Как энергетики «Т Плюс» в Удмуртии проходят нынешний отопительный сезон в условиях, когда дебиторская задолженность за поставленные ресурсы достигла 4,7 млрд рублей, - об этом руководители региональных предприятий Группы рассказали на очередной пресс-конференции. Она затронула большей частью вопросы качества взаимоотношений поставщиков ресурсов с клиентами, от платежной дисциплины которых во многом зависит надежность работы энергокомпаний в самый ответственный для них осенне-зимний период.
Директор Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» Дмитрий Федоров отметил, что все предприятия компании – ТЭЦ, ООО «УКС» и филиал в целом - получили паспорта готовности и сейчас полноценно работают в режиме отопительного периода. Вопросы по технической части работы теплоэлектростанций и теплосетей, как правило, решаются в текущем режиме и не влияют на общую картину стабильности теплоснабжения. Но есть еще вопросы во взаимоотношениях с управляющими компаниями, которые также, как и ресурсоснабжающие организации ответственны перед населением за качественное прохождение отопительного периода. Но главным образом – остаются вопросы оплаты поставленных ресурсов.
О масштабах сложившейся ситуации с дебиторской задолженностью подробно рассказал директор Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Денис Детинкин. Он представил следующие цифры по долгам клиентов перед предприятиями группы «Т Плюс» (на 01 октября 2017г.): по тепловой энергии – это более 1,3 млрд рублей, по ГВС - почти 1,1 млрд рублей, по электроэнергии - свыше 2,3 млрд рублей. Из них около 3,5 млрд рублей - просроченная задолженность.
Энергонадежность - равно платежная дисциплина жителей
Комментируя ситуацию с долгами за ресурсы, Дмитрий Федоров уточнил, что на недополученные средства компания «Т Плюс» в Удмуртии могла бы реализовать не одну годовую программу ремонтов и реконструкции на ТЭЦ и теплосетях. Он привел данные по общей стоимости такой программы в текущем году - 1,7 млрд рублей. И вместе с тем напомнил, что это гораздо больше финансовых объемов, обеспеченных тарифными источниками.
«Исполнение этой программы не зависит от сборов платежей, - подчеркнул Дмитрий Федоров. - Мы оплачиваем услуги и материалы нашим поставщикам, соблюдая правила игры и договорные условия. Поскольку мы не можем не платить – например, газовикам за топливо. А топливная составляющая в себестоимости нашей продукции – это более 60 %. При этом мы не получаем в полной мере даже средств, заложенных в тарифах. Соответственно перед нами постоянно стоит задача поиска кредитных ресурсов, поскольку мы не можем не выполнять свои обязательства по ремонту и реконструкции оборудования ТЭЦ и теплосетей».
Директор ООО «Удмуртские коммунальные системы» Ярослав Балобанов с свою очередь сравнил накопившиеся долги абонентов за ГВС перед УКС – 1,1 млрд рублей – с годовым бюджетом компании, включающим в себя все ремонты и реконструкцию теплосетей в Ижевске. «Это и реконструкция, и все виды ремонтов теплосетей в Ижевске. Фактически это целый год нормальной инвестиционной программы по модернизации теплосетей с достижением всех тех эффектов надежности и стабильности поставки тепловых ресурсов, которые мы закладывали в концессионном соглашении», - сказал руководитель УКС.
Он также акцентировал внимание на том, что, несмотря на все финансовые сложности компании, текущая ситуация с теплоснабжением в городе стабильная и находится под контролем. И это говорит о том, что УКС и «Т Плюс» движутся в правильном направлении, выбрав нужный вектор поддержки тепловой инфраструктуры и вкладывая значительные инвестиционные средства в ее развитие.
«Да у нас еще остается много вопросов по качеству теплоснабжения и ГВС, которые требуют ручного режима управления и обязательно совместно с управляющими компаниями. И я готов лично погружаться в эти вопросы до тех пор, пока система требует доработки, - сообщил Ярослав Балобанов. При этом он подчеркнул, что любые задачи по поддержанию надежности теплосетей и качеству ресурса могут быть решены только при нормальной надежной платежной дисциплине абонентов.
Исключить посредников
Как обозначил директор энергосбытовой компании Денис Детинкин, самой проблемной группой абонентов по дебиторской задолженности остается «население»: «А именно долги управляющих компаний и ТСЖ. Если по бытовым абонентам - непосредственно по жителям на прямых договорах с энергетиками - ситуация более-менее стабильна, и глубина их задолженности в среднем не превышает 2,5 месяца, то по УК и ТСЖ – это уже 6 и более месяцев».
Действенной мерой в разрешении ситуации с нарастающими долгами энергетики видят переход населения на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Это позволит исключить из схемы поступления платежей посредников в лице УК и ТСЖ, которые могут не сразу или в неполном объеме перечислять деньги поставщикам ресурсов, или не производить оплату вовсе.
Кроме того, Денис Детинкин подробно остановился на теме повышения качества обслуживания населения и на том, что за последнее время было сделано энергосбытовой компанией для решения проблем с очередями в офисах Ижевского отделения. Так в течение года компания открыла дополнительные офисы по городу. А, начиная с 7 ноября, ряд крупных офисов по адресам: ул. 7 Подлесная 100, ул. Ленина 27 и ул. Татьяны Барамзиной 84, перешли на новый режим работы - с 8:00 до 18:00, увеличив временной период приема жителей. Предпринятые меры позволили разгрузить поток посетителей, разобраться с основной массой обращений жителей. И в дальнейшем компания нацелена продолжать работу в этом направлении, чтобы решить проблему очередей.