Воткинским расчетным центром и управляющими компаниями реализует пилотный проект по выпуску «единой квитанции» с использованием сервиса «БРИС ЖКХ». В первой половине года жители Воткинска получат первую единую квитанцию, при этом деньги, которые заплатят за ЖКХ, уйдут напрямую к поставщикам услуг, а передавать показания счетчиков и оплачивать коммуналку жители смогут с помощью личного кабинета и мобильного приложения.
Где чаще расплачиваются картой?
Интересные наблюдения от Сбербанка: сегодня лидерами рынка безналичных платежей являются торговля, ЖКХ, медицина, госуслуги и общественный транспорт. Словом, это отрасли, услугами которых люди пользуются ежедневно. Самая низкая доля безналичных платежей — в автомобильной и строительной индустриях, а также в сфере образовательных услуг.
В 2020 году услугу безналичной формы оплаты в общественном транспорте продолжат совершенствовать, отмечают эксперты. Развитие эквайринга в общественном транспорте – одно из приоритетных направлений проекта «Безналичная Удмуртия». Сегодня картой можно расплатиться, зайдя в автобус в Ижевске, Глазове, Воткинске и Можге. В октябре-ноябре 2019-го в столице Удмуртии проводилась акция по снижению стоимости проезда на 2 рубля при оплате банковскими картами одной из платежных систем на городских и пригородных маршрутах автобусов, трамваев и троллейбусах. В ней также смогли поучаствовать пассажиры ИПОПАТ в Глазове и Можге.
Первый заместитель генерального директора-директор по экономике и финансам ОАО «ИПОПАТ» Денис Лукин отметил, что транспортная компания ввела безналичную оплату проезда в 2018 году, и сегодня эта услуга удобна не только пассажирам, но и самому предприятию.
— В первую очередь, наша цель — это обеспечение комфорта пассажиров, им не нужно искать мелочь и пересчитывать деньги. Второй момент: мы сами тоже уходим от ручного пересчета наличных денег, кондукторам это удобно. Соответственно, появляется возможность оптимизировать наши затраты на инкассацию средств в банк, - пояснил Денис Лукин.
В первые месяцы, когда ИПОПАТ только начал внедрять эквайринг (систему безналичной оплаты — прим. ред.), пассажиры неохотно переходили на безналичный расчет.
— Им нужно было увидеть, прочувствовать и понять преимущества нового способа оплаты в транспорте. Уже спустя 3-4 месяца пассажиры стали активно пользоваться новой услугой. В перспективе мы обязательно будем развивать это направление. Вышли с предложением в Минстрой Удмуртии установить дифференцированный тариф, чтобы проезд по безналичной оплате был дешевле, чем оплата наличными. Такой тариф уже введен во многих городах России, — подчеркнул замгендиректора транспортного предприятия.
Кроме того, для удобства пассажиров активно развивает свои сервисы и Сбербанк. Так, с 2018 года пополнить транспортную карту стало возможно в банкомате и через «Сбербанк Онлайн», а в 2019 появился автоплатеж, позволяющий поддерживать неснижаемый остаток на транспортной карте или автоматически продлить проездной.
Банкоматы распознают клиента по лицу
Оплата банковской картой в одно касание, покупка с помощью смартфона или часов – сейчас это уже не фантастика, о которой, возможно, и не мечтали на заре 2000-х, а самая настоящая реальность. Каких новинок ждать дальше?
В ближайшее время банкоматы Сбербанка начнут распознавать клиентов по лицу. Сегодня клиентам предлагают сделать цифровой «слепок» голоса. База цифровых «слепков» голосов позволит клиентам общаться с представителем банка в сall-центре по телефону, не называя свои персональные данные, кодовое слово, а в будущем планируется реализация данной технологии при обслуживании клиентов в любом офисе Сбербанка. Это ускоряет процесс обслуживания, а главное — дает стопроцентную гарантию, что ваши деньги - в безопасности.
Информация от партнера.
ПАО «Сбербанк».